Рефераты. Преступность и методика ее изучения






Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия МВД СССР, 1980, с.с.27-51;

Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей “Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”, 1985, с.с.39-42.


Учебные   вопросы и расчет времени:


 Учебные    вопросы

Время

Примечания

  1

Вступительная  часть

а) про­ве­рить: го­тов­ность груп­пы к се­ми­нар­ско­му за­ня­тию;

 на­ли­чие у кур­сан­тов ли­те­ра­ту­ры и кон­спе­к­тов лек­ции;

б) объ­я­вить те­му, учеб­ные во­п­ро­сы и цель за­ня­тия;

в) оп­ре­де­лить по­ря­док  от­ра­бот­ки учеб­ных во­п­ро­сов;

г) обо­з­на­чить   зна­че­ние  те­мы  в си­с­те­ме кур­са учеб­ной ди­с­ци­п­ли­ны (2-3 пред­ло­же­ния) 


10 мин


  2

Учебные   вопросы:

1. Понятие преступности

На­уч­ное и при­лад­ное зна­че­ние по­ни­ма­ния яв­ле­ния и  мно­го­об­ра­зие на­уч­ных де­фи­ни­ций“пре­ступ­но­сти”.

2. Основные показатели преступности.

По­ка­за­те­ли пре­ступ­но­сти:

- уро­вень - ко­ли­че­ст­вен­ная ха­рак­те­ри­сти­ка пре­ступ­но­сти (со­стоя­ние и уро­вень пре­ступ­но­сти); рас­чет ко­эф­фи­ци­ен­та пре­ступ­но­сти; по­ка­за­те­ли, ис­поль­зуе­мые уго­лов­ной ста­ти­сти­кой и ее за­да­чи; осо­бен­но­сти уго­лов­ной ста­ти­сти­ки в за­ру­беж­ных стра­нах и спе­ци­аль­ных ме­ж­ду­нард­ных ор­га­ни­за­ций; кри­ми­но­ло­ги­че­ская ста­ти­сти­ка;

- струк­ту­ра пре­ступ­но­сти - ее ка­че­ст­вен­но-ко­ли­че­ст­вен­ный по­ка­за­тель;” гео­гра­фия”, “эко­ло­гия” и “то­по­гра­фия” пре­ступ­но­сти; “ком­по­нент­ная струк­ту­ра пре­ступ­но­сти”;

- ди­на­ми­ка пре­ступ­но­сти и ее ана­лиз (его це­ли); про­бле­ма “ла­тент­но­сти”; груп­пы ла­тент­ных пре­сту­п­ле­ний;фак­то­ры, влияю­щие на су­ще­ст­во­ва­ние и ве­ли­чи­ну ла­тент­но­сти;

- по­след­ст­вия пре­ступ­но­сти - один из по­ка­за­те­лей, ха­рак­те­ри­зую­щих пре­ступ­ность (“це­на пре­ступ­но­сти”); эко­но­ми­че­ские, со­ци­аль­ные и иные по­след­ст­вия; ущерб или из­держ­ки.

3.Причины и условия преступности, их классификация.

Зна­че­ние по­ни­ма­ния при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти в пра­во­ох­ра­ни­тель­ной дея­тель­но­сти.

По­ня­тие де­тер­ми­нант пре­ступ­но­сти в со­от­вет­ст­вии с фи­ло­соф­ской тео­ри­ей при­чин­но­сти; ее вы­ра­же­ние в: объ­ек­тив­ном ха­рак­те­ре; взаи­мо­дей­ст­вии с дру­ги­ми яв­ле­ния­ми; не­рав­но­знач­но­сти и рав­но­цен­но­сти яв­ле­ний;  от­ли­чии при­чин­ной свя­зи от дру­гих ви­дов свя­зи; слож­но­сти, мно­го­сту­пен­ча­том и ие­рар­хич­ном ха­рак­те­ре; том, что при­чи­на по­ро­ж­да­ет след­ст­вие, а ус­ло­вие это­му лишь спо­соб­ст­ву­ет; от­но­си­тель­но­сти де­ле­ния яв­ле­ний  на при­чи­ны и ус­ло­вия (про­бле­ма раз­гра­ни­че­ния при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти).

