Рефераты. Преступление






Мы полагаем, что порядок назначения наказания при совокупности преступлений на основании ч.З ст.40 УК РСФСР должен быть единым, безотносительно к тому, какое наказание назначено по первому приговору. Во-первых, то обстоятельство, что в ч.З ст.40 УК РСФСР речь идет о совокупности преступлений, а  не о других правовых явлениях, сомнений не вызывает. Во-вторых, предусматривая порядок назначения  наказания при совокупности преступлений, в том числе и при разновременном осуждении, уголовный закон каких-либо исключений не делает. В-третьих, наличие двух приговоров в отношении одного и того же лица усложняет процесс их исполнения, делает условное наказание формальным решением суда. В-четвертых, по смыслу ст. 367 УПК РСФСР при наличии двух приговоров в отношении одного и того же лица суд обязан вынести определение о назначении осужденному единого наказания, руководствуясь ст.ст.40 и 41 УК РСФСР. Наконец, в-пятых, единый порядок будет способствовать единому подходу в решении вопросов наказания и предупреждать ошибки в судебной практике.

С учетом таких рассуждений, представляется, что как в случаях осуждения по первому приговору к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, так и при условном осуждении в соответствии со ст.44 УК РСФСР, применение правил назначения наказания по совокупности преступлений на основании ст.40 ч.З УК РСФСР должно быть одинаковым.

В третьей стадии суд, назначив окончательное наказание по совокупности преступлений, должен зачесть в его срок наказание, отбытое полностью или частично по первому приговору. Необходимость такого зачета обусловлена том, что положение осужденного но должно ухудшаться, то есть, общая продолжительность наказания за оба преступления не должна увеличиваться  от того, что одно из них  было раскрыто позднее другого. Зачет отбытого наказания может производиться двумя способами: во-первых, если наказание по первому приговору отбыто но полностью, то срок окончательного наказания удобное исчислять со дня отбывания наказания по первому приговору; во-вторых, если наказание по первому приговору отбыто полностью, то производится его вычет из окончательного наказания, а оставшийся срок исчисляется со дня вынесения последнего приговора либо заключения виновного под стражу по последнему делу. На необходимость соблюдения требований закона о зачете отбытого наказания по первому приговору неоднократно указывал Верховный Суд РСФСР при разрешении конкретных дел. При этом, как в случае назначения совокупного наказания на основании ст.40 ч.З УК РСФСР, так и в случае зачета отбытого наказания по первому приговору необходимо руководствоваться правилами о сложении наказании, названными в ст.41 УК РСФСР (ст. 71 проекта УК РФ, 1995 года).


§ 3. Назначение дополнительных наказаний по совокупности                                                    преступлений.


В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 марта 1971 года  "0 практике назначения судами РСФСР дополнительных мер наказаний" подчеркивается, что эти меры, назначенные в соответствии с требованиями закона, имеют важное значение в предупреждении новых преступлений . Выполнение этих требований приобретает особое значение в случае совершения лицом нескольких преступлений, когда назначение дополнительных наказаний является одним из средств индивидуализации ответственности.

Однако, как "оказывают результаты нашего исследования, суди не всегда учитывают повышенную общественную опасность совокупности преступлений и но во всех случаях назначают виновным дополнительные наказания. Так, по изученным нами делам в отношении 400 осужденных, 224 лица осуждено по закону, предусматривающему возможность назначения дополнительных наказаний. Однако такие наказания назначены лишь 87-й лицам, что составляет 33%.

Нередко при этом суды допускают ошибки.  Например, по данным моего обобщения ошибочные решения встречались по 7% дел. Как правило, характер ошибок заключается в том, что дополнительные наказания назначаются лишь по совокупности преступлений, а не за отдельные преступления, входящие в совокупность, а затем по их совокупности.

Названные ошибки имеют довольно распространенный характер, на что неоднократно обращал внимание Верховный Суд РСФСР, например: в постановлениях Пленума от 23 апреля 1985 года "О применении судами РСФСР законодательства, регламентирующего назначение мер уголовного наказания"; от 20 декабря 1988 года "0 ходе выполнения судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР о практике назначения дополнительных наказаний "; в ряде обзоров судебной практики ; при разрешении конкретных дел , т.п.

Устойчивость ошибок, на наш взгляд, объясняется тем, что уголовный закон не предусматривает особого порядка назначения дополнительных наказаний по совокупности преступлений, а содержащаяся в ч.2 ст.40 УК РСФСР норма, недостаточно конкретна. Так, в ней говорится о том, что к основному наказанию может быть присоединено любое из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, устанавливающими ответственность за те преступления, в совершении которых лицо было признано виновным. Аналогичное правило содержится в проектах уголовного законодательства.

