Рефераты. Классификация и компетенция криминалистических экспертиз






–                   отсутствие оборудования, экспериментальной базы – неприменение современных эффективных методов, использование при сравнительном исследовании недостаточного количества экспериментальных образцов или даже решение вопросов без проведения экспериментальных выстрелов;

–                   недостатки в деятельности следственных органов – несвоевременное назначение экспертиз, непредставление всех материалов, необходимых для производства экспертизы;

–                   халатность эксперта, недобросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей.[31]

2.4. Трасологическая экспертиза.


Трасология – это раздел криминалистики, в котором изучаются и разрабатываются приёмы, а также средства собирания и исследования следов, используемых для раскрытия и предотвращения преступлений.[32]

Трасологическая экспертиза – исследование следов, следообразующих и следовоспринимающих объектов и других материалов дела, проводимое лицами, сведущими в трасологии, в установленном законом порядке для определения фактических данных, используемых в качестве доказательств.[33]

Источником информации, необходимой для решения экспертных задач трасологической экспертизы, являются следы человека, орудий, механизмов, транспортных средств, животных, вещная обстановка места происшествия в натуре или зафиксированная на снимках и в протоколах осмотра. В следе различают признаки вещества, из которого он состоит, и отобразившиеся в нём признаки объектов и явлений. Все признаки связаны, и в этом смысле след един. Но изучают его свойства разные предметные экспертные науки.

Трасологическая экспертиза изучает морфологические (в основном внешнего строения) и функциональные (движения, перемещения и др.) признаки объектов, а также механизм и условия взаимодействия, которые ведут к появлению следов, определяют взаимное их размещение и месторасположение.

Признаки же, характеризующие вещество следа, изучают другие экспертные науки – криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий из них, судебная медицина, судебная биология. Нередко для решения экспертной задачи требуется исследовать не только морфологические признаки, отобразившиеся в следе, но и свойства его вещества. Тогда производится комплекс разного рода экспертиз, либо комплексная экспертиза, в которой наряду с трасологом участвуют материаловеды, судебные медики или иные специалисты.

Важной теоретической предпосылкой, расширившей возможности трасологии и послужившей основанием для решения таких экспертных задач, как установление факта контактного взаимодействия, является положение о том, что морфологические и функциональные признаки взаимосвязаны. В прошлом полагали, что морфологические признаки служат в основном для идентификации, а функциональные – для диагностики. Теперь при решении диагностических задач часто используют морфологические признаки, а при решении идентификационных – функциональные. К трасологическим отнесены многие функциональные признаки, не отражающие внешнее строение следообразующего объекта, например форма, размер и размещение следов крови, горючих и смазочных веществ, наслоений микрочастиц.[34]

По предмету и специальным методикам различают четыре вида трасологических экспертиз: гомеоскопические, механоскопические, транспортные и следов животных. Все виды трасологических экспертиз, в свою очередь, подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов и методов, посредством которых производятся обнаружение, фиксация и исследование их следов.

Например, гомеоскопические делятся на такие подвиды:

–                   экспертиза следов рук, ног, зубов, обуви, одежды и следов крови человека;

–                   механоскопические – на экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств;

–                   транспортные – на экспертизы следов воздушного, водного, автодорожного и железнодорожного транспорта;

–                   экспертизы следов животных – на экспертизы следов зубов и следов ног (лап, подков).

Базовая наука для трасологической экспертизы – судебная трасология. Трасология как область криминалистических знаний изучает закономерности морфологии поверхностей и функциональных свойств следообраэующих объектов и механизма взаимодействия, ведущего к отображению их признаков в следах. Она разрабатывает понятия предмета и объекта экспертиз, общую методику, методы и технические средства, используемые в процессе её производства.

В трасологии различают общую (теоретическую) часть и особенную часть. Общая часть включает в себя учение о следах, трасологической идентификации и диагностике, общую методику трасологических исследований и микротрасологию. Особенную часть образуют результаты разработок методик, методов и технических средств, используемых при производстве отдельных видов и подвидов трасологических экспертиз.

