Рефераты. Наркомания как медико-социальная проблема






Безработица возникает оттого, что наркоман не может удержаться на одном месте работы, чаще всего по причине постоянных прогулов, опозда-ний и редкостной неисполнительности. Те боль-ные, которые стали наркоманами в юном возрас-те, не могут работать из-за отсутствия необходи-мого образования.

Преступления обычно являются результатом без-работицы и безденежья, а вовсе не агрессивнос-ти. На опиатные наркотики нужно довольно мно-го средств, а взять денег негде. Поэтому нарко-маны вынуждены воровать, мошенничать, зани-маться проституцией или торговать наркотика-ми.

Самоубийства. Любой, кто знаком с общими ос-ложнениями наркомании, не удивится высокой час-тоте самоубийств среди наркоманов. Но для них есть еще одна причина: бесконечные неудачные попытки вылечиться. Тяготы жизни с наркотика-ми и невозможность расстаться с ними создают психологическую ловушку, единственный выход из которой видится в самоубийстве.

1.5 Профилактика наркоманий

Наркомания практически не поддается лечению, поэтому важное значение представляет ее профилактика на той стадии, пока аддитивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму бо-лезни. В истории борьбы с наркоманией и попыток осущест-вления профилактики этого страшного зла можно выделить три этапа.

Запретительный этап относится к 1950--1970 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы) признало: наркомания стала траге-дией больших масс молодежи. Тогда профилактика сводилась к формированию представлений об опасности наркотиков, вы-работке страхом отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты -- вот ключевые понятия этого этапа. Здравомыслящему человеку понятна низкая эффектив-ность такой политики.

Информационный этап приходится на 1980-е годы, и его логика -- в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, ста-тистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что зна-ние беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограничительная политика, она тоже не дала желаемого результата.

Очевидно, что знания о наркотиках и негативное отноше-ние к ним должны быть подкреплены опытом отказа от нар-котического пути решением актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного третьего этапа. Его можно условно назвать воспитательным этапом.

Воспитывающая, обучающая технология может быть эффек-тивной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и практическую.

Между тем реальная устойчивость к наркогенному давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие механизмы эффективной соци-альной адаптации (ребенок может реализовать свои социальные потребности, не прибегая к наркотикам). Все это возможно лишь при вовлечении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его общей социализации.

Многие факторы риска в развитии наркомании несовершен-нолетних носят внутриличностный характер, где внешние об-стоятельства выступают как «запускающий» их механизм. Сле-довательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания -- осознанной и самостоятельной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает вза-имосвязь трех основных педагогических процессов: социализа-ции, самовоспитания и специального образовательного педаго-гического воздействия на личность ребенка -- антинаркотиче-ского воспитания.

К сожалению, такая модель педагогической профилактики не ориентирована на детей и подростков, имеющих начальный опыт одурманивания. Как правило, сфера заботы педагогов -- те, кто еще «не пробовал», и те, кто уже систематически ис-пользует наркотические и токсические вещества. Между тем своевременная психолого-педагогическая коррекция способна эффективно предотвратить развитие наркогенного заражения у начинающих. Первая проба детьми одурманивающего вещества, как правило, остается незамеченной дм их родителей и учи-телей.

На современном этапе развития российского общества назрела острая необходи-мость решения основных задач организации профилактики употребления наркотиков в образовательных учреждениях стра-ны. Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготов-ки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.

Во-вторых, необходимо в экстренном порядке выработать определенные способы сотрудничества общества, различных об-щественных организаций и государственных структур с семьей. При этом крайне важно организовать активность самих родите-лей на уровне двора, школы, микрорайона, муниципалитета в виде организации и поддержки таких движений, как «Родители против наркотиков», «Школа без наркотиков», «Чистый район». Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консуль-тативных пунктов. Именно они на профессиональном уровне должны обеспечить семьям первичную помощь, именно они должны стать посредниками между семьей и специалистами.

В-третьих, необходимо найти достойное место в общеобра-зовательных программах основам здорового образа жизни, фор-мированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, предвидеть грозящие опасности и находить пути их предупреждения. Речь идет о задаче школы в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье.

В-четвертых, необходимо обеспечить действенную социаль-ную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабили-тационные центры, комиссии по защите прав несовершенно-летних). Сейчас для этого появилась новая законодательная основа: Федеральный закон «Об основах системы профилак-тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В рамках этого закона следует установить взаимодействие специалистов различных ведомств в профилактике нарко-мании.

В феврале 2000 года Коллегией Министерства образования Российской Федерации утверждена «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образователь-ной среде». В ней выделены первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ.

Первичная профилактика направлена на формирование обще-ственного неприятия употребления наркотиков, на предупреж-дение приобщения детей и подростков к наркотикам. Сущест-венную роль в достижении целей этого этапа ифает современная школа.

Первичная профилактика разрабатывается с учетом необхо-димости влияния на три основные сферы самореализации ре-бенка -- семью, образовательное учреждение и место проведе-ния досуга (включающего микросоциальное окружение). Стра-тегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизнен-ного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактив-ных веществ;

формирование ресурсов семьи, помогающих воспита-нию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспе-чивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять нарко-тики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекра-щении приема наркотиков;

внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

развитие социально-профилактической инфраструкту-ры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска» наркотизации и ребенка, заболевшего нарко-манией.

Итак, можно полагать, что наиболее адекватной для совре-менного состояния развития общества является стратегия сдер-живания распространения наркомании. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избав-ления от наркомании нереально. Следует подчеркнуть, что про-блема предупреждения употребления наркотиков не может быть решена исключительно запретительными мерами. Традицион-ный проблемно-ориентированный подход, акцентирование негативных последствий приема наркотиков в отрыве от других средств не дадут нужного эффекта.

Именно поэтому в качестве стратегического приоритета пер-вичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патоло-гию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от воз-никновения проблем потенциал здоровья -- освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Оче-видная цель позитивно направляющей первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственны-ми психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Вторичная профилактика направлена на тех, кто уже ис-пытал на себе влияние наркотиков, но не обнаруживает про-явления болезни. Цель профилактики -- максимально сокра-тить продолжительность воздействия наркотика на человека, ог раничить степень вреда, наносимого как потребителю, так и окружающему микросоциуму -- друзьям, одноклассникам,

семье, то есть предотвратить возникновение хронического и !«заразного» заболевания. Результативность этого этапа может быть определена по полному прекращению дальнейшей нарко-тизации и восстановлению личностного и социального статуса учащегося.

Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются создание системы раннего выявления потребителей наркотиков, обеспечение доступности комплексного обследова-ния и оказание квалифицированной психологической, меди-цинской, педагогической и социальной помощи.

Педагоги, школьные психологи, социальные работники вмес-те с родителями таких учащихся должны стремиться к созданию атмосферы непримиримости к повторному употреблению нар-котиков и оптимизировать их здоровые личностные и социаль-ные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребы-вание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнитель-ного образования и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.