- коммерческих, направленных на получение наибольшей прибыли;
- экономических, направленных на разработку задач и проверку результатов;
- социальных, направленных на кадры и социальное развитие коллектива;
- хозяйственных направленных на материально - техническое обеспечение торговых процессов.
Подцели являются целями подразделений, то есть функциональных областей торговой организации: коммерческой фирмы, экономического отдела и бухгалтерии, отдела кадров и отдела по общим вопросам.
Каждое подразделение обеспечивает достижение системы частных целей. Целевой подход в управление позволяет достигать генеральную цель организации через подцель, достигаемые посредством достижения частных целей. Целевое управление - процесс, состоящий из четырех независимых этапов: разработка ясной сжатой формулировки целей; разработка реалистических планов их достижения; систематический контроль и изменение качества работы и результатов; принятие корректирующих мер по достижению планируемых результатов.
Все элементы цели это мероприятия, которые ежегодно обновляются.
Задачи организации - это должностные инструкции, т.е. предписанная работа.
Функции управления отражают содержание процесса управления, вид управленческой деятельности.
Рис. 1.9. Целевой подход к управлению организацией
Функция - это особый вид управленческой деятельности, с помощью кого субъект управления воздействует на объект. Выделяют две группы функций: основные и специфические. Основные функции, не прописываются в учредительных документах, но исполняются на практике:1. Планирование - разработка целей, задач, предвидение результатов.2. Организация - это организация деятельности предприятия, работы персонала и внешних связей.3. Мотивация - обеспечение заинтересованности работника в повышении результатов его труда.
4. Контроль - за деятельностью персонала и финансовыми показателями. Все функции между собой взаимосвязаны, не выполнение одной приводит срыву процесса управления. Последовательность выполнения функций представляет собой замкнутый цикл и не может быть изменена (рис. 1.10).
Рис. 1.10 Управленческий круг
Специфические или торгово-хозяйственные функции, они воздействуют на отдельные стороны хозяйственной жизни (реализация товаров, воздействие на потребителей и формирование потребительского спроса, обеспечение высокой культуры обслуживания, подбор, расстановка и воспитание кадров, закупка и зазвоз товаров, контроль за качеством товаров).
Управление предприятием складывается из совокупности основных и мифических функций управления это и является функциональным подходом в управлении.
За свою историю управленческая мысль обогащалась различными теориями и сейчас представляет сплав различных подходов (принципов управления), которые руководителю необходимо учитывать:
Принцип - это фундаментальная истина, объясняющая связи между разными величинами. Принцип управления - это основополагающая идея закономерность и правило поведения руководителя по выполнению управленческих функций.
1. Разделение труда - специализация, которая считается эффективной для выполнения поставленной цели и распределения рабочей силы.
2. Власть и ответственность - человек взявший власть в свои руки должен ответственен перед персоналом за свое управление.
3. Дисциплина - уважение договорных соглашений (график, режим работы, сроки исполнения, объем оплаты).
4. Единоначалие.
5. Единство руководства - руководители подразделений должны поддерживать руководство и доводить до сведения подчиненных.
6. Подчинение личных интересов общественными.
7 Вознаграждение должно быть адекватным и не обидным.
8. Централизация - в период кризиса на предприятии вся власть должна сосредотачиваться у ТОП-менеджеров, в период расцвета идет децентрализация власти.
9. Скалярная цепь начальников - их должно быть столько, сколько необходимо для эффективного управления.
10. Порядок - все и всё в организации должны находиться на своих местах.
11. Лояльность (справедливость) - преданность персонала, должна быть вознаграждена добрым и справедливым отношением со стороны администрации.
12. Стабильность пребывания в должности - излишняя текучесть кадров причина и следствие плохого управления и финансовых махинаций руководства.
13. Инициатива - менеджер должен поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные могли получить возможность проявить личную инициативу.
14. Корпоративный дух - приверженность идеям организации и гордость за организацию.
В управлении используются методы:
1. Экономико-математические.
2. Организационно-распределительные и правовые (правовые акты, нормативы, инструкции, для регулирования экономических, трудовых и организационных отношений).
3. Социально-психологические (методы мотивации).
Кроме того, руководитель использует в своей работе многочисленные средства и методы при планировании, принятии решений, прогнозировании.
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных обязанностей.
Перед менеджером стоит задача - выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации.
Основу линейно-функциональной структуры составляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу (рис. 1.11).
Рис.1.11 Линейно-функциональная структура управления
Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством - показателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов, производительности труда, качества, использования производственных мощностей. Для оценки служб, осуществляющих управление персоналам, используются такие параметры, как текучесть кадров, дисциплина труда и другие. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников, ориентированная, прежде всего, на достижение высоких показателей каждой службой. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, ибо считается, что все службы в той или иной мере работают на его достижение.
Для более наглядного сравнения, представим достоинства и недостатки такой структуры, сгруппированные в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Преимущества и недостатки линейной структуры управления
Преимущества линейной структуры
Недостатки линейной структуры
· четкая система взаимных связей функций и подразделений;
· отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования;
· четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель · ясно выраженная ответственность · быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
· в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими · тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений · малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации · критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные · тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности · большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение; · перегрузка управленцев верхнего уровня; · повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев
В настоящее время классические линейно-функциональные структуры присущи лишь мелким и части средних компаний. Они редко используются на уровне транснациональных корпораций, чаще - на уровне их подразделений за рубежом. Для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к построению организационных структур управления.
Дивизиональные (отделенческие) структуры управления (от англ. слова division - отделение, подразделение компании) являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа и даже порой их считают чем-то средним между бюрократическими (механистическими) и адаптивными структурами.
Дивизиональные структуры - структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли
Под отделением (дивизионом) подразумевается организационная товарно-рыночная единица, имеющая внутри необходимые собственные функциональные подразделения. На отделение возлагается ответственность за производство и сбыт определенной продукции и получение прибыли, в результате чего управленческий персонал верхнего эшелона компании высвобождается для решения стратегических задач. Следовательно, для дивизиональных структур характерно сочетание централизованного стратегического планирования в верхних эшелонах управления и децентрализованной деятельности отделений, на уровне которых осуществляется оперативное управление и которые ответственны за получение прибыли.
В проектных и матричных организациях происходит наложение специально созданных, временных структур на постоянную структуру организации. Происходящие при этом наложения полномочий иной раз приводят к борьбе за власть, конформизму при выработке групповых решений и чрезмерным затратам.
Конгломераты состоят из основной фирмы и дочерних компаний, рассматриваемых в качестве отдельных экономических центров.
Многие крупные организации используют сложную составную структуру, состоящую из структур разных типов, Структура представляет собой систему органов. Система - единство, состоящее из взаимосвязанных частей (в организации - подразделение), каждое из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого.
Рис.1.12. Дивизиональная структура управления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10