Учение о следах обогатилось разделом об исследовании взаимодействия объектов, новым толкованием понятия следа, которое распространено теперь на вещную обстановку и ситуацию места происшествия. Создаётся новое учение – о трасологической диагностике. Общая методика трасологических исследований усовершенствовалась за счет расширения возможностей и научной разработки методов моделирования, системного и структурного анализа, профилоскопии, математических методов. Формируется новая область трасологии – микротрасология, охватывающая собой общие закономерности, методы и средства исследования микроследов и микрочастиц.

Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя, суда и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические.

Идентификационные задачи, в зависимости от вида трасологических экспертиз, подразделяются на установление тождества и групповой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также установление тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях.

Диагностические задачи направлены на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов, установление последовательности возникновения следов, свойств исследуемых объектов.

Наиболее широкие возможности в решении диагностических задач дают методики механоскопических и транспортно-трасологических экспертиз. Исследуя следы и транспортные средства, эксперты устанавливают их взаимное расположение в момент столкновения, направление движения, место наезда или столкновения. При исследовании запирающих устройств и следов орудий взлома определяются этапы, последовательность, направление их взаимодействия и др.

Для проявления невидимых следов (чаще всего – потожировых) применяются составные порошки, аллоксан, термовакуумное напыление, радиоактивные формальдегид и тритий. Специальные устройства позволяют смоделировать отобразившийся в следе рельеф в виде системы концентрических окружностей, что облегчает сравнение и оценку его идентификационных признаков.

Установление факта контактного взаимодействия представляет собой интегративную задачу. Решая её, эксперт устанавливает, что след оставлен определённым объектом, а также в момент, когда образующий и воспринимающий объекты контактировали, т.е. соприкасались. Это обстоятельство имеет большое значение: вещество следа таково, что может попасть на объект-следоноситель не только при непосредственном соприкосновении, но и через другие объекты. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.

Ее цель при реконструкции – восстановить (реставрировать) свойства объекта, которые он утратил в связи с событием происшествия.

Нередко экспертам необходимо выявить механизм происшествия, приведшего к тем или иным результатам.

Успешное решение задач, поставленных эксперту следователем или судом, зависит от правильности и полноты подготовки материалов, нужных для исследования. Следует строго соблюдать правила изъятия, упаковки и транспортировки объектов со следами и моделей следов, обеспечивающие сохранение их свойств. Важно представить эксперту надлежащие образцы: экспериментальные отпечатки пальцев, дорожки следов ног, модели челюстей, а также сообщить все данные, относящиеся к событию происшествия, которое привело к появлению следов, времени и способам их фиксации и изъятия.

Наиболее распространенными причинами допускаемых при производстве трасологических экспертиз ошибок следует признать неподготовленность эксперта, которая выражается в неумении применять рекомендованные методы и пользоваться техническими средствами, в неправильной оценке идентификационной значимости признаков и определении пригодности объектов для решения идентификационной задачи, а также профессиональные упущения – поверхностное, неполное исследование, выявление идентификационных признаков не в полном объеме и др.

В заключениях экспертов встречаются логические ошибки, которые состоят в неправильном обосновании выводов, сделанных по результатам проведённого исследования.[35]


2.5. Дактилоскопическая экспертиза.


Предметом дактилоскопической экспертизы является установление на основе специальных познаний лица, оставившего отпечатки пальцев на месте происшествия, а также времени, условий следообразования. С помощью экспертизы следов рук, именуемой дактилоскопической, удается разрешить следующие вопросы: имеются ли на представленных объектах отпечатки папилярных линий, и пригодны ли они для идентификации лица; не оставлены ли отпечатки папиллярных линий конкретным лицом (лицами); какой рукой и какими пальцами оставлены следы на месте происшествия; что можно сказать о строении кисти руки оставившего след лица; принадлежат ли следы одному человеку или нескольким; как давно они оставлены.[36]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.