На протяжении последних двух десятилетий наблюдались устойчивые негативные тенденции для увеличения числа рассматриваемых преступлений.
Неблагоприятные тенденции преступности в последние годы обусловлены прежде всего прогрессирующим усилением кризисных явлений в социально- экономической и политической сферах, ослаблением конституционных гарантий правовой защиты интересов личности и государства, снижением эффективности государственного, финансового, а также практически всех форм социального контроля, несогласованностью действий законодательных и исполнительных органов всех уровней. Нарастающая конфликтность и нетерпимость в обществе, резкое снижение уровня жизни широких слоев населения, фактический распад потребительского рынка, рост безработицы не могут не оказывать крайне негативного воздействия на состояние общественного дознания, обусловливая значительные деформации правового и экономического сознания представителей многих социальных слоев общества.
Говоря о предупреждение краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством, как преступлений против собственности в целом необходимо сказать, что основная роль в данном случае принадлежит системе мероприятий общегосударственного уровня по стабилизации экономики, росту производства, достижению баланса экономической эффективности. Без этого практически все профилактические меры организационно-хозяйственного, управленческого, технического и организационно-правового характера едва ли смогут кардинально улучшить ситуацию.
Однако было бы неправильным полагаться исключительно на саморегулирующие способности экономики: в последние годы некоторыми учеными- экономистами высказывались взгляды, сущность которых заключалась в придании экономике гипертрофированных возможностей самодостаточной регуляции практически всех возможных дисфункций, в том числе и способности ликвидации «теневых» экономических отношений, включающих и экономическую преступность. Однако как наш собственный опыт, так и практика развитых стран зарубежья показывают, что сама по себе смена форм собственности в криминологическом плане отнюдь не является панацеей.
Для успешной реализации экономических мер профилактики необходимым становится, прежде всего, осознание важности борьбы с данными видами преступлений, научного выявления степени и форм обратного воздействия преступности на социальную и экономическую сферы, обеспечивающего растущий уровень ее воспроизводства.
Антикриминогенным потенциалом обладают мероприятия общесоциального уровня по снижению темпов процесса прогрессирующей имущественной дифференциации населения.
Важную роль в усилении профилактики краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством должна играть система криминологической экспертизы, основой которой могут стать комиссии, объединения, ассоциации независимых экспертов из числа специалистов- криминологов, юристов, экономистов, социологов, ученых других специальностей и специалистов-практиков, осуществляющих постоянный экспертный мониторинг социальной эффективности действующего законодательства, различных программ экономического и социального характера, а также оценивающих и прогнозирующих возможные последствия законопроектов с точки зрения их криминогенности (или антикриминогенности).
К комплексу организационно-технических мер профилактики относятся мероприятия, обеспечивающие охрану, учет, определение количественных и качественных показателей состояния имущества, движения денежных средств, усовершенствования системы регистрации автотранспорта и т.д. Конкретной реализацией этих мероприятий является внедрение современных компьютеризированных систем охраны складских, торговых и конторских помещений, квартир граждан, внедрение технических устройств, обеспечивающих охрану транспорта, внедрение единой всероссийской системы учета угнанных транспортных средств, установкой на транспортные средства противоугонных устройств и т.д.
В качестве важного мероприятия профилактического характера можно назвать создание единой компьютерной системы учета информации о лицах, когда-либо привлекавшихся к уголовной ответственности за подобные деяния.
Личность преступников, совершающих посягательства на собственность, характеризуется большим разбросом уголовно-правовых, социально- демографических, нравственно-психологических и иных признаков (их сочетание). Это могут быть злостные преступники: многократные судимые рецидивисты, профессиональные воры, организаторы, участники устойчивых преступных формирований. Незаконное завладение транспортным средством без цели хищения довольно часто совершается подростками, только приобщающимися к преступной деятельности, но порой и лицами причастными к организованной преступности, например, с целью использования угнанного автомобиля для совершения убийства или бандитского нападения.
Органы внутренних дел ведут работу в плане – выявления, анализа и обобщения характерных методов совершения преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, способов и мест угона, сокрытия, разукомплектования, легализации, установление направлений передвижения разыскиваемых транспортных средств, подготовки соответствующих информаций, рекомендаций, обзоров для всех подразделений ОВД и иных учреждений и организаций.