Мно­го­об­ра­зие при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти, их клас­си­фи­ка­ция:

-по уров­ню дей­ст­вия (1. При­чи­ны и ус­ло­вия пре­ступ­но­сти в це­лом, раз­лич­ных групп и от­дель­ных ви­дов пре­сту­п­ле­ний; 2. на уров­не все­го об­ще­ст­ва, от­дель­ных его со­ци­аль­ных групп и на уров­не от­дель­но­го ин­ди­ви­да);

- по со­дер­жа­нию ( по­ли­ти­че­ские, эко­но­ми­че­ские, идео­ло­ги­че­ские, со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские, ор­га­ни­за­ци­он­но-управ­лен­че­ские);

- объ­ек­тив­ные и субъ­ек­тив­ные при­чи­ны;

- по на­прав­лен­но­сти, ме­ха­низ­му дей­ст­вия (клас­си­фи­ка­ция ус­ло­вий на фор­ми­рую­щие и спо­соб­ст­вую­щие);

по вре­мен­ной и про­стран­ст­вен­ной рас­про­стра­нен­но­сти (по­сто­ян­ные и вре­мен­ные, на ка­кой тер­ри­то­рии).



  3

Ответы  на вопросы:

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос


15 м.

30 м.

25 м.


  4

Заключительная  часть

Под­ве­де­ние ито­гов за­ня­тия, вы­ста­в­ле­ние и объ­я­в­ле­ние оце­нок;

Кур­сан­там объ­яв­ля­ет­ся о том, что сле­ду­щее за­ня­тие - лек­ция по те­ме №4 “Кри­ми­но­ген­ная об­ста­нов­ка в Рос­сии” и пред­ла­га­ет­ся по­чи­тать спе­ци­аль­ные ста­тьи в га­зе­тах и жур­на­лах, ха­рак­те­ри­зую­щие от­дель­ные во­про­сы  пред­ло­жен­ной те­мы.


10 мин.



Заместитель  начальника кафедры УПД

 кандидат юридических наук

 майор юстиции

Л.Тарасенко

“____”сентября 1995г.


ВОЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ

КАФЕДРА   УГОЛОВНО - ПРАВОВЫХ   ДИСЦИПЛИН 


Экз.____


 УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры УПД

полковник юстиции


С.Яковлев

“___”сентября 1995г


МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ТЕМА  № 3 Преступность и методика ее изучения.

 Время: 4 часа

Место проведения :

- лекции - лекционный зал;

- семинара - аудитории УПогЗ

Номера занятий и их наименование:

Занятие 1. Лекция

Занятие 2. Семинар


ОБЩИЕ  ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

Дан­ная те­ма  зна­ко­мит кур­сан­тов  с  качественно-количественными характеристиками  и детериминантами преступности.

Кур­сан­ты, по­сле лек­ции  го­то­вят­ся на са­мо­стоя­тель­ной под­го­тов­ке по ос­нов­ным и до­пол­ни­тель­ным во­про­сам (пла­ны се­ми­нар­ских за­ня­тий)  к се­ми­нар­ско­му за­ня­тию.


ЗАНЯТИЕ  1. . Лек­ция (по фор­ме -  ус­та­но­во­ч­ная)

Учебная цель:

1. Дать курсантам знания о качественно-количественных характеристиках  преступности, понятию и классификацию ее причин и условий.


Время:    2 часа.


Место:  лекционный зал.


Метод: последовательного и ориентирующего изложения (объяснительно-проблемный)


Учебные вопросы:

1. Преступность и ее основные характеристики.

2. Причины и условия преступности.


Организационно-методические указания по занятию:

лек­ция долж­на со­от­вет­ст­во­вать  сле­дую­щим тре­бо­ва­ни­ям:

- по со­дер­жа­нию (на­уч­ность, ак­ту­аль­ность, со­вре­мен­ность, по­сле­до­ва­тель­ность, пол­но­та и точ­ность из­ло­же­ния, до­ход­чи­вость, об­раз­ность, твор­че­ский и вос­пи­ты­ваю­щий ха­рак­тер,  не­об­хо­ди­мая ин­фор­ма­ци­он­ная ем­кость);

- по ме­то­ди­ке  (ис­поль­зуя пра­виль­ность и вы­ра­зи­тель­ность ре­чи при­вле­кать  вни­ма­ние и ин­те­рес ау­ди­то­рии, при­ме­нять схе­мы и т.д.);

Функ­ции, реа­ли­зуе­мые в лек­ции: об­ра­зо­ва­тель­ная, вос­пи­та­тель­ная и ор­га­ни­за­ци­он­ная.



