Рефераты. Преступность и методика ее изучения






Объ­ек­тив­ны­ми яв­ля­ют­ся при­чи­ны и ус­ло­вия, су­ще­ст­вую­щие не­за­ви­си­мо от во­ли и соз­на­ния лю­дей (ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ный уро­вень раз­ви­тия  об­ще­ст­ва, эко­но­ми­ки; сти­хий­ные бед­ст­вия и иные яв­ле­ния при­ро­ды и пр.)

Субъ­ек­тив­ны­ми при­чи­на­ми и ус­ло­вия­ми пре­ступ­но­сти счи­та­ют­ся те ее де­тер­ми­нан­ты, ко­то­рые за­ви­сят от дея­тель­но­сти лю­дей, яв­ля­ют­ся, как пра­ви­ло, ре­зуль­та­том недостатков этой дея­тель­но­сти, оши­бок и упу­ще­ний (пла­ни­ро­ва­нии, куль­тур­но-вос­пи­та­тель­ной ра­бо­те и пр.)

При­чи­ны и ус­ло­вия пре­ступ­но­сти мож­но раз­ли­чать и по на­прав­лен­но­сти, ме­ха­низ­му их дей­ст­вия.

Од­ни из них де­тер­ми­ни­ру­ют не­бла­го­при­ят­ное нрав­ст­вен­ное фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти (не­дос­тат­ки се­мей­но­го, школь­но­го, ар­мей­ско­го вос­пи­та­ния, от­ри­ца­тель­ное влия­ние ок­ру­же­ния и пр.)

Дру­гие свя­за­ны с внеш­ни­ми по от­но­ше­нию к ин­ди­ви­ду ус­ло­вия­ми и си­туа­ция­ми, способствующими, об­лег­чаю­щи­ми или да­же про­во­ци­рую­щи­ми про­яв­ле­ние ан­ти­со­ци­аль­ных взгля­дов и по­бу­ж­де­ний в кон­крет­ном пре­ступ­ном по­ся­га­тель­ст­ве (пло­хая ох­ра­на ору­жия и тех­ни­ки, зло­упот­реб­ле­ние ал­ко­го­лем и пр.)

Пер­вая груп­па де­тер­ми­нант боль­ше свя­за­на с при­чи­на­ми пре­ступ­но­сти, вто­рая - яв­ля­ет­ся пре­иму­ще­ст­ву ус­ло­вия­ми со­вер­ше­ния пре­сту­п­ле­ний.

В свою оче­редь  ус­ло­вия клас­си­фи­ци­ру­ют на:

- фор­ми­рую­щие (свя­за­ны с про­ти­во­ре­чия­ми в об­ще­ст­ве) и

- спо­соб­ст­вую­щие (не­дос­тат­ки в сис­те­ме про­фи­лак­ти­ки и от­сут­ст­вии ор­га­ни­за­ции и управ­ле­ния).

И по­след­няя клас­си­фи­ка­ция пред­ла­га­ет­ся с точ­ки зре­ния вре­мен­ной и про­стран­ст­вен­ной рас­про­стра­нен­но­сти. Здесь раз­ли­ча­ют­ся:

- при­чи­ны и ус­ло­вия, дей­ст­вую­щие от­но­си­тель­но по­сто­ян­но и вре­мен­но (в свя­зи с ра­зо­вы­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми или со­бы­тия­ми);

- на всей тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва, от­дель­ных его ре­гио­нах и спе­ци­фи­че­ских зо­нах  (рес­пуб­ли­ки, пор­то­вые го­ро­да, ку­рорт­ные зо­ны, при­ле­гаю­щие к го­су­дар­ст­вен­ной гра­ни­це и пр.), а так­же имею­щие ме­ст­ный, ло­каль­ный ха­рак­тер.

Ука­зан­ные об­стоя­тель­ст­ва су­ще­ст­вен­ны для ор­га­ни­за­ции про­ти­во­дей­ст­вия пре­ступ­но­сти - раз­ра­бот­ки и осу­ще­ст­в­ле­ния со­от­вет­ст­вую­щих про­фи­лак­ти­че­ских ме­ро­прия­тий, в том чис­ле и ор­га­на­ми Фе­де­раль­ной по­гра­нич­ной служ­бы.



