НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ
Известно, что физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния здоровья детей. Состояние физического развития зависит от врожден-ных особенностей, а также от условий окружающей среды, в ко-торой растет и формируется организм. К проведению обследования физического развития детей, в частности антропометрии следует допускать подготовленных медицинских работников, так как тех-ника и методы антропометрических измерений требуют определенных знаний и практических навыков.
Измерение детей первого года жизни проводится в положении лежа горизонтальным ростомером. Ребенок укладывается на спину таким образом, чтобы голова плотно прикасалась макушкой к по-перечной планке ростомера. Голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной вертикальной плоскости. Помощник плотно фиксирует голову ребенка. Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени ребенка. Правой рукой под-водят подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая стопы до прямого угла. Расстояние между неподвижной и под-вижной планкой будет соответствовать росту ребенка.
Измерение роста у детей старше года проводится в положении стоя ростомером. Ребенок становится на площадку ростомера спи-ной к вертикальной стойке, в естественном, выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межло-паточной областью и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха на-ходятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове без надавливания.
Определение массы тела у детей раннего возраста проводится на весах с максимально допускаемой нагрузкой до 20кг. Вначале взвешивается пеленка. Она кладется на лоток весов, так, чтобы края пеленки не свешивались с лотка. Ребенок укладывается на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножками на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают на широкую часть лотка ягодицами, ножками на узкую часть. По-мещать ребенка на весы и снимать с них можно только при закры-том коромысле весов, стоя не сбоку, а прямо со стороны коро-мысла весов. Показания веса отсчитывают с той стороны гири, где имеются насечки или вырезка (нижнюю гирю необходимо по-мещать только в имеющиеся на нижней, шкале насечки). После записи веса гири ставятся на ноль. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки.
Взвешивание детей до одного года в дошкольных учреждениях проводится каждые 10 дней, от 1 до 3 лет -- один раз в месяц.
Измерение окружности груди производится сантиметровой прорезиненной лентой в состоянии спокойного дыхания (паузе, а детей старших возрастов при вдохе и выдохе). Лента наклады-вается сзади -- под углами лопаток, а спереди -- на уровне ниж-него края сосков.
Помимо антропометрических измерений отмечается тонус мышц, тургор тканей, характер жироотложения и т. д. Определять толщину подкожножирового слоя следует не на одном каком-либо участке, а в различных местах (на груди -- между соском и грудиной, на животе -- на уровне пупка, на спине -- под лопатками, на конечностях -- на наружной поверхности бедра и плеча, на лице -- в области щек). В зависимости от толщины подкожножи-рового слоя говорят о нормальном, избыточном и недостаточном отложении жира. Обращается внимание на равномерное (по всему телу) или неравномерное распределение подкожножирового слоя.
Определение тургора мягких тканей проводится путем сдавливания большим и указательным пальцами правой руки кожи ивсех мягких тканей на внутренней поверхности бедра и плеча, при этом воспринимается ощущение сопротивляемости или упру-гости, называемое тургором. Если тургор снижен, то при сдавли-вании определяется ощущение вялости или дряблости.
Тонус мышц определяется при помощи пассивного сгибанияи разгибания верхних и нижних конечностей. По степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, а также по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь, судят о тонусе мышц. У здоровых детей тонус и масса мышц на симмет-ричных местах должны быть одинаковыми.
Эти описательные признаки оцениваются по выраженности как «малая», «средняя», и «большая».
Индивидуальная оценка физического развития базируется на сопоставлении его антропометрических данных с регионарными нормативами, разработанными методом регрессивного анализа. Использование нормативных или дентальных таблиц позволяет дать дифференцированную характеристику физического, развития ребенка и выделить, детей, нуждающихся в постоянном контроле и консультации специалиста.
Отставание в физическом развитии может быть обусловлено рядом причин, которые необходимо выявить врачу дошкольного учреждения. Определенное значение имеет наследственно-конституциональный фактор. Чаще причиной неудовлетворительного физического развития являются хронические инфекции и интоксика-ций, в первую очередь ревматизм, тонзиллогенная кардиопатия, хронический пиелонефрит, гипотиреоидный нанизм. О нанизме можно говорить лишь в том случае, если показатель роста более чем на 10% ниже стандарта.
Детальное обследование ребенка позволяет выявить особенности его кожи, лимфатического аппарата, костной системы. У детей дошкольного возраста может быть выявлен сколиоз или воронкообразная грудная клетка. Своевременное обнаружение этой патологии предотвращает развитие инвалидности в будущем. Все дети с подозрением на патологию опорно-двигательного аппарата, должны быть направлены на консультацию к ортопеду, показана корригирующая гимнастика.
возраст
мальчики
девочки
пульс
дыхание
а/д
вес
рост
1 год
11,5-13,8
82-87
11,7-13,5
80-87
120-125
35
2 год
12-14
85-92
11,8-14,0
82-90
110-115
3 год
13,8-16
92-99
13,6-16
91-99
105-100
28
4 год
15,8-18,5
98-107
14,5-17,5
95-108
100-106
80-104
40-60
5 лет
17,6-21,7
105-116
16,9-19,9
98-112
100
80-109
6 лет
19,6-24,2
111-121
18,8-23,8
111-116
90-96
26
7 лет
21,6-28,2
118-139
21,8-27,4
118-129
85-90
40-70
8 лет
9 лет
80-85
85-114
45-74
10 лет
78-75
20
90-119
50-70
12 лет
75-72
13 лет
72-82
95-117
53-73
14 лет
72-76
17
пол.
Уровень физического развития
Высокий
Выше среднего средний
Ниже среднего
низкий
1
2
3
4 5
6
7
Масса тела
3г.
мал..л
18,7>
18,6-17,3
17,2-14,1
14,0-12,6
12,5<
дев.
18,5>
18,4-16,9
16,8-13,8
13.7-12,4
12,3<
мал..
19,1>
19,0-17,8
17,4-14,7
14,6-13,1
13,2<
6мес.
18,6-17,7
17,6-14,2
14,6-13,3
12,9<
4г.
мал.
19,6>
19,5-18,3
18,2-15,3
14,1-13,0
13,8<
18,9>
18,8-17,5
15,2-13,9
13,5<
21,2>
21,1-19,7
19,6-16,0
14,6-13,6
14,3<
дев..
20,4>
20,3-18,3
18,2-15,7
15,9-14,4
14,1<
5лет
22,9>
22,8-21,0
20,9-16,8
15,6-14,2
14,8<
21,9>
21,8-20,2
20,1-16,6
16,7-14,9
14,9<
23,9>
23,8-22,1
22,0-18,1
16,5-14,9
16,1<
6міс.
23,8>
23,7-21,8
21,7-17,6
18,0-16,2
15,5<
6лет
25,0>
24,9-23,2
23,1-19,5
17,5-15,6
17,5<
25,9>
25,8-23,5
23,4-18,6
19,4-17,6
26,7>
26,6-24,7
24,6-20,3
18,5-16,2
18,2<
6мес..
27,5>
27,4-24,9
24,8-19,7
19,6-17,6
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5