Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического, социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учетом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности.
В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности. К ним, в частности, относятся:
1. Недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов.
2. Неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов.
3. Отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы.
4. Разработка криминологических разделов планов без предварительных (предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов.
5. Отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки. Согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.
Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов (например, миграционные процессы, нарушения половозрастной структуры населения региона, создание благоприятных условий повышения культурного и образовательного уровня и т.д., влияющие на состояние преступности).
Органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества.
Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.
Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического.
Профилактика преступлений – задача всего общества и всех органов государства, решаемая разнообразными политическими, экономическими, правовыми и иными методами, специально направленными на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению.
Криминалистическая профилактика является составной частью правовой профилактики, осуществляемой органами следствия и дознания, прокурорского надзора и судебной системы, специфическими методами и средствами, присущими только этим органам. Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или преступных организаций. Эту профилактику осуществляют следователи, дознаватели, работники оперативно-розыскных аппаратов милиции и органов безопасности, а также эксперты-криминалисты.
В профилактической деятельности наиболее распространены и эффективны меры, непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение начавшихся преступлений, осуществляемые, как правило, сотрудниками милиции.
Для того, чтобы выполнить одну из профилактических задач, необходимы как минимум некоторые условия: профилактические меры должны быть действенными, эффективными, они должны быть применены своевременно и профессионально подготовленным человеком. Названные условия могут быть созданы на практике только при оптимальной организации деятельности всех правоохранительных органов, что стало практически осуществимо с появлением в этих органах мини-ЭВМ и микро-ЭВМ, а также возникновением реальных возможностей осуществлять на базе ЭВМ криминалистическое прогнозирование.
Если посмотреть на проблему предупреждения преступности в России (да и в любом государстве) львиная доля работы в этой сфере выпадает их всех правоохранительных органов на органы внутренних дел и прокуратуру. В рамках изучения уголовного права и процесса Вы разбираетесь с конкретными видами преступлений и с тем, в чьей юрисдикции они находятся.
В основе предупреждения организованной преступности лежат общесоциальные и экономические меры. Сегодня уголовный закон далек от совершенства. Нельзя привлечь к уголовной ответственности лидеров преступной организованности за такие действия как разработка стратегии и тактики уголовных, элементов, разделение сфер влияния, создания общих денежных фондов, проведение организационных сходок преступных элементов и т.п.
Советский период структура оперативных аппаратов милиции, ее техническая и материальная вооруженность складывались под влиянием идеологических факторов. Они были ориентированы на борьбу с отдельными проявлениями преступности на фоне так называемого «последовательного ее сокращения».
Ко времени констатации организованной преступности ее разветвленных структур в 80-90-е гг. фактически не существовало отработанной метроманальной системы взаимодействия оперативных аппаратов криминальной милиции. Эта разобщенность усугубилась распадом СССР.
К 1989 г., когда достаточно четко проявились особенности организованной преступности, вертикальной и горизонтальной связи ее структур, система ее «активной обороны», основанная на коррупции в госапарате и террористических методах подчинения, лавинообразном вторжении в экономику стало очевидным необходимость создания специализированной службы по борьбе с организованной преступностью, и она была образована в виде 6-го управления МВД СССР, по инициативе которого в 1990 г. в 12-ти регионах страны созданы межрегиональные подразделения. В МВД РСФСР было создано самостоятельно 6-е управление, в управлениях внутренних дел – оперативно-розыскные бюро, разработана концепция МВД СССР по борьбе с организованной преступностью в соответствии с этой концепцией определены следующие задачи оперативно-розыскных бюро:
1. проведение разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на добывание, сбор, анализ сведений об организованной преступности: об организованных преступных сообществах, негласное проникновение в их структуры, выработка мер противодействия;
2. борьба с устойчивыми преступными сообществами и их коррумпированными связями;
3. направление информации в аппараты уголовного розыска, борьба с преступлениями в сфере экономики, оперативные подразделения по исправительным делам, совместное проведение крупномасштабных операций по разоблачению преступных структур;
4. информирование соответствующих органов власти и управления о состоянии и тенденциях организованной преступности.
Также были указаны направления работы оперативно-розыскных бюро:
- выявление и разоблачение преступных структур, возникших в результате «сращивания общеуголовной и экономической преступности», пресечение фактов «отмывания» денег, документирование преступной деятельности членов организации, предприятие различной направленности, созданных на незаконно нажитые средства;
- разоблачение групп бандитской направленности, выявление и пресечение поставки партий оружия, антиквариата, драгоценных камней и металлов, предметов, представляющих культурно-историческую ценность;
- документирование преступной деятельности членов преступных групп, занимающихся наркобизнесом;
- изобличение коррумпированных лиц в органах власти и управления.
В феврале 1992 г. в МВД РФ образовано главное управление по организованной преступности (ГУОП). Структура этого специализированного главка построена так, что обеспечивает руководство разведывательной деятельностью, взаимодействие с другими оперативными службами МВД РФ и соответствующими службами других государств, цетрализованную обработку оперативной информации, в т.ч. поступающей из других служб криминальной милиции, аналитико-исследовательскую работу, необходимую для констатации признаков организованной преступности, осуществление линейных функций на разных направлениях, непосредственное руководство метроманальным правлением и подразделениями, действующими в наиболее криминальных регионах России.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10