З А К Л Ю Ч Е Н И Е.


В на­стоя­щей лек­ции мы с Ва­ми рас­смот­ре­ли два из наи­бо­лее важ­ных во­про­са, на ко­то­рые от­ве­ча­ет кри­ми­но­ло­гия: что та­кое пре­ступ­ность и ка­ко­вы ее при­чи­ны и ус­ло­вия. К сожалению,  на бо­лее под­роб­ное их рас­смот­ре­ние от­ве­де­но слиш­ком ма­ло вре­ме­ни, но об­щее пред­став­ле­ние,   на­де­юсь, у Вас сло­жи­лось. Очень хо­чет­ся, что­бы Вы  вы­не­сли с се­го­дняш­не­го за­ня­тие соз­на­ние то­го, что с се­го­дняш­не­го дня рас­су­ж­де­ния о пре­ступ­но­сти и ее при­чи­нах  на уров­не “обы­ва­те­ля” - вче­раш­ний день. Вы уже про­фес­сио­на­лы!


За­мес­ти­тель  на­чаль­ни­ка ка­фед­ры УПД

 кан­ди­дат юри­ди­че­ских на­ук

 май­ор юс­ти­ции


Л.Та­ра­сен­ко


“____”сентября1995г.


  Лек­ция об­су­ж­де­на на за­се­да­нии ка­фед­ры (ПМК)

    “___”сен­тяб­ря 1995г.          Про­то­кол _________






ВОЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ

КАФЕДРА   УГОЛОВНО - ПРАВОВЫХ   ДИСЦИПЛИН 


Экз.____


УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры УПД

полковник юстиции


С.Яковлев

“___”сентября1995г.



ПЛАН ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ по   криминологии

ТЕМА  № 3 Преступность и методика ее изучения

Учебные и воспитательные цели:

1. Дать курсантам знания о качественно-количественных характеристиках  преступности, понятию и классификацию ее причин и условий.

 2. Формировать у курсантов потребность в применении  комплекса  знаний по указанной теме для  качественного прогнозирования и планирования  своей профессиональной деятельности в части профилактики правонарушений.


Время:   2 часа.

Место:  Лекционный зал.

Учебно-материальное обеспечение:

-  схемы

-  технические средства обучения

Литература   для самостоятельной работы курсантов по теме лекции:

Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94;

Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158;

Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-333;

Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия МВД СССР, 1980, с.с.27-51;

Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей “Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”, 1985, с.с.39-42.


Учебные вопросы и расчет времени:


  Учебные    вопросы

Время

Примечания

  1

 ВВЕДЕНИЕ

10 мин


  2

 УЧЕБНЫЕ  ВОПРОСЫ:

1. Преступность и ее основные характеристики

На­уч­ное и при­лад­ное зна­че­ние по­ни­ма­ния яв­ле­ния и  мно­го­об­ра­зие на­уч­ных де­фи­ни­ций“пре­ступ­но­сти”. По­ка­за­те­ли пре­ступ­но­сти:

- уро­вень - ко­ли­че­ст­вен­ная ха­рак­те­ри­сти­ка пре­ступ­но­сти (со­стоя­ние и уро­вень пре­ступ­но­сти); рас­чет ко­эф­фи­ци­ен­та пре­ступ­но­сти; по­ка­за­те­ли, ис­поль­зуе­мые уго­лов­ной ста­ти­сти­кой и ее за­да­чи; осо­бен­но­сти уго­лов­ной ста­ти­сти­ки в за­ру­беж­ных стра­нах и спе­ци­аль­ных ме­ж­ду­нард­ных ор­га­ни­за­ций; кри­ми­но­ло­ги­че­ская ста­ти­сти­ка;

- струк­ту­ра пре­ступ­но­сти - ее ка­че­ст­вен­но-ко­ли­че­ст­вен­ный по­ка­за­тель;” гео­гра­фия”, “эко­ло­гия” и “то­по­гра­фия” пре­ступ­но­сти; “ком­по­нент­ная струк­ту­ра пре­ступ­но­сти”;

