Субъектами политики предупреждения преступности несовершеннолетних могут выступать и негосударственные институты. Однако в отличие от многих стран, где некоторые важные функции предупреждения преступности несовершеннолетних берет на себя гражданское общество, в России из-за слабости гражданского общества, слабости политических партий и общественных организаций, государство должно брать на себя выполнение практически всех этих функций.
Проблема участия граждан и различных объединений как в процессе формирования политики, так и в процессе ее реализации заслуживает самостоятельного анализа. Следует отметить, что в основе правового регулирования участия населения в предупреждении преступности должны лежать три принципа: добровольность, государственное стимулирование, содействие, поддержка (система социальных, экономических и других льгот), дополнительная правовая и социальная защита.
Политика предупреждения преступности имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы политики: 1. Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защите.
- Уважение основополагающих принципов прав ребенка;
- Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы социальной и правовой защиты;
- Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;
- Организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия. 2.Подход к проблеме с учетом ее приоритетности:
- решение всех задач, связанных с предупреждением преступности несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы» общества, а как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий уровень безопасности общества.
- последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципа протекционизма.
- Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение реализации основных прав несовершеннолетних.
- Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных на социальную криминологическую и виктимологическую профилактику. 3.Подход к процессу модернизации законодательства с учетом соблюдения принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних.
- Усиление профилактического потенциала права.
- Принятие специальных законов и специальных процедур для несовершеннолетних.
- Поэтапное создание комплексной системы правосудия для несовершеннолетних.
- Специализация следователей, прокуроров, судей.
- Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним. 4.Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.
- Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.
- Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.
- Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры. 5. Подход к проблеме с учетом ее комплексности.
- Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности несовершеннолетних.
- Создание системы координации предупредительной деятельности в соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневого подхода.
- Создание единого пространства профилактики.
- Образование системы мониторинга деятельности по формированию и реализации политики.
6. Подход к проблеме с учетом региональных условий.
- Оценка криминогенной ситуации.
- Реализация принципа полноты региональных инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания.
- Максимальное использование для предупреждения преступности несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.
- Принятие законов и иных подзаконных актов.
- Согласование программ предупреждения преступности на региональном уровне с программами потребностями на местном уровне.[12]
5. Предупреждение преступности несовершеннолетних на территории
Новгородской области.
В Новгороде и Новгородской области местные власти рассматривают борьбу с подростковой преступностью в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности. На реализацию этих целей направлен целый ряд нормативных актов и документов. Администрацией г. Новгорода и Новгородской области были приняты:
1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Новгорода от 22.05.97 N 60 "О ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИИ "ПОДРОСТОК"; установлены сроки проведения операции, выработаны цели и план мероприятий. 2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Новгорода от 28.08.95 N 132 "О ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИИ "ПОДРОСТОК"; 3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Новгорода от 07.05.96 N 102 "О ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИИ "ПОДРОСТОК"; 4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Новгородской области от 09.02.98 N 51 "О ПРОГРАММЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ" 5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Новгородской области от 11.04.96 N 130 "О ПРОГРАММЕ УСИЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996-1997 ГОДЫ" 6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Новгорода от 20.02.96 N 33 "О ПРОГРАММЕ УСИЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ГОРОДЕ НОВГОРОДЕ НА 1996 - 1997 ГОДЫ" 7. РЕШЕНИЕ Старорусской Думы от 28.05.98 N 90
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ГОРОДЕ И РАЙОНЕ НА 1998 - 1999 ГГ." 8. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Боровичи и Боровичского района от 30.03.98 N 258 "О ПРОГРАММЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В БОРОВИЧСКОМ РАЙОНЕ
НА 1998 - 1999 ГОДЫ" 9. РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации города Новгорода от 05.09.96 N 2868рг "О СОЗДАНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ".
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТЕРРИТОРИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.
1. Цель: активизировать работу всех заинтересованных ведомств по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, организации их досуга, защите прав и законных интересов, улучшению обстановки в неблагополучных семьях, выявлению и устранению причин и условий, способствующих подростковой преступности, повышению эффективности работы, направленной на предупреждение безнадзорности среди детей и подростков.