Представляется, что такая редакция закона  оставляет открытыми, по крайней мере, три вопроса, по которым требуются специальные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Первый вопрос заключается в том, каким образом следует присоединять дополнительное наказание: лишь по совокупности преступлений, либо предварительно за отдельное преступление, входящее в совокупность ?

В юридической литературе на  этот вопрос можно встретить два ответа. Например, Б.А.Куринов полагает, что дополнительные наказания могут быть назначены по совокупности как тогда, когда они назначались отдельно за какое-либо преступление, так и тогда, когда они предусмотрены в соответствующих санкциях, но отдельно за преступления не назначались. Аналогичную точку зрения, но применительно к совокупности преступлений при разновременном осуждении (ч.З ст.40 УК РСФСР), высказал А.С.Никифоров .

Другие авторы, наоборот, считают недопустимым назначение дополнительных наказаний по совокупности преступлений, если они не были назначены за отдельные преступления, входящие в совокупность. В противном случае, как полагают, например, И.М.Гальперин и Ю.Б.Мельникова, приговор подлежит отмене вследствие нарушения закона при назначении наказания.

По нашему мнению, вторая точка зрения является более обоснованной: она соответствует не только сложившейся судебной практике, но и принципам индивидуализации и справедливости наказания, особенно в случаях, когда вышестоящими судебными инстанциями приговор по одному из обвинений отменяется, а дело производством прекращается. В связи с этим, порядок назначения дополнительных наказаний предварительно за каждое преступление и лишь затем по их совокупности должен быть предусмотрен не в судебных разъяснениях, а в самом законе. Вместо с тем, нельзя согласиться с предложением, согласно которого назначение дополнительных наказаний только по совокупности преступлений должно во всех случаях влечь отмену приговора. Хотя в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 29 августа 1980 года " 0 практике назначения судами дополнительных наказаний" и говорится о том, что назначение дополнительного наказания только по совокупности преступлений следует рассматривать как неправильное применение уголовного закона и может служить основанием для отмены приговора , однако при анализе судебной практики Верховных Судов СССР и РФ по конкретным делам таких фактов нами не выявлено и в этом каждый раз нет необходимости. Законно и обоснованно назначенное основное наказание по совокупности преступлений, в ряде случаев может быть вполне достаточным для исправления виновного без применения дополнительного наказания. Именно поэтому вышестоящие судебные инстанции чаще всего исключают из приговора решение суда о назначении дополнительного наказания лишь по совокупности преступлений.

Наряду с этим, следует признать, что в отдельных случаях отмена приговора все же необходима. Такое положение возникает тогда, когда, например, исключение из приговора неправильно назначенного дополнительного наказания делает наказание в целом чрезмерно мягким.

Второй вопрос, возникающий при назначении дополнительных наказаний, - это возможность назначения по совокупности преступлений нескольких дополнительных наказаний, предварительно назначенных по нескольким статьям уголовного закона. Согласно ч.2 ст.40 УК РСФСР к основному наказанию может быть присоединено любое из дополнительных наказаний. Такая редакция этой нормы вызвала двойственное решение этого вопроса.

Так, по мнению В.П. Малкова, к основному наказанию, назначенному по совокупности преступлений, может быть присоединено одно дополнительное наказание из числа назначенных за отдельные преступления. Иное же решение но соответствовало бы принципу экономии репрессии, привело бы к неоправданной жестокости наказания и сложностям при    исполнении .

Иную точку зрения высказывают, например, И.М. Гальперин и Ю.Б.Мельникова. Они полагают, что коль скоро допустимо назначение более одного дополнительного наказания за совершение одного преступления, то том более нет принципиальных оснований для исключения возможности назначения нескольких дополнительных наказаний при осуждении по совокупности преступлений .

Мы полагаем, что при решении этого вопроса необходимо учитывать, что дополнительные наказания отличаются но только по своему характеру, но и целям. Именно поэтому законодатель в ряде случаев за одно преступление предусматривает возможность назначения несколько дополнительных наказаний, в том число, когда они прямо и но указаны в санкциях статей Особенной части, например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Кроме того, за отдельные преступления назначение дополнительных наказаний является обязательным. При таких условиях, присоединение к окончательному наказанию по совокупности преступления лишь одного дополнительного наказания не соответствовало бы  принципу справедливости, и целям самого уголовного наказания. А поэтому, на наш взгляд, правило о назначении по совокупности преступлений несколько дополнительных наказаний необходимо отразить в уголовном законе.

Наконец, третий вопрос касается применения принципов поглощения, частичного и полного сложения этих   полагает В.П.Малков, к основному наказанию по совокупности но могут присоединяться несколько дополнительных наказаний, кроме конфискации имущества и лишения воинских и специальных званий . Логически вытекает вывод, что при назначении иных дополнительных наказаний суд вправе применить лишь принцип поглощения. Однако с таким мнением согласиться нельзя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.