Также ОВД осуществляют в целям предупреждения краж и угонов транспортных средств следующие мероприятия: а) организацию единой системы контроля за соблюдением установленного порядка лицензирования деятельности предприятий по торговле и ремонту транспортных средств, получения и использования информации о работе таких предприятий; б) подготавливает, координирует проведение специальных мероприятий по пресечению хищений автотранспортных средств, выявлению мест отстоя, разукомплектования похищенных транспортных средств, их подготовки к легализации; в) проведение оперативных мероприятий по пресечению и раскрытию хищений автотранспортных средств, совершенных организованными преступными группами, а также носящих межрегиональный и межгосударственный характер; г) разрабатывает предложения в соответствующие органы исполнительной власти по реализации комплексных мер по предупреждению преступных посягательств на транспортные средства, устранению объективных причин, способствующих их совершению; д) организует взаимодействие со средствами массовой информации по предупреждению преступных посягательств на транспортные средства.
С целью предупреждения преступлений против собственности в полном объеме используются средства и методы виктимологической профилактики. Издавая и распространяя брошюры, памятки, буклеты с информацией населению о возможных посягательствах на транспорт, о способах, уловках применяемых ворами, о технических и иных вариантов охраны имущества.
Предупреждением краж и угонов транспортных средств является организация охраняемых платных автостоянок, оборудованных соответствующими техническими средствами. В гаражных кооперативах в этих целях применяются поочередные ночные дежурства. Большое развитие получило установка автосигнализаций различных модификаций с звуковой и световой индикацией.
Федеральной Программой РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994 – 1995г.г. предусмотрено восстановление и развитие общественных формирований правоохранительной направленности, в том числе по работе с несовершеннолетними лицами и молодежью. Но этот процесс тесно связан с местными условиями и возможностями, поэтому здесь существенно возрастает роль местного самоуправления в интересах населения на основе своих материальных ресурсов, включая вопросы профилактической деятельности.
Заключение.
Социальная ценность предупреждения преступления в жизни общества представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере это упреждение самой возможности совершения преступлений. В процессе предупреждения преступления криминогенные факторы могут подвергаться направленному и ненаправленному воздействию тогда, когда они еще не набрали силы, находятся в зародышевом состоянии и поэтому легче поддаются устранению (нейтрализации, блокированию). Наряду с этим арсенал средств предупреждения преступности позволяет прерывать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допускать наступления вредных последствий посягательств на общественные отношения. Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с ней наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание. Практическое задание.
1. Оценка социально-экономической и оперативной обстановки на территории Амурской области за 1999 год.
Население области составляет 1008,5 тыс. человек и имеет тенденцию к сокращению: в минувшем году оно сократилась на 6,8 тыс. человек или на 0,7%. Уменьшение численности населения обусловлено его естественной убылью и миграционным потоком за пределы области. Продолжительность жизни по области составляет 58 лет, что на 2,5 % ниже, чем по России. Соотношение городского и сельского населения составляет соответственно 65,1 и 34,9 %.
Остается острой проблема неплатежей, не решены вопросы финансового оздоровления экономики, создания новых рабочих мест. По данным 890 предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры задолженность по заработной плате составила 951,2 млн. рублей, только по милиции общественной безопасности задолженность по денежному довольствию составили 28 млн. рублей. В критическом положении остается финансирование образования, здравоохранения и культуры. Из бюджетов всех уровней не выплачено 389,6 млн. рублей. Сохранение сложившегося уровня задолженности за 1998 год обусловило превышение общей суммы задолженности над фондом заработной платы предприятий и организаций, в которых она имелась, в 5,2 раза.
За 1999 год произошло снижение объемов производства в угольной промышленности, добыча угля составила 64,3% объема производства прошлого года. Объем продукции машиностроения и металлообработки увеличился на 26,8%, производство деловой древесины – на 44,3 %, а пиломатериалов – на 10,9%. Активизация производства в лесной промышленности обусловлена в первую очередь возросшим спросом на древесину в Китае, Японии, Северной и Южной Корее. На предприятиях цветной металлургии области золотодобывающий сезон складывался удачнее, чем в 1998 году, золота добыто на 9,2 % больше.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6