- ди­на­ми­ка пре­ступ­но­сти и ее ана­лиз (его це­ли); про­бле­ма “ла­тент­но­сти”; груп­пы ла­тент­ных пре­сту­п­ле­ний;фак­то­ры, влияю­щие на су­ще­ст­во­ва­ние и ве­ли­чи­ну ла­тент­но­сти;

- по­след­ст­вия пре­ступ­но­сти - один из по­ка­за­те­лей, ха­рак­те­ри­зую­щих пре­ступ­ность (“це­на пре­ступ­но­сти”); эко­но­ми­че­ские, со­ци­аль­ные и иные по­след­ст­вия; ущерб или из­держ­ки.

              

2. Причины и условия преступности.

Зна­че­ние по­ни­ма­ния при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти в пра­во­ох­ра­ни­тель­ной дея­тель­но­сти.

По­ня­тие де­тер­ми­нант пре­ступ­но­сти в со­от­вет­ст­вии с фи­ло­соф­ской тео­ри­ей при­чин­но­сти; ее вы­ра­же­ние в: объ­ек­тив­ном ха­рак­те­ре; взаи­мо­дей­ст­вии с дру­ги­ми яв­ле­ния­ми; не­рав­но­знач­но­сти и рав­но­цен­но­сти яв­ле­ний;  от­ли­чии при­чин­ной свя­зи от дру­гих ви­дов свя­зи; слож­но­сти, мно­го­сту­пен­ча­том и ие­рар­хич­ном ха­рак­те­ре; том, что при­чи­на по­ро­ж­да­ет след­ст­вие, а ус­ло­вие это­му лишь спо­соб­ст­ву­ет; от­но­си­тель­но­сти де­ле­ния яв­ле­ний  на при­чи­ны и ус­ло­вия (про­бле­ма раз­гра­ни­че­ния при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти).

Мно­го­об­ра­зие при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти, их клас­си­фи­ка­ция:

-по уров­ню дей­ст­вия (1. При­чи­ны и ус­ло­вия пре­ступ­но­сти в це­лом, раз­лич­ных групп и от­дель­ных ви­дов пре­сту­п­ле­ний; 2. на уров­не все­го об­ще­ст­ва, от­дель­ных его со­ци­аль­ных групп и на уров­не от­дель­но­го ин­ди­ви­да);

- по со­дер­жа­нию ( по­ли­ти­че­ские, эко­но­ми­че­ские, идео­ло­ги­че­ские, со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские, ор­га­ни­за­ци­он­но-управ­лен­че­ские);

- объ­ек­тив­ные и субъ­ек­тив­ные при­чи­ны;

- по на­прав­лен­но­сти, ме­ха­низ­му дей­ст­вия (клас­си­фи­ка­ция ус­ло­вий на фор­ми­рую­щие и спо­соб­ст­вую­щие);

по вре­мен­ной и про­стран­ст­вен­ной рас­про­стра­нен­но­сти (по­сто­ян­ные и вре­мен­ные, на ка­кой тер­ри­то­рии).


45 мин.























30 мин.






  3

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5 мин.


Заместитель  начальника кафедры УПД

 кандидат юридических наук

 майор юстиции

 Л.Тарасенко

“____”сентября 1995 г.


ВОЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ

КАФЕДРА   УГОЛОВНО - ПРАВОВЫХ   ДИСЦИПЛИН 


Экз. ___


УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры УПД

полковник юстиции

С.Яковлев

“___”сентября 1995г.


П Л А Н

проведения семинара по криминологии


Тема № 3. Преступность и методика ее изучения.

Учебные и воспитательные цели:

1. Закрепить у  курсантов знания о качественно-количественных характеристиках  преступности и ее детерминантах.

2.Воспитывать у обучаемых  способности и желания к творческому, исследовательскому подходу  в изучении криминологии. 


Время:   2 часа.


Место:  аудитория УПоГЗ

Учебно-материальное обеспечение:

-  схемы

-  технические средства обучения


Литература   для самостоятельной работы курсантов по подготовке к занятию (семинару):

Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94;

Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158;

Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-333;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.