Руководства и пособия:

Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94;

Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158;

Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-333;

Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия МВД СССР, 1980, с.с.27-51;

Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей “Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”, 1985, с.с.39-42.



Материальное обеспечение занятия: фондовая лекция, трибуна лектора.


Справочные материалы (приложения):

схемы:

- показатели преступности;

- классификация причин и условий преступности.



ХОД ЗАНЯТИЯ:

______________________________________________________________

Учебные   вопросы  и  время                        Действия  руководителя            Примечания

______________________________________________________________________________

 _______1______________________________2________________3______

Проверка готовности кур -      Принять доклад и уста-

сантов к занятиям                     новить рабочую атмос-

5 минут.                                       феру на лекции.


Организация занятия               Довести план лекции,

5 минут.                                       учебную цель, ее место в

                                                     в курсе учебной дисцип-

                                                     лины.


Учебные вопросы:

1. Преступность и ее основные характеристики - 45 минут. ( На­уч­ное и при­лад­ное зна­че­ние по­ни­ма­ния яв­ле­ния и  мно­го­об­ра­зие на­уч­ных де­фи­ни­ций“пре­ступ­но­сти”.По­ка­за­те­ли пре­ступ­но­сти:

- уро­вень - ко­ли­че­ст­вен­ная ха­рак­те­ри­сти­ка пре­ступ­но­сти (со­стоя­ние и уро­вень пре­ступ­но­сти); рас­чет ко­эф­фи­ци­ен­та пре­ступ­но­сти; по­ка­за­те­ли, ис­поль­зуе­мые уго­лов­ной ста­ти­сти­кой и ее за­да­чи; осо­бен­но­сти уго­лов­ной ста­ти­сти­ки в за­ру­беж­ных стра­нах и спе­ци­аль­ных ме­ж­ду­нард­ных ор­га­ни­за­ций; кри­ми­но­ло­ги­че­ская ста­ти­сти­ка;

- струк­ту­ра пре­ступ­но­сти - ее ка­че­ст­вен­но-ко­ли­че­ст­вен­ный по­ка­за­тель;” гео­гра­фия”, “эко­ло­гия” и “то­по­гра­фия” пре­ступ­но­сти; “ком­по­нент­ная струк­ту­ра пре­ступ­но­сти”;

- ди­на­ми­ка пре­ступ­но­сти и ее ана­лиз (его це­ли); про­бле­ма “ла­тент­но­сти”; груп­пы ла­тент­ных пре­сту­п­ле­ний;фак­то­ры, влияю­щие на су­ще­ст­во­ва­ние и ве­ли­чи­ну ла­тент­но­сти;

- по­след­ст­вия пре­ступ­но­сти - один из по­ка­за­те­лей, ха­рак­те­ри­зую­щих пре­ступ­ность (“це­на пре­ступ­но­сти”); эко­но­ми­че­ские, со­ци­аль­ные и иные по­след­ст­вия; ущерб или из­держ­ки.

              

2. Причины и условия преступности - 30 минут.

Зна­че­ние по­ни­ма­ния при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти в пра­во­ох­ра­ни­тель­ной дея­тель­но­сти.

По­ня­тие де­тер­ми­нант пре­ступ­но­сти в со­от­вет­ст­вии с фи­ло­соф­ской тео­ри­ей при­чин­но­сти; ее вы­ра­же­ние в: объ­ек­тив­ном ха­рак­те­ре; взаи­мо­дей­ст­вии с дру­ги­ми яв­ле­ния­ми; не­рав­но­знач­но­сти и рав­но­цен­но­сти яв­ле­ний;  от­ли­чии при­чин­ной свя­зи от дру­гих ви­дов свя­зи; слож­но­сти, мно­го­сту­пен­ча­том и ие­рар­хич­ном ха­рак­те­ре; том, что при­чи­на по­ро­ж­да­ет след­ст­вие, а ус­ло­вие это­му лишь спо­соб­ст­ву­ет; от­но­си­тель­но­сти де­ле­ния яв­ле­ний  на при­чи­ны и ус­ло­вия (про­бле­ма раз­гра­ни­че­ния при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти).

