Рефераты. Возможности диагностики психических дисфункций в вероятных экстремальных условиях






- технические (презентируют материал в аудио-, видео- или кино форме, а также через иные технические устройства);

- сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

Г) По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов:

- объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого);

- субъективные (данные зависят от особенностей экспериментатора или испытуемого).

Д) По критерию наличия тестовых норм: имеющие и не имеющие подобные нормы.

Е) По внутренней структуре:

- мономерные (диагностируется и оценивается единственное качество или свойство);

- многомерные (предназначены для выявления и оценки сразу нескольких психологических качеств).

Одна и та же методика может одновременно рассматриваться и квалифицироваться по различным критериям, поэтому может быть отнесена сразу к нескольким классификационным группам. Наиболее часто употребляется подход, при котором все психодиагностические методики делятся на: стандартизированные (формализованные) и экспертные (мало формализованные, клинические).

Методы психодиагностики должны удовлетворять следующим требованиям.

Стандартизированные (тесты):

а) должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;

б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;

в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим и критериальным тестовым нормам); выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих данных;

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность;

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью данных;

Экспертные:

а) инструкция по применению конкретного метода (методики) снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;

б) инструкции к проведению конкретного метода (методики) должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (тестов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т.п.);

в) процедура обработки результатов теста должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы передавать конечный результат другому эксперту;

г) пользователи (разработчики) должны иметь возможность воспроизвести (повторить) нормативные исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных.

3. Психические состояния

Проблема психических состояний является одной из важнейших в деятельности психолога и, соответственно, в психологии. Для полного и всестороннего понимания человеческой личности следует рассматривать не только непрерывно изменяющиеся психические процессы и устойчивые особенности личности, но и временные, и вместе с тем целостные, психические состояния. Такой подход дает более полное представление о сущности психики, о взаимодействии психических структур и процессов.

Идея психического состояния вытекает из того, что психика - это величина не постоянная, она не всегда “равна самой себе”, ее параметры подвержены переменам.

Люди характеризуются не только теми качествами, которые им свойственны, но и состояниями, в которых они находятся в данное время (в то время, когда мы с ними имеем дело). Психическое состояние - это почти первый факт, с которым мы сталкиваемся, вступая в контакт с человеком.

Практическая значимость проблемы психических состояний вытекает также из того, что производительность труда в любой области, существенно зависит от психического состояния человека.

Для нормализации психических состояний людей во многих странах, в том числе и в России существуют специальные службы и институты. В Англии, например, работает добровольное общество “самаритян” - полурелигиозная организация, которая призвана спасать людей, находящихся на грани риска принятия решения об уходе из жизни(суицида). Организация работает в основном ночью, поскольку именно ночью многие люди впадают в состояние душевной депрессии. Этими проблемами занимаются также многочисленные “телефоны доверия”, “горячие линии” общего и специального назначения. Так что же такое психическое состояние?

Состояние вообще - положение (ситуация), в котором кто-нибудь или что-нибудь пребывает. Это - качество, форма, вид, уровень, число чего-либо в данный момент или период, условия и обстоятельства, в которых кто-либо, что-либо находится. Состояние - это физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение. Один из вариантов - “возможность (невозможность) что-либо сделать” , например “солдат в состоянии (не в состоянии) выполнить данный норматив”.

В психологии это понятие употреблялось издавна, но так, как в повседневной речи, а не как научное понятие. В психиатрии термин “состояние” был более содержательным, выделено и изучено несколько болезненных состояний психики.

В середине 50-х годов появилось несколько статей Н.Д.Левитова, которые привлекли внимание к психическому состоянию. Началась исследовательская работа первоначально в психологии спорта, инженерной психологии и психологии труда. Затем в НИИ общей и педагогической психологии (ныне Психологический институт РАО) была создана лаборатория психических состояний под руководством Ф.Д.Горбова. За прошедшие 40 лет проведено множество исследований по отдельным состояниям, или по состояниям людей в разных видах деятельности: по методологии вопроса, по психофизиологии состояний.

За рубежом исследуются в основном отдельные состояния, такие как стресс, фрустрация и некоторые другие. Эти конкретные разработки являются более “продвинутыми”, более пригодными для практики.

Развернутое определение психического состояния принадлежит Н.Д.Левитову. По его мнению, психическое состояние - это некоторое характерное единство психических процессов, оказывающее существенное влияние на их течение и результаты психического функционирования: “Это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности”

Ф.Д.Горбов в 1972 году определил психическое состояние как синдром (комплекс симптомов, или признаков), которые, сменяясь, сопровождают жизнь и деятельность человека в его взаимоотношениях с окружающим миром.

А вот как описывают психическое состояние специальные психологические словари.

В “Психологическом словаре” - психическое состояние определяется как интегрированное отражение внешних и внутренних воздействий без отчетливого осознания их предметного содержания. Всё это отражают: бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, утрата чувства реальности, переживание “уже видел”, скука.

В другом словаре “Психология” - “Состояние человека может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние - это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение благополучия (неблагополучия), комфорта (дискомфорта) в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Состояние человека выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей ситуации и среде”

В “Кратком психологическом словаре” - “Психическое состояние - понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия “психический процесс”, подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия “психическое свойство”, указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности… Психическое состояние представляет собой обобщенную характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени...”

Проанализируем эти определения.

Психическое состояние - это (буквально) состояние психики (психологическая, внутренняя ситуация). В психике есть нечто жесткое, стабильное, устойчивое (твердый характер, “нравственная устойчивость личности”, прочные убеждения, косные навыки и привычки и т.п.). Все это не относится к области психических состояний. Психическое состояние - это, прежде всего, особый вид психической динамики.

Эта динамика, как правило, характеризуется обратимостью, цикличностью, которая обусловливается последствиями работы, ее продолжительностью, тяжестью, ответственностью, опасностью и другими параметрами, а также эмоциональными факторами - удачами и неудачами, реакциями на социальные и иные воздействия, затрагивающими потребности и ценности людей.

Психическое состояние - это стадия, фаза, некий период в обратимой психической динамике. Психическое состояние характеризуется уровнем и содержанием функционирования психики, качеством психической организации. Психическое состояние является фактором большей или меньшей продуктивности умственной и физической деятельности.

Психическое состояние - ситуативная характеристика психики, в отличие от личностной (стабильной) и процессуальной.

Понятие “психическое состояние” позволяет в какой-то мере осуществить комплексный подход к познанию психики. Психическое состояние - это психика, но рассматриваемая со стороны:

- уровня активности и работоспособности;

- внутренней динамической структуры;

- благоприятствования деятельности, развитию, здоровью личности.

Есть два подхода к толкованию психического состояния, в зависимости от взгляда на его место в системе психических явлений.

Первый подход характерен тем, что в содержание состояния включают все параметры психической активности человека на протяжении некоторого промежутка времени, в течение которого они остаются более или менее стабильными. Состояние - это текущий профиль психической активности, показывающий, какие формы психической активности выражены больше, какие меньше, какие играют ведущую роль в поведении человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.