Следующий важный элемент внешней среды сети «Магнит» – потребители. Для анализа потребителей целесообразнее всего использовать данные отдела маркетинга, проводящего периодический мониторинг покупательской активности.
В ходе этого маркетингового мониторинга был составлен социально-демографический портрет покупателя сети супермаркетов «Магнит» в г. Краснодаре и также была проведена оценка частоты покупок конкретных товарных групп.
Для выявления информации о том, сколько составляют расходы на продукты питания в семье, респондентам предлагался следующий вопрос: «Какую долю в бюджете Вашей семьи составляют расходы на продукты питания?». Данные ответов представлены на рисунке 8.
Рисунок 8 - Доля расходов покупателей на продукты питания
Из рисунка 8 видно, что половина опрошенных респондентов (51%) ежемесячно тратят на продукты питания практически весь семейный бюджет.
В целях изучения структуры уровня доходов покупателей был задан вопрос относительно уровня доходов в семье. Результаты представлены на рисунке 9.
Рисунок 9 - Распределение уровня доходов покупателей сети супермаркетов «Магнит»
На рисунке 9 видно, что большую долю покупателей супермаркета составляют люди с доходами от 2000 до 5000 руб. (43%) и от 5000 до 10000 руб. (31%), то есть со средним материальным достатком и достатком ниже среднего.
Результаты относительно критериев продуктов, которые являются важными при покупке распределились следующим образом:
1) качество продукта;
2) упаковка;
3) цена товара;
4) фирма-производитель (см. рисунок 10).
Рисунок 10 - Степень важности показателей продуктов для покупателей сети
На рисунке 10 наглядно видно, что первостепенными факторами при принятии решения о покупке того или иного продукта питания для покупателя супермаркета «Магнит» являются, во-первых, качество продукта (9,2 балла) и во-вторых, упаковка товара (8,9 балла). Взаимосвязь этих критериев очевидна, так как дизайн упаковки, ее эстетический вид, ее удобство для потребителя ассоциируются у покупателя с качеством самого товара.
В ходе исследования также выяснилось, что в структуре покупателей супермаркетов «Магнит» по полу, по доходам и по расходам на продукты питания можно выделить основной сегмент - это женщины со средним уровнем доходов, основные расходы которых приходятся на продовольственные товары.
Для основной массы покупателей приоритетными факторами покупки являются качество продуктов питания и их упаковка, на втором месте - цена и уже потом фирма-производитель.
3.2 Анализ факторов внутренней среды сети супермаркетов «Магнит»
Так как сеть супермаркетов «Магнит» не является производственным или финансовым предприятием, а осуществляет свою профессиональную деятельность в сфере розничной торговли продуктами питания и бытовыми товарами, то для предприятия не все факторы внутренней среды являются основополагающими. Важнейшими факторами внутренней среды для супермаркетов «Магнит» как сетевой торговой организации будут являться такие факторы, как персонал и производство (в данном случае – товарный ассортимент).
Анализ персонала как фактора внутренней среды сети «Магнит» целесообразно проводить на основе данных отдела управления персоналом компании. Общие данные по персоналу сети «Магнит» представлены в таблице 5.
Таблица 5 Общие данные о персонале сети супермаркетов «Магнит» в г. Краснодар
Показатели движения
2007 г.
2008 г.
Численность персонала на конец года, чел.
1796
1803
Принято на работу, чел.
165
218
Выбыло, чел.
в том числе:
129
133
по собственному желанию
131
уволено за нарушение трудовой дисциплины
-
2
1832
1890
Среднесписочная численность персонала, чел.
1814
1846,5
Коэффициент оборота по приему работников
0,119
0,079
Коэффициент оборота по выбытию работников
0,015
0,014
Коэффициент текучести кадров
0,021
Наиболее полной характеристикой персонала как фактора внутренней среды является социальная структура персонала, сгруппированная по 12 признакам: пол, возраст, стаж работы, образование и так далее. В таблице 6 приведен анализ персонала сети «Магнит» по одному из общих признаков – возрасту.
Таблица 6 Распределение сотрудников сети супермаркетов «Магнит» в г. Краснодаре по возрасту
Группы сотрудников по возрасту, лет
Численность рабочих на конец года, чел.
Удельный вес, %
2006
2007
2008
До 20
2840
3200
3160
5,3
5,9
6,3
20 - 30
6700
7250
7350
10,6
11,0
11,8
30 - 40
14700
14980
16380
15,9
17,6
23,6
40 - 50
27720
28710
30060
22,7
22,8
22,9
50 - 60
15400
15290
14740
30,3
28,7
Свыше 60
2400
2280
2040
15,2
14,0
Средний возраст сотрудников по предприятию
39,5
39,1
39,0
Итого
1766
100
Приведенные в таблице 6 данные позволяют сделать вывод о том, что за исследуемый период ощутимо повысилась доля сотрудников компании в возрастных границах 30-40 лет, и также снизилась доля работников предпенсионного и пенсионного возраста. Эти факторы привели к тому, что средний возраст сотрудников сети «Магнит» снизился на 0,5 года и составил ровно 39 лет.
Далее необходимо проанализировать качественный состав трудовых ресурсов сети «Магнит», т.е., распределение работающих по уровню образования и по стажу работы (см. таблицы 7–8).
Таблица 7 Распределение персонала сети «Магнит» по образованию
Группы сотрудников по образованию:
Численность сотрудников на конец года, чел.
начальное
67
3,7
3,5
незаконченное среднее
121
148
6,6
7,6
среднее, среднее специальное
995
1035
54,4
53,5
высшее
645
685
35,3
35,4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7