Рефераты. Неосторожная преступность: общая характеристика






Таким образом, основные причины неосторожных преступлений обусловлены противоречиями между субъектом их совершения и объективными обстоятельствами (ситуацией, конкретными оруди­ями труда, техническими средствами и т.п.). В то же время сами отмеченные дефекты личности неосторожного преступника, опас­ные свойства ситуаций и орудий кроются в общесоциалъных при­чинах и условиях преступности в целом: политическом и экономи­ческом кризисе, деформации общественного и индивидуального сознания, дезорганизации общественной жизни.

Для предупреждения неосторожных преступлений большое зна­чение имеют такие общесоциальные мероприятия, как укрепление трудовой и общественной дисциплины, усиление борьбы с пьян­ством и алкоголизмом, расширение и совершенствование правового, экологического, антиалкогольного воспитания. Они помога­ют устранять различные несовершенства в технологии производ­ства, недостатки в планировании, управлении, организации конт­роля, подготовке и подборе кадров, способствующие совершению неосторожных преступлений, а также ограничивают и делают воз­можной ликвидацию тех криминогенных деформаций групповой и индивидуальной психологии, которые являются причинами дан­ных преступлений.

Важную роль в борьбе с неосторожными преступлениями игра­ют и меры специальной профилактики. К их числу относятся: раз­работка и внедрение новых, наиболее эффективных средств и пра­вил техники безопасности и охраны природы; совершенствование законодательства об ответственности за неосторожные преступле­ния и иные, создающие для них почву «фоновые» правонарушения; улучшение организации и методики работы контролирующих ор­ганов, органов расследования и судебного разбирательства дел о неосторожных преступлениях различных видов, прокурорского надзора за исполнением законов об охране труда, охране окружаю­щей среды. Индивидуальная правовоспитательная работа с лица­ми, склонными к совершению неосторожных преступлений, обес­печение общего и специального превентивного эффекта занимают важное место в деятельности правоохранительных органов.

Успешное предупреждение неосторожных преступлений возможно только при систематическом принятии мер борьбы с ними. Устранение недостатков в использовании техники, в модернизации технологии, организации управления производством, контроля тре­бует, как правило, длительного применения комплекса мер. Для устранения дефектов технологии, нарушающих безопасность производства, необходимо не только внедрять новые технические сред­ства, но и обучать рабочих пользоваться ими. Это в свою очередь выдвигает задачу повышения их квалификации, изменения систе­мы контроля и т.д. Длящимся характером и комплексностью харак­теризуется и применение мер, направленных на воспитание у ру­ководителей предприятий и организаций, работников инспекций и служб позиции максимального внимания к вопросам техники безопасности и охраны природы, добросовестного отношения к возложенным на них обязанностям, проявления принципиальнос­ти и иных качеств личности, необходимых для успешной борьбы с нарушениями названных правил и иными неосторожными преступлениями. Более длительная и упорная работа требуется для формирования позитивного общественного мнения по указанным вопросам, основанного на четком осознании социальной значимости их успешного решения.

Только при таких условиях дадут должный эффект организаци­онно-управленческие меры по информационному обеспечению органов и служб, ведущих борьбу с преступными нарушениями пра­вил техники безопасности и охраны природы; по координации их деятельности, совершенствованию методики и техники контроля.[18]

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.


Аварии случаются потому, что нынешние

водители ездят по вчерашним дорогам на

завтрашних машинах с послезавтрашней

скоростью.

                                                В. Де Сика


        Как уже отмечалось, среди неосторожных преступлений около 75 % составляют автотранспортные.  С учетом этого, я думаю, целесообразным будет, остановится на этой категории преступлений более подробно.

         Автотранспортные преступ­ления — собирательное криминологическое понятие, охватывающее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспор­тных средств; выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта; оставление места дорожно-транс­портного происшествия.

         Являясь результатом технической неосторожности, автотранспортные преступления обладают определенной спецификой (в при­чинах, условиях совершения, в механизме преступного поведения и т.п.), обусловливающей использование различных форм и мето­дов их предупреждения.

Проблема предупреждения автотранспортных преступлений ста­ла особенно острой в последние годы. До середины 80-х гг. прошлого столетия в стране наблюдалась тенденция снижения (в расчете на 10 тыс. единиц автотранспорта) автотранспортных происшествий, а также значительного сокращения числа погибших в них. Однако уже в 90-е гг. наблюдался рост (до 1,5 млн. в течение пяти лет) до­рожно-транспортных происшествий, в которых погибли 250 тыс. и получили ранения 1,5 млн. человек. При этом свыше 70% погиб­ших составляли люди трудоспособного возраста.

         В настоящее время в России ежегодно совершается свыше 180 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет более 32 тыс., а получают увечья более 215 тыс. человек. Следует отметить, что потери от этих происшествий в несколько раз превышают потери железнодорожных катастроф, пожаров и несчастных случаев и составляют в денежном выражении свыше 180 млрд. руб.

ежегодно.

Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в России многократно выше, чем в других странах. Так, ежегодно у нас на каждые 100 дорожно-транспортных происшествий прихо­дится до 14 погибших, что в три-четыре раза больше, чем в Европе, Америке, Японии.

В общей структуре автотранспортных происшествий следует вы­делить деяния, совершаемые водителями индивидуальных транспор­тных средств. По их вине ежегодно совершается 100—120 тыс. до­рожно-транспортных происшествий, в которых погибают 25—30 тыс. и получают ранения 150—200 тыс. человек. На долю указанной ка­тегории водителей приходится в среднем 65—70% дорожно-транс­портных происшествий и примерно 70—75% погибших и раненых. За малым исключением (в 9 из 10 случаев) подобные происшествия, как следствие виновного нарушения установленных правил и нео­сторожного причинения вреда личности или крупного ущерба, яв­ляются преступлениями. Исследователями установлена непосред­ственная связь между противоправным поведением водителей, со­вершением ими административных проступков и неосторожными автотранспортными преступлениями, к которым эти проступки приводят с известной степенью вероятности.

Негативные тенденции в увеличении дорожно-транспортных происшествий во многом определяются тем, что за последние 10— 15 лет в стране существенно изменился парк автотранспортных средств. Так, начиная с 1975 г. число автомобилей увеличилось почти в 5 раз и в настоящее время составляет немногим более 20 млн. единиц. Для сравнения скажем, что в США этот показатель составляет 200 млн. единиц. По количеству автомобилей на душу населения Россия уступает странам Европы в четыре раза, а США — де­сять раз. В структуре автопарка России количество индивидуальных транспортных средств почти в 3,5 раза превышает весь государственный транспорт, в 6,5 раза — количество грузовых автомобилей. Следует отметить, что в 80—90-е гг. прирост транспорт­ных преступлений в стране опережал рост числа индивидуальных автомобилей.

Структура автотранспортных преступлений включает несколь­ко видов нарушений таких правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, как выбор скорости, обгон, проезд перекрестков (свыше 23% их общего числа), запрет управлять транспорт­ным средством в состоянии опьянения (12%), ненадлежащее состояние автомобиля (2%). Кроме того, свыше 26% от их числа связано с плохим состоянием автомобильных дорог. Эти наруше­ния вызывают последствия в виде столкновений с другим автотран­спортным средством, с животными; наездов на людей; опрокиды­вания транспортных средств и выпадения людей из них. Две трети автотранспортных преступлений (и три четверти аварий) связаны с нарушением только со стороны водителей; треть — со «смешан­ной с другими участниками движения виной».

Преобладающая часть автотранспортных преступлений приходится на окончание рабочего времени (17—19 час.) и вечерние часы (22—24 час), причем в вечернее время большинство виновных — водители личного транспорта. «Пик» аварийности у последних — апрель (выезд после длительной зимней стоянки транспортного средства). [19]

         Если учесть, что большинство аварий происходит за пределами населенного пункта (51,8%), то становится понятной жизненная необходимость первой доврачебной помо­щи. Так, если в условиях большого города 95% постра­давших первую помощь оказывают врачи скорой помо­щи в ближайшие часы после травмы, то при происше­ствиях на междугородных дорогах врачебная помощь оказывается только 43,8% пострадавшим и в более поздние сроки. Иными словами, при ДТП на трассах вне городов 56,2% пострадавших получают недостаточ­ную медицинскую помощь или ее совсем не получают. Это приводит к тому, что причинами смерти 17% от числа всех погибших на догоспитальном этапе (при травмах, полученных на междугородных дорогах) яв­ляется асфиксия, кровотечение, шок, то есть состоя­ния, требующие немедленной помощи. В условиях го­рода это количество снижается до 8%, то есть более чем вдвое.[20]

         Показатели исхода ДТП в форме вреда, причиня­емого личности потерпевшего, позволяют составить представление о медицинской оценке травм, которые в 1/3 ситуаций завершились леталь­ным исходом, а в 30,3% ситуаций были менее тяжки­ми (средней тяжести). На долю 20,6% случаев приходились легкие, а 16,4% — тяжкие телесные повреждения.

         ДТП, связанные с травмированием детей, по­влекли почти в половине случаев их гибель, в 25% — тяжкие, а в 10% — менее тяжкие травмы. Среди пешеходов, оказавшихся травмированны­ми в результате ДТП, примерно половина (46,8%) погибает. Аналогичные последствия наступают и для пас­сажиров автомашины, которая попала в аварию (по­гибли 47,6%). Пассажиры встречной автомашины гиб­нут в 1/3 ситуаций, а водители этих транспортных средств — в 15,8% случаев.[21]

         Криминологическая характеристика личности участников неосторожных дорожно-транспортных преступлений показывает, что в своем большинстве они относятся к категориям ситуативных и неустойчивых преступников. Вместе с тем определенная их часть, как и лиц, совершающих неосторожные преступления других ви­дов, по своим личностным качествам, систематичности и злостно­сти нарушений соответствует типу злостных преступников (разу­меется, с некоторыми отличиями от умышленных преступников этого типа).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.