2. Основные меры : формирование эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и оказание им правовой помощи; выявление и пресечение фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, сексуального и иного насилия в отношении них, оказание всех видов помощи несовершеннолетним пострадавшим; выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность; проведение мероприятий по выявлению несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, спиртные напитки, иные одурманивающие вещества, и оказание им медицинской и реабилитационной помощи; выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и оказание им всех видов помощи; выявление подростков - правонарушителей, групп несовершеннолетних негативной направленности, принятие мер по предупреждению их противоправного поведения и оказанию им социальной поддержки и реабилитации; осуществление мероприятий, направленных на возвращение в учебные заведения для продолжения учебы детей, необоснованно их покинувших; выявление неблагополучных семей, фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних родителями или иными лицами, на которых возложены эти обязанности, принятие по данным фактам мер в соответствии с законом; выявление причин и условий, способствующих отклоняющемуся поведению несовершеннолетних, подготовку и реализацию предложений по устранению этих причин и условий; принятие мер по обеспечению прав и социальных гарантий, предоставляемых государством семье и несовершеннолетним,оказанию помощи детям из малообеспеченных семей и семей из группы "риска".
Социальная политика семьи с несовершеннолетними неблагополучными детьми является неотъемлемой составной частью социальной политики города. Мы живем и трудимся в сложных жизненных условиях. Работать с детьми, семьей стало гораздо труднее, потому что к традиционным проблемам предупреждения подростковой преступности добавилось много новых, связанных с экономическими противоречиями в стране. Преступления, совершаемые несовершеннолетними, стали, к сожалению, «обычным делом».
В Новгороде наблюдается низкий уровень жизни значительной части семей. По данным социологических исследований 1996 года средний балл самооценки своего уровня жизни у жителей города составил 3,7 по 10-бальной шкале. На протяжении 1992-1996 гг. разводами закончились от 63 до 73% браков. В 1996 году число детей, у которых развелись родители составило 1218, а в целом в 1992-1996 гг. - 7750 детей.
Согласно Программе социальной политики семьи с несовершеннолетними детьми на 1998-2000 гг., разработанной и утвержденной организациями, учреждениями, работающими с неблагополучными семьями и детьми, основными целями социальной политики семьи с несовершеннолетними в городе являются:
1. Обеспечение условий для выполнения семьей важнейших ее функций.
2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человека.
3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей, охраны материнства и детства.
Важнейшие принципы социальной политики семьи с несовершеннолетними детьми в Новгороде: 1. Гарантия обеспечения равенства прав всех типов семей, независимо от социального положения, на поддержку. 2. Дифференцированная социальная защита нуждающихся семей от нищеты и насилия. 3. Защита прав детей и женщин. 4. Формирование и развитие системы новых учреждений социального обслуживания семей и т.д.
Было принято много документов и нормативных актов о защите прав семьи, детей, молодежи. Вот некоторые из них: 1. «О социальной поддержке студенческих семей с детьми « от 26.02.96 года № 128-рг (г. Новгород). Установлена ежемесячная денежная компенсация малообеспеченным студенческим семьям, имеющим детей, в сумме двух минимальных размеров оплаты труда одному из родителей. 2. «Об установлении родителям, имеющим статус безработного, пособия на детей» от 22.03.96 №208-рг. Установлена ежемесячная выплата на детей в размере 50% минимальной оплаты труда семьям, где родители имеют статус безработного. 3. «О разработке областной комплексной Программы «Семья и дети» на 1997- 2000гг.» от 26.03.96 года №216 - рг. 4. «О проведении ежегодного фестиваля творчества детей и подростков с ограниченными возможностями» от 10.04.95 г. №224-рг. 5. «Об утверждении целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области на 1994-1996гг.» от 28.11.94 г. №318. 6. «Положение о фонде поддержки молодежной политики области» от 21.03.94 г. от 21.03.94 г. №182-рз. Средства фонда направлены в качестве оказания финансовой помощи учреждениям по внешкольной работе на проведение мероприятий с детьми, подростками, молодежью. 7. «Об утверждении Положения о комитете образования администрации Новгородской области» от 15.05.95г. №128 (г. Новгород). 8.. «О переименования комитета по социальным вопросам администрации Новгородской области и утверждении Положения о комитете социальной защиты населения области» от 15.05.95 №128. На комитет возлагается ответственность за работу и осуществление мер социальной поддержки семьи и детей на принципах системности, адресности и дифференцированного подхода.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6