Мно­го­об­ра­зие при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти, их клас­си­фи­ка­ция:

-по уров­ню дей­ст­вия (1. При­чи­ны и ус­ло­вия пре­ступ­но­сти в це­лом, раз­лич­ных групп и от­дель­ных ви­дов пре­сту­п­ле­ний; 2. на уров­не все­го об­ще­ст­ва, от­дель­ных его со­ци­аль­ных групп и на уров­не от­дель­но­го ин­ди­ви­да);

- по со­дер­жа­нию ( по­ли­ти­че­ские, эко­но­ми­че­ские, идео­ло­ги­че­ские, со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские, ор­га­ни­за­ци­он­но-управ­лен­че­ские);

- объ­ек­тив­ные и субъ­ек­тив­ные при­чи­ны;

- по на­прав­лен­но­сти, ме­ха­низ­му дей­ст­вия (клас­си­фи­ка­ция ус­ло­вий на фор­ми­рую­щие и спо­соб­ст­вую­щие);

по вре­мен­ной и про­стран­ст­вен­ной рас­про­стра­нен­но­сти (по­сто­ян­ные и вре­мен­ные, на ка­кой тер­ри­то­рии).

пре­по­да­ва­тель из­ла­га­ет учеб­ный  ма­те­ри­ал по пла­ну, ру­ко­во­дит рабо­той слу­ша­те­лей по кон­спе­к­ти­ро­ва­нию, осу­ще­ст­в­ля­ет кон­т­роль за вре­ме­нем, стиль дан­ной лек­ции ра­ци­о­наль­но-эмо­ци­о­наль­ный.



Разбор занятия  5 минут          Итог основной части, вывод по теме,

                                                     ответы на вопросы обучаемых, задание

                                                     на самостоятельную работу по подго-

                                                     товке к семинару.



ЗАНЯТИЕ  2. Семинар (тематический семинар-беседа)

Учебная  цель:

1. Закрепить у  курсантов знания о качественно-количественных характеристиках  преступности и ее детерминантах.

  

Время:    2 часа.


Место:  лекционный зал.


Метод: беседа, обсуждение.


Учебные вопросы:

1. Понятие преступности.

2. Основные показатели преступности.

3.Причины и условия преступности, их классификация.


Организационно-методические указания по занятию:

Во вре­мя за­ня­тия важ­но рас­ши­рить, за­кре­пить и уг­лу­бить зна­ния кур­сан­тов, про­ве­рить и оце­нить их. Функ­ции дан­но­го за­ня­тия - обу­чаю­щая, вос­пи­ты­ваю­щая и раз­ви­ваю­щая.



Руководства и пособия:

Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94;

Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158;

Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-333;

Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия МВД СССР, 1980, с.с.27-51;

Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей “Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”, 1985, с.с.39-42.


Справочные материалы (приложения):

- схемы:

- показатели преступности;

- классификация причин и условий преступности.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

______________________________________________________________

Учебные   вопросы  и  время                        Действия  руководителя            Примечания

______________________________________________________________________________

 _______1______________________________2________________3______

Проверка готовности кур -      Принимается доклад о готов-

сантов к занятиям                     ности УПогЗ к занятию, про-

5 минут.                                       веряется наличие личного сос-

                                                      тава и необходимой литера-

                                                      туры.


Организация занятия               Доводится план семинара, учеб-

5 минут.                                      ная цель и порядок работы.




Учебные вопросы:

1. Понятие преступности - 15 минут На­уч­ное и при­лад­ное зна­че­ние по­ни­ма­ния яв­ле­ния и  мно­го­об­ра­зие на­уч­ных де­фи­ни­ций“пре­ступ­но­сти”.

2. Основные показатели преступности - 30 минут. По­ка­за­те­ли пре­ступ­но­сти:

- уро­вень - ко­ли­че­ст­вен­ная ха­рак­те­ри­сти­ка пре­ступ­но­сти (со­стоя­ние и уро­вень пре­ступ­но­сти); рас­чет ко­эф­фи­ци­ен­та пре­ступ­но­сти; по­ка­за­те­ли, ис­поль­зуе­мые уго­лов­ной ста­ти­сти­кой и ее за­да­чи; осо­бен­но­сти уго­лов­ной ста­ти­сти­ки в за­ру­беж­ных стра­нах и спе­ци­аль­ных ме­ж­ду­нард­ных ор­га­ни­за­ций; кри­ми­но­ло­ги­че­ская ста­ти­сти­ка;

- струк­ту­ра пре­ступ­но­сти - ее ка­че­ст­вен­но-ко­ли­че­ст­вен­ный по­ка­за­тель;” гео­гра­фия”, “эко­ло­гия” и “то­по­гра­фия” пре­ступ­но­сти; “ком­по­нент­ная струк­ту­ра пре­ступ­но­сти”;

