Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.)
Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании, культурно-воспитательной работе и пр.)
Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия.
Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.)
Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.)
Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений.
В свою очередь условия классифицируют на:
- формирующие (связаны с противоречиями в обществе) и
- способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствии организации и управления).
И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и пространственной распространенности. Здесь различаются:
- причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);
- на всей территории государства, отдельных его регионах и специфических зонах (республики, портовые города, курортные зоны, прилегающие к государственной границе и пр.), а также имеющие местный, локальный характер.
Указанные обстоятельства существенны для организации противодействия преступности - разработки и осуществления соответствующих профилактических мероприятий, в том числе и органами Федеральной пограничной службы.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е.
В настоящей лекции мы с Вами рассмотрели два из наиболее важных вопроса, на которые отвечает криминология: что такое преступность и каковы ее причины и условия. К сожалению, на более подробное их рассмотрение отведено слишком мало времени, но общее представление, надеюсь, у Вас сложилось. Очень хочется, чтобы Вы вынесли с сегодняшнего занятие сознание того, что с сегодняшнего дня рассуждения о преступности и ее причинах на уровне “обывателя” - вчерашний день. Вы уже профессионалы!
Заместитель начальника кафедры УПД
кандидат юридических наук
майор юстиции
Л.Тарасенко
“____”сентября1995г.
Лекция обсуждена на заседании кафедры (ПМК)
“___”сентября 1995г. Протокол _________
ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ
КАФЕДРА УГОЛОВНО - ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Экз.____
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры УПД
полковник юстиции
С.Яковлев
“___”сентября1995г.
ПЛАН ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ по криминологии
ТЕМА № 3 Преступность и методика ее изучения
Учебные и воспитательные цели:
1. Дать курсантам знания о качественно-количественных характеристиках преступности, понятию и классификацию ее причин и условий.
2. Формировать у курсантов потребность в применении комплекса знаний по указанной теме для качественного прогнозирования и планирования своей профессиональной деятельности в части профилактики правонарушений.
Время: 2 часа.
Место: Лекционный зал.
Учебно-материальное обеспечение:
- схемы
- технические средства обучения
Литература для самостоятельной работы курсантов по теме лекции:
Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94;
Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158;
Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-333;
Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия МВД СССР, 1980, с.с.27-51;
Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей “Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”, 1985, с.с.39-42.
Учебные вопросы и расчет времени:
Учебные вопросы
Время
Примечания
1
ВВЕДЕНИЕ
10 мин
2
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Преступность и ее основные характеристики
Научное и приладное значение понимания явления и многообразие научных дефиниций“преступности”. Показатели преступности:
- уровень - количественная характеристика преступности (состояние и уровень преступности); расчет коэффициента преступности; показатели, используемые уголовной статистикой и ее задачи; особенности уголовной статистики в зарубежных странах и специальных междунардных организаций; криминологическая статистика;
- структура преступности - ее качественно-количественный показатель;” география”, “экология” и “топография” преступности; “компонентная структура преступности”;
- динамика преступности и ее анализ (его цели); проблема “латентности”; группы латентных преступлений;факторы, влияющие на существование и величину латентности;
- последствия преступности - один из показателей, характеризующих преступность (“цена преступности”); экономические, социальные и иные последствия; ущерб или издержки.
2. Причины и условия преступности.
Значение понимания причин и условий преступности в правоохранительной деятельности.
Понятие детерминант преступности в соответствии с философской теорией причинности; ее выражение в: объективном характере; взаимодействии с другими явлениями; неравнозначности и равноценности явлений; отличии причинной связи от других видов связи; сложности, многоступенчатом и иерархичном характере; том, что причина порождает следствие, а условие этому лишь способствует; относительности деления явлений на причины и условия (проблема разграничения причин и условий преступности).
Многообразие причин и условий преступности, их классификация:
-по уровню действия (1. Причины и условия преступности в целом, различных групп и отдельных видов преступлений; 2. на уровне всего общества, отдельных его социальных групп и на уровне отдельного индивида);
- по содержанию ( политические, экономические, идеологические, социально-психологические, организационно-управленческие);
- объективные и субъективные причины;
- по направленности, механизму действия (классификация условий на формирующие и способствующие);
по временной и пространственной распространенности (постоянные и временные, на какой территории).
45 мин.
30 мин.
3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5 мин.
Заместитель начальника кафедры УПД
кандидат юридических наук
майор юстиции
Л.Тарасенко
“____”сентября 1995 г.
Экз. ___
“___”сентября 1995г.
П Л А Н
проведения семинара по криминологии
Тема № 3. Преступность и методика ее изучения.
1. Закрепить у курсантов знания о качественно-количественных характеристиках преступности и ее детерминантах.
2.Воспитывать у обучаемых способности и желания к творческому, исследовательскому подходу в изучении криминологии.
Место: аудитория УПоГЗ
Литература для самостоятельной работы курсантов по подготовке к занятию (семинару):
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7