- соотносить психический статус в требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза.
1) врачебно-трудовая экспертиза: психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике. ВТЭК определяет степень инвалидизации: 3 гр. - некоторый изъян, позволяющий заниматься многими формами труда; 2 гр. - более тяжелый дефект, который ограничивает трудовые возможности человека; 1 гр. - человек не может и не имеет права работать.
Психологи ВТЭКа решают, может ли человек вернуться к своей работе, или рекомендует рекомендует другую - в соответствии с возможностями человека и требованиями деятельности.
2) военно-медицинская экспертиза: раньше психолог оценивал, в основном, уровень психического развития, чтобы в армию не попадали недоразвитые, в последние годы - оценка личностных аномалий призывников (неспособность к дисциплине, психопатичность, чрезмерная возбудимость и т.д.). Психологи оценивают стабильность, уравновешенность личностного склада и отсеивают акцентуированных, психопатичных и возбудимых.
Вследствие психологических ошибок повышается частота суицидов в офицерском составе (тяжелые жизненные условия семей), невооруженной и вооруженной агрессии, стрессов и индивидуально-специфических психических нарушений.
3) судебно-психиатрическая и судебно-психолого-психиатрическая экспертизы:
основная задача судебно-психиатрической экспертизы - определить вменяемость человека. Вменяем - наказать, невменяем - отправить на принудительное лечение, вылечить и выпустить. "Можно ли вменить в вину поступок?" - решается на основании двух факторов, медицинского (болен или нет) и психолого-юридического (мог ли в тот момент осознавать последствия своих поступков и руководить своими действиями), причем для принятия отрицательного решения необходимо соблюдение обоих критериев. Решение вопроса о невменяемости носит конкретный характер не только в смысле состояния психики конкретного человека, но и в смысле конкретного преступления (например, легкому олигофрену мелкую кражу не простят, а участие в групповом преступлении - мог не осознавать своей роли).
Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза помимо вопроса о вменяемости может решать и другие вопросы:
- каков уровень психического развития человека, соответствует ли умственный возраст паспортному (например, если "по уму" несовершеннолетний, то даже вменяемому смягчат)
- в каком аффективном состоянии человек находился в момент совершения преступления, не было ли чрезмерного аффекта, который человек не мог контролировать (если да, то вменяем, но смягчат)
- можно ли доверять показаниям свидетелей (психолог может характеризовать особенности психики человека, которые могли повлиять на его свидетельские показания)
- оценка состояния суицидента перед актом самоубийства на основании имеющихся фактов (каковы причины, чья вина)
4) психолого-педагогическая экспертиза: осуществляется клиническими психологами в отношении детей с аномалиями развития, трудностями обучения, отклонениями поведения. Дается диагноз и прогноз эффективности педагогических действий - где и как учить и корректировать. Иногда в рамках этой экспертизы проводится различение ЗПР и недоразвития.
17. Масштабность прикладного значения клинической психологии.
23. Проблема объекта клинической психологии. Определение. Взаимосвязь социальной адаптации человека и его здоровья.
Практическая ориентация клинической психологии.
Клиническая психология является сегодня одной из наиболее внедренных в практику среди других областей психологии, внедренной методологически, методически, организационно и кадрово. Изначально деятельность клинических психологов была необходимо связана с ока-занием практической помощи конкретным больным людям.
Объект клинической психологии. В центре внимания клинической психологии находится человек с душевными “болями” и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Связи эти носят двусторонний характер: особенности психики обуславливают трудности адаптации человека, приводящие к повышению риска возникновения болезненных состояний (психосоматическая патология, неврозы и др.); болезни и их последствия могут влиять на изменения психологического склада человека, что приводит к дезадаптации, требуя психологической помощи в преодолении болезней и восстановления адаптационных способностей.
Предупреждение возможностей возникновения заболеваний, рациональные пути научного распознания заболеваний и различения их форм, научно обоснованные пути их лечения и восстановления нарушенных функций, возвращающих заболевшего человека к жизни и труду, -- во всех этих задачах участвует клиническая психология. Именно эта область знаний должна обеспечить научное решение поставленных вопросов. Клинические психологи направляют свои научные исследования для решения задач охраны психического здоровья людей, психопрофилактической и психогигиенической работы, помощи врачам в лечении людей и возвращении к трудовой и профессиональной деятельности.
Зарождение и развитие клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов.
Прикладная, практическая ориентация -- исходная внутренняя сущность клинической психологии. Развитие теории клинической психоло-гии в нашей стране осуществлялось на основе включенности клинических психологов в решение прикладных задач здравоохранения.
