Рефераты. Судебная экспертиза






Судебная экспертиза

                                   Тематический план курса.

 

№ п.п

Наименование темы

Количество часов

Аудиторная работа

Лекция

Семинар

1

Понятие и классификация судебных экспертиз. Органы судебной экспертизы и их функции.

2

 

2

Подготовка и назначение судебных экспертиз

2

 

3

Идентификация в судебной экспертизе. Общие положения методики производства судебных экспертиз.

2

 

4

Заключение эксперта и его оценка следователем и судом. Почерковедческая экспертиза.

2

2

5

Техническая экспертиза документов.  Криминалистическая экспертиза материалов и веществ.

2

 

6

Баллистическая экспертиза.

2

 

7

Трасологическая экспертиза

2

 

8

Автотехническая экспертиза. Бухгалтерская экспертиза. Прочие судебные экспертизы

2

2

 

Всего

16

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция № 1.

 

Тема: Понятие и классификация судебных экспертиз. Органы судебной экспертизы и их функции.

    

1.1.Предмет и объекты судебных экспертиз.

 

Предмета экспертизы - фактические данные (обстоятельств дела), имеющие значение для его разрешения, устанавливаемых на основе экспертного исследования. В литературе различаются понятия предмета конкретной экспертизы и родового (видового) предмета.

Родовой (видовой) предмет определяет компетенцию экспер­та той или иной специальности, возможности данного рода (вида) экспертизы.

Предмет экспертизы по конкретному делу определяет круг вопросов, поставленных перед экспертом. Он обусловливает выбор эксперта и его полномочия при проведении экспертизы.

Понятие предмета судебной экспертизы как характеристи­ки области экспертного знания является основой для опреде­ления и классификации соответствующих экспертных задач.

Экспертная задача — принятое экспертом задание, содер­жащееся в вопросе, поставленном перед экспертом.

Наибольшее распространение получил "уровневый" подход
к классификации экспертных задач, сводящийся к выделению задач
диагностического, классификационного, идентификационого,
ситуационного уровней. Целью диагностических экспертных исследований является распознавание объектов; классификационных — установление принадлежности объектов к определенным классам, в том чис­ле стандартизированным; идентификационных — установление тождества индивидуально-определенных объектов или источни­ков их происхождения; ситуалогических — установление част­ных событий, на основе которых производится реконструкция механизма общего события в рамках уголовного дела.

Объектами экспертизы являются материализованные, опре­деленные уголовно-процессуальным законом источники ин­формации — материалы уголовного дела.

Экспертному исследованию могут подвергаться не только конкретные предметы, но и различные процессы (события, яв­ления, действия), на основании которых эксперт познает дру­гие факты, являющиеся предметом экспертизы.

Помимо общего понятия объекта экспертизы как носителя информации различаются понятия родового (видового), кон­кретного и непосредственного объектов.

Родовой (видовой) объект — совокупность объектов, обла­дающих общими признаками. Родовой (видовой) объект играет существенную роль при разграничении отдельных родов (ви­дов) экспертиз.

Конкретным объектом именуется индивидуальный и непо­вторимый объект, определяющий специфику конкретного экс­пертного исследования.

Непосредственный объект исследования выделяется в свя­зи с тем, что один и тот же материальный носитель информа­ции может быть объектом различных видов экспертиз. В связи с этим представляется целесообразным определять те стороны, свойства объекта, которые подвергаются исследованию.

Объекты подразделя­ются на: вещественные доказательства; документы, живые лица (в данном случае могут исследоваться как тело, так и психичес­кие, психологические, физиологические и др. процессы чело­века); образцы для экспертного исследования; относящиеся к предмету экспертизы сведения, отраженные в материалах уго­ловного дела; объекты, не имеющие определенного процессу­ального статуса (т.е. объекты, не фигурирующие в уголовном деле в качестве вещественных доказательств либо по мораль­но-этическим соображениям (трупы), либо ввиду фактической невозможности распространить на них режим вещественных доказательств (здания, сооружения).

 

1.2.Специальные знания  и формы их использования в судопроизводстве.

 

Специальные знания – знания из той или иной области науки или техники, которые выходят за пределы общеизвестных. Переходя к рассмотрению форм использования специаль­ных знаний, следует отметить отсутствие в литературе единого взгляда на данную проблему. Наиболее расширенное толкова­ние форм использования специальных знаний предусматрива­ет: непосредственное использование их дознавателем, следо­вателем, прокурором и составом суда при выполнении своих функций; участие специалиста в производстве следственных (судебных) действий; производство судебных экспертиз; при­влечение переводчика, участвующего при допросе немого или глухого лица, понимающего его разговорные знаки; привле­чение педагога для допроса несовершеннолетнего свидетеля; производство несудебных экспертиз; производство ревизий; справочную деятельность сведущих лиц.

     Ревизия проводится для проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций. Ее назначение не является следст­венным действием; соответствующее требование следователя обычно рассматривается как разновидность истребования до­казательств. Ревизия отличается от экспертизы по целям, ме­тодике и по процессуальной форме проведения и оформления результатов.

Несудебная (ведомственная) экспертиза назначается вне свя­зи с судопроизводством и проводится не в процессуальной фор­ме. Предмет этой экспертизы и ее субъекты обладают боль­шим разнообразием. Несмотря на то, что несудебная экспер­тиза проводится не для целей правосудия, ее результаты мо­гут являться основанием для возбуждения уголовного дела. В таких случаях материалы несудебной экспертизы приобщают­ся к материалам дела в качестве иных документов.

Справочная деятельность сведущих лиц осуществляется в двух основных формах: 1) выдаче справок по вопросам, по ко­торым исследование на момент запроса уже осуществлено и интересующий следствие факт выявлен и 2) выдаче справок по вопросам какой-либо отрасли знаний, если для их ответа на них не требуется исследования.

Таким образом, несмотря на некоторое внешнее сходство, перечисленные выше формы использования специальных зна­ний имеют значительные отличия от производства судебной экспертизы.

Несмотря на многообразие форм использования специаль­ных знаний в уголовном судопроизводстве, особое внимание уделяется основным из них: при их применении непосредст­венно лицом, ведущим процесс; при назначении экспертизы; при участии специалиста в производстве следственных и су­дебных действий.

Содержание предусмотренных законодательством основных форм использования специальных знаний может быть диффе­ренцированным, исходя из связи с процессуальными функция­ми собирания, исследования и оценки доказательств, а также оказания содействия при их реализации.

Процессуальными функциями собирания, исследования и оценки доказательств обладают органы (лица), ведущие про­цесс.

Эксперт имеет право на реализацию лишь одной функции — исследования доказательств.

Функциями, реализуемыми специалистом, в том числе вра­чом и педагогом, действующими в рамках ст. 58 УПК РФ, яв­ляются содействие в осуществлении собирания, исследования и оценки доказательств.

Поскольку реализация перечисленных форм использования специальных знаний сопряжена с определенными проблема­ми, целесообразно произвести краткий анализ каждой из них.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.