Рефераты. Наркомания как медико-социальная проблема






Еще недавно ученые исследователи считали, что токсико-наркотические средства распространяются преимущественно среди детей из неблагополучных семей, детей, склонных к бро-дяжничеству. Однако установлено, что в последние два-три года зараженность наркотиками в элитарных общеобразовательных, частных школах, лицеях, колледжах в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах, а в старших классах она достигает 27% (в обычной школе -- 2-15%, в сельской школе -- 2-3%). Среди детей и подростков этой группы значительно быстрее распространяется молодежная наркотическая субкультура, когда употребление стимуляторов воспринимается как особая жизнен-ная ценность, принимает «знаковый» характер приобщения к иному, полному необычных впечатлений образу жизни.

К окончанию школы 19,5% мальчиков и 13% девочек про-бовали наркотики, а регулярно «сидят на игле» 9% мальчиков и 5% девочек. 30% выпускников школ-интернатов и детских домов становятся алкоголиками или наркоманами.

По официальным данным, 3% призывников употребляют наркотики.

Кроме того, по данным Министерства обороны, к настоящему моменту в Российских Вооруженных Силах выявлено 18,0 военнослужащих, больных СПИД ом, 98 из них -- наркоманы.

67% родителей наркоманов не догадываются о беде, а из тех, кто знает, 19% бездействуют, 72% пытаются решить про-блему самостоятельно. Большинство родителей не знают, как уберечь детей от первого укола. Им нужны конкретные советы. Амбарный замок и насилие не привяжут «колючего» подростка к семье, а страшные истории не отвратят от запретного плода.

Другая существенная причина стремительного роста нарко-тической эпидемии -- это доступность наркотиков. С каждым годом наркобизнес в самом прямом смысле захватывает все новые и новые российские территории. Показательны темпы героинового вторжения в Рорсию: если в 1996 году изъятия, героина были зафиксированы в 14 регионах, то в 1997 году героин «засветился» уже на территории 43 субъектов Федера-ции; в 1998 году наркотик изымался в 68 республиках, краях и областях, а в 1999 году, пожалуй, только оленеводы на Край-нем Севере все еще отдавали предпочтение «огненной воде», а не шприцу с «герычем».

Наркомания приобщает к наркотикам не только учащихся школ, ПТУ, вузов, но и целые города, даже страны. Город, регион наркотизируется по тем же самым «законам», что и человек (новичка «угощают» бесплатно.

На российском рынке уровень цен на героин, кокаин и другие наркотики существенно выше, чем в США и Европе, что стимулирует экспансию к нам международного наркобиз-неса. Вряд ли является случайным тот факт, что именно за последние десять лет число наркоманов в США уменьши-лось вдвое, а в России многократно возросло. Наша страна оказалась совершенно не готовой к наркотической агрессии внешнего мира.

Наркодельцам поставки наркотика в Россию приносят аст-рономические барыши. Килограмм героина в Афганистане стоит 8--10 тыс. долларов США, тот же килограмм в Таджики-стане оценивается уже в 20--25 тыс. долларов, в Москве его цена возрастает до 150 тыс. долларов. Прибыль от продажи наркотиков на российской земле составляет баснословные про-центы, то есть, вложив в «дело» доллар, наркоделец в конечном счете получает за него до двух тысяч «зеленых».

Более половины всех изымаемых в России наркотических средств имеют зарубежное происхождение. Без всякого пре-увеличения можно говорить о своего рода наркоагрессии по отношению к России.

1.3 Формирование пристрастия к наркотикам

Чтобы помочь человеку вырваться из пропасти затягивающей его наркозависимости, надо его по-нять. Бороться с потребностью в наркотике можно только в том случае, если обнаружена первопричина, толкающая подростка к неминуемой гибели. Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать пси-хологические особенности подросткового возраста, которые ле-жат в основе кризиса взросления. Этот кризис может прояв-ляться в переживаниях о своих, чаще воображаемых, физичес-ких недостатках, чрезмерной озабоченности своим здоровьем, появлением особого отношения к еде и приему пищи, склон-ности к асоциальному поведению и даже в мыслях о само-убийстве.

Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного по-ведения, или пристрастия к наркотикам.

Успокаивающая модель -- один из наиболее распространен-ных вариантов применения психоактивных веществ и наркоти-ков с целью достижения душевного спокойствия у нерешитель-ных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоить-ся, забыться, уйти от неприглядной или опасной действитель-ности, от неразрешимых жизненных проблем.

Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, добро-желательности. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки.

Активизирующая модель характеризует тех подростков, ко-торые применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности.

Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употреб-ление психоактивных веществ используется для получения удо-вольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта.

Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми груп-пой с помощью употребления психоактивных веществ.

Манипулятивная модель связана с возможностью использо-вания психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуациив собственную пользу, для достижения тех или иных преиму-ществ.

Компенсаторная модель определяется необходимостью ком-пенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера.

Пристрастию к наркотикам также способствует увлечение ритмической и обязательно громкой музыкой, азартными игра-ми, беспорядочными половыми контактами.

Формирование пристрастия к наркотикам в значительной степени связано с групповой психологической зависимостью, т. е. с появлением потребности к употреблению того или иного психоактивного вещества только тогда, когда собирается «своя компания». Не меньшее значение имеют сниженные адаптив-ные возможности подростков, обусловленные эмоциональной неустойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низкой самокритичностью, неразвитой рефлексией, эгоцентрич-ностью, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собственного «Я», бегством от реальности, инфантильностью, чувством неспособности справиться с трудностями, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.

Факторы риска наркомании не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная основа. К фак-торам риска обычно относят биологические (или медицинские), социальные, психологические.

Биологические факторы риска. Известно, что у наркотизи-рующихся матерей дети могут иметь биологическую предраспо-ложенность к наркомании. Известно также, что если мать во время беременности принимала наркотики, то у родившегося ребенка в первые двое-трое суток появляются симптомы «от-мены наркотиков». Новорожденный становится беспокойным, у него появляются судороги, лицо синеет, возникает дрожание конечностей и др. Иногда из-за тяжести такого состояния дети погибают.

биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные на-грузки, причем не только и не столько в интеллектуальной сфере, сколько в эмоциональной.

Социальные факторы риска наркомании отражают неблаго-получную экономическую, культурную, политическую, крими-нальную ситуации в обществе. Социальные причины в сово-купности образуют своего рода «дрожжевой раствор», в котором наркомания как общественное явление существует и множится. Выделяют несколько причин наркомании среди подростков, тесно связанных с социально-экономической ситуацией:

© разрушение института семьи;

© отсутствие у подростков жизненных перспектив;

© плохая организация досуга;

© целенаправленное «подсаживание на иглу» подростков взрослыми наркоманами.

Психологические факторы наркомании определяют индиви-дуальный процесс приобщения подростка к наркотикам.

Среди психологических причин можно назвать следующие:

-неправильное воспитание в семье;

-вовлеченность в группу сверстников, употребляющих

наркотики;

-асоциальное поведение;

-дезадаптированность к учебному процессу;

личностные характеристики.

1.4 Классификация наркотических веществ

Только в конце XIX столетия общество стало смотреть на наркоманию как на международную ме-дицинскую проблему, требующую самого присталь-ного внимания. А в начале XX века, с развитием технического прогресса, когда началось лаборатор-ное производство алкалоидов опиума и кокаина, наркомания обрела новое качество -- массовость и эпидемические масштабы распространения. Те-перь медики всего мира уверенно говорят именно об эпидемии наркомании. Косвенными причинами рас-пространения стали развитие транспорта и между-народной торговли, которые сократили расстояния и расширили границы между различными государ-ствами.

На сегодняшний день наркомания является ми-ровой проблемой, которая присутствует на всех континентах. К тому же она проявляет тенденцию неуклонного роста, а ее неблагоприятные послед-ствия весьма многосторонни как для самих нарко-манов, так и для общества, в котором они сущест-вуют.

Наркоманию следует рассматривать как явление медико-социальное, развивающееся практически во всех странах. Эта проблема застала врасплох бывшие социалистические страны, где многие годы гос-подствовала иллюзия того, что наркомания -- специфический продукт западного мира, а при социализме для нее нет предпосылок.

Но проблема наркомании весьма многосторонне и охватывает как здоровье человека, так и социаль-ную, экономическую, правовую, этическую и куль-турную сферы. Все замыкается в границах треу-гольника: человек -- общество -- наркотик. Эти три составляющие находятся во взаимной связи, а зна-чение каждой из них меняется в зависимости от со-отношения внешних и внутренних факторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.