Такая "заземленность", активное прикладное развитие обусловлены:
личностными особенностями тех, кто стоял у ее истоков,
тем, что "Клиническая психология" (в отличие от ряда других об-ластей психологии) не может носить только популяционный характер, она требует индивидуализации, ориентации и психоло-гов-практиков, и исследователей на конкретную личность, на отдельно-го человека. Это гарантирует ей постоянную связь с практикой, с реальными больными людьми.
Клиническая практика -- критерий оценки психологических теорий. "Не навреди!" -- заповедь медицины и клинической психологии. Необходимы научно-обоснованные принципы и методы практической работы клинических психологов.
В США первые программы подготовки "клинических психологов" были созданы в 1945 г. За рубежом это дисциплина, направленная на решение большого круга практических задач, не имеющая общей теоретической концепции и разделения на направления.
В нашей стране до 44-45 гг психологов не готовили. До революции психологические знания распространялись в медицинских учебных заведениях, а также на философских факультетах университетов. Курсы психологии читали медики, преподаватели философии, а в гимназиях - преподаватели логики, русского языка.
В 1944-1945 гг на философских факультетах МГУ и ЛГУ были открыты отделения психологии.
Что касается клинической психологии, то в 1984 году в системе практического здравоохранения страны работало около 1000 психологов. Эта цифра для нашей страны невелика, но мы можем констатировать существование формирующейся медико-психологической службы в стране.
Кафедры клинической психологии в ВУЗах, ведущие научную работу и осуществляющие подготовку кадров для практической деятель-ности,
существование оригинальных экспериментально-психологических методик для нейро- и патопсихологической работы,
многочисленные публикации,
лаборатории
ряд законода-тельных актов, документов, вводящих в штатное расписание лечебных учреждений страны разного про-филя должности психологов,
обеспечивают на сегодня признанное существование в системе научной психологии и в системе нашего здравоохранения клинического психолога.
Объем госу-дарственно сформулированной потенциальной потребности в медицин-ских психологах на сегодняшний день весьма велик и составляет не-сколько тысяч человек.
18. Сферы приложения клинической психологии (в рамках медицины и вне медицинских учреждений).
Сфера здравоохранения; Участие в работе лечебных и профилактических учреждений (от онкологии до стоматологии).
Система народного образования и задачи клинических психологов. Работа в дошкольных заведениях, в школах, в детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в центрах коррекционной педагогики и т.п.
Клинические психологи в службах социальной защиты населения: центры занятости, службы по подбору кадров, службы планирования семьи, центры психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и производственных катастроф, службы кризисных состояний и многое другое.
Разнообразие сфер деятельности клинических психологов и их постоянное умножение.
Формы связи психологии и медицины имеют разнообразный характер: они касаются диагностических, коррекционных, экспертных профилактических областей. Психологические знания прочно внедрены в неврологическую и психиатрическую клинику, используются в соматической и клинических пограничных состояниях. Психологи начинают применять свои знания в области профилактики заболеваний, в решении проблем социальной и трудовой реабилитации больных, в области психофармакологии.
Речь идет обо всех психиатрических и нарко-логических стационарах страны, о восстановительных стационарах об-щесоматического профиля, о восстановительных отделениях городских поликлиник общего профиля. Готовятся приказы о должностях психоло-гов в психиатрических диспансерах и в логотерапевтической службе.
Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях.
Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях - диагностический, коррекционный и профилактический. Диагностический аспект деятельности заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в самых разнообразных сферах: в обучении, в межличностных отношениях и т. д. Клинико-психологическое обследование помогает определить актуальные причины проблем, скрытые признаки нарушения развития, определить структуру этих нарушений и их взаимосвязь. Клинико-психологическое обследование по содержанию шире, чем патопсихологическое, поскольку сюда включается не только экспериментальная диагностика (тестирование) психических функций, но и самостоятельное обследование структуры и специфики системы отношений личности проблемного ребенка опросными методами (самоотчеты, клиническое интервью, экспертные оценки и т. п.), а также анализ поведения проблемного ребенка в естественных условиях и его интерпретация, основывающаяся на понимании внутренних мотивов и побуждений, а не только нормативных требований. Знание основ клинической психологии также позволяет педагогу и школьному психологу в первом приближении дифференцировать отклонения в развитии и поведении ребенка, возникшие под влиянием социальной ситуации развития, от внешних проявлений болезненных нарушений психической деятельности и выбрать адекватную стратегию взаимодействия и помощи проблемному ребенку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37