- ди­на­ми­ка пре­ступ­но­сти и ее ана­лиз (его це­ли); про­бле­ма “ла­тент­но­сти”; груп­пы ла­тент­ных пре­сту­п­ле­ний;фак­то­ры, влияю­щие на су­ще­ст­во­ва­ние и ве­ли­чи­ну ла­тент­но­сти;

- по­след­ст­вия пре­ступ­но­сти - один из по­ка­за­те­лей, ха­рак­те­ри­зую­щих пре­ступ­ность (“це­на пре­ступ­но­сти”); эко­но­ми­че­ские, со­ци­аль­ные и иные по­след­ст­вия; ущерб или из­держ­ки.

3.Причины и условия преступности, их классификация - 25 минут. Зна­че­ние по­ни­ма­ния при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти в пра­во­ох­ра­ни­тель­ной дея­тель­но­сти.

По­ня­тие де­тер­ми­нант пре­ступ­но­сти в со­от­вет­ст­вии с фи­ло­соф­ской тео­ри­ей при­чин­но­сти; ее вы­ра­же­ние в: объ­ек­тив­ном ха­рак­те­ре; взаи­мо­дей­ст­вии с дру­ги­ми яв­ле­ния­ми; не­рав­но­знач­но­сти и рав­но­цен­но­сти яв­ле­ний;  от­ли­чии при­чин­ной свя­зи от дру­гих ви­дов свя­зи; слож­но­сти, мно­го­сту­пен­ча­том и ие­рар­хич­ном ха­рак­те­ре; том, что при­чи­на по­ро­ж­да­ет след­ст­вие, а ус­ло­вие это­му лишь спо­соб­ст­ву­ет; от­но­си­тель­но­сти де­ле­ния яв­ле­ний  на при­чи­ны и ус­ло­вия (про­бле­ма раз­гра­ни­че­ния при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти).

Мно­го­об­ра­зие при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти, их клас­си­фи­ка­ция:

-по уров­ню дей­ст­вия (1. При­чи­ны и ус­ло­вия пре­ступ­но­сти в це­лом, раз­лич­ных групп и от­дель­ных ви­дов пре­сту­п­ле­ний; 2. на уров­не все­го об­ще­ст­ва, от­дель­ных его со­ци­аль­ных групп и на уров­не от­дель­но­го ин­ди­ви­да);

- по со­дер­жа­нию ( по­ли­ти­че­ские, эко­но­ми­че­ские, идео­ло­ги­че­ские, со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские, ор­га­ни­за­ци­он­но-управ­лен­че­ские);

- объ­ек­тив­ные и субъ­ек­тив­ные при­чи­ны;

- по на­прав­лен­но­сти, ме­ха­низ­му дей­ст­вия (клас­си­фи­ка­ция ус­ло­вий на фор­ми­рую­щие и спо­соб­ст­вую­щие);

по вре­мен­ной и про­стран­ст­вен­ной рас­про­стра­нен­но­сти (по­сто­ян­ные и вре­мен­ные, на ка­кой тер­ри­то­рии).

пре­по­да­ва­тель в хо­де за­ня­тия сле­дит за вре­ме­нем, пра­виль­но­стью ре­чи и со­дер­жа­ни­ем от­ве­тов кур­сан­тов, учит их твор­че­с­ки мы­с­лить, рас­су­ж­дать, дис­ку­ти­ро­вать.

 

Разбор занятия 10 мин.

Пре­по­да­ва­тель под­во­дит ито­ги за­ня­тия, вы­став­ля­ет оцен­ки,), про­ве­ря­ет на­ли­чие ли­те­ра­ту­ры, взя­той из биб­лио­те­ки;

 объ­яв­ля­ет­ кур­сан­там, что следующее за­ня­тие - лек­ция по те­ме №4 “Кри­ми­но­ген­ная об­ста­нов­ка в Рос­сии” и пред­ла­га­ет­ по­чи­тать спе­ци­аль­ные ста­тьи в га­зе­тах и жур­на­лах, ха­рак­те­ри­зую­щие от­дель­ные во­про­сы  пред­ло­жен­ной те­мы.





Заместитель  начальника кафедры УПД

кандидат юридических наук

 майор юстиции

Л.Тарасенко

“____”сентября 1995г.


Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры (ПМК)

“____”сентября 1995г.               Протокол _____


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.