Рефераты. Формирование показаний допрашиваемого: понятие, этапы, значение







§ 2. Запоминание


Чрезвычайно важным фактором, влияющим на объективность показаний, является память. Память предполагает обычно отражение, запечатление или воспроизведение прошлого. Память – это способность образовывать условные связи, сохранять и оживлять следы этих условных связей.[10] Все воспринятое человеком сохраняется в коре головного мозга, образуя временные связи.

Память человека, как и его восприятие, носит избирательный характер: человек запоминает то из воспринятого, что вызывает глубокие переживания или имеет существенное значение.

Все следы памяти (энграммы) имеют тенденцию к угасанию, затормаживанию. Поэтому общим правилом допроса является необходимость его производства при минимальном истечении времени после расследуемого события.

В связи с расстройством функции мышления встречается патология памяти. Расстройства памяти включают ее:

–       частичное усиление (гипермнезия),

–       ослабление (гипомнезия),

–       отсутствие (амнезия),

–       искажение (парамнезия).[11]

Это важно знать следователю для правильной оценки показаний.

В зависимости от индивидуальных особенностей личности, от преобладающего участия в работе памяти того или иного анализатора, память подразделяется на несколько видов.

Восприятию действий, движений соответствует моторная (двигательная) память; восприятию зрительному соответствует зрительная память; слуховому – слуховая; осязательному совместно со зрительным и слуховым – наглядно-образная память; запоминанию логических связей – словесно-логическая; переживаниям, чувствам – эмоциональная память. Все перечисленные виды памяти редко встречаются у человека в их чистом виде. Однако, способность к запоминанию, сила памяти у людей различна. У одних лучше развита зрительная память, причем до такой степени детально, что человек может, например, автоматически назвать страницу и строчку книги, где изложено то или иное положение; у других – слуховая, у третьих – словесно-логическая и так далее. Например, математик запоминает лучше цифры, художник – цвета, а музыкант – ноты, звуки. Такая память называется профессиональной.

Всякое запоминание предполагает установление соответствующих нервных связей или ассоциаций.[12] В психологии различают несколько видов ассоциаций или ассоциативных связей: ассоциации по смежности, сходству, контрасту, однозначные и многозначные.

Ассоциации по смежности предполагают запоминание последовательно идущих событий или действий, между которыми существует связь. Благодаря этому нервные процессы, связанные с одним из них, вызывают действие нервных процессов, связанных с другим.

Ассоциации по сходству имеют место тогда, когда восприятие какого-либо объекта вызывает в памяти воспоминание сходного с ним объекта, даже если он никогда не воспринимался с ним совместно или в какой-либо временной связи. Ассоциации по контрасту по своей природе близки к ассоциации по сходству, однако, их сущность состоит в том, что восприятие какого-либо объекта вызывает в памяти воспоминание о другом объекте, отличающемся прямо противоположными признаками.

Определенную роль в процессе запоминания выполняют и другие виды ассоциативных связей, а именно: однозначные и многозначные. Однозначная ассоциативная связь при запечатлении связывает определенное обстоятельство с одним каким-либо фактом или действием, многозначная – предполагает связь с несколькими фактами.[13]

Запоминание различается как преднамеренное и непроизвольное. Преднамеренное запоминание является целенаправленным и осуществляется с сознательным волевым усилием. Произвольное запоминание связано с выделением «вех» запоминания, опорных пунктов, с выделением в объекте структурных элементов, смысловых образований, их группировкой, систематизацией.[14] Непроизвольное запоминание происходит без какого-либо желания запомнить, и носит случайный характер, а поэтому может быть не всегда точным и полным.

В практике расследования наиболее часты показания, не являющиеся результатом преднамеренного запоминания наблюдаемого. Этим обстоятельством и объясняется отрывочность, неполнота сообщаемых сведений, забывание одних деталей и яркое воспроизведение других и тому подобное.

Однако при производстве допроса свидетелей следует помнить о том, что непроизвольно запоминается значительно больше того, то воспроизводится впоследствии. Экспериментальные исследования психологов в области определения границ непроизвольного запоминания также приводят к данному выводу.[15]

Большое значение для использования в допросе закономерностей непроизвольного запоминания имеет выяснение объективных и субъективных условий непроизвольного внимания. Выяснение обстановки непроизвольного запоминания во многих случаях может способствовать более детальному воспроизведению воспринятого, поскольку способствует оживлению ассоциативных связей, образовавшихся у личности при восприятии.

Таким образом, ассоциативные связи являются эффективным средством оживления в памяти запечатленного.

§ 3. Воспроизведение.


Основным психическим процессом во время допроса является воспроизведение – умственное действие по восстановлению, актуализации ранее воспринятого содержания, сохранившегося в памяти человека.

Воспроизведение воспринятого зависит от многих факторов, в том числе от физического и психического состояния человека в момент воспроизведения, способности правильно выразить свою мысль. Так, способность выражать свои мысли у каждого человека индивидуальна и находится в прямой зависимости от его культурного уровня, от уровня развития его интеллекта. Мысленное воспроизведение и его словесное выражение связаны самым тесным образом. Так, мысленный процесс воспроизведения систематизирует и координирует последнее (изменяет план, влияет на умозаключения и выводы, подвергает анализу и проверке мысленно воспроизведенный материал). Взаимосвязь словесного выражения воспроизводимого и мысленного воспроизведения отмечает С.Л.Рубинштейн: «Необходимость при воспроизведении оформить в речи смысловое содержание мобилизует мысль, по мере развертывания в речи содержания, припоминается то, что казалось забытым».[16]

Значительную роль в воспроизведении играет также лексика, употребляемая следователем при допросе, то, как он формирует вопросы.

Так, в случае возникновения затруднений у допрашиваемых лиц при описании воспринятых явлений, передачи другой информации, следователь должен оказывать лексическую помощь, не сводя ее, конечно, к подсказкам, избегая внушающего воздействия.

Иногда полезно напомнить свидетелю набор слов, понятий из которых он может выбрать наиболее, с его точки зрения, подходящие.

На чистоту воспроизводимой информации немалое влияние оказывает и характерологические свойства личности допрашиваемого.

Для характеристики влияния темперамента на показание, то есть на рассказ о том, как отнесся свидетель к тому или другому явлению или событию, можно в виде примера, – пишет А.Ф.Кони, – представить себе отношение обладателей разных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую через рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть – вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или, что таковой раздался слишком поздно. Сангвиник, волнуясь, скажет: «Эта была ужасная картина – раздался раздирающий душу крик, хлынула кровь, мне послышался даже треск сломанных костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа». Меланхолик скажет: «При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину, и вот людская судьба: быть может она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров — и все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратной потере, – и картина осиротевшей семьи с болью возникает в моей душе. Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно нажать звонок. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго наказывать». А флегматик расскажет: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, вокруг него толпа народа, на что-то смотрят; я привстал и вижу – лежит какая-то женщина поперек рельсов, – вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место, и сказал извозчику: «Пошел скорее».[17]

Таким образом, в процессе допроса важно учитывать психологические особенности допрашиваемого лица, обусловленные типом его высшей нервной деятельности, здесь существенны и темп допроса, и мера возрастания сложности выдвигаемых интеллектуально-перцептивных задач.

Показания лиц, особенно свидетелей, по своей природе в большинстве случаев, являются результатом так называемого непроизвольного запоминания, поэтому их воспроизведение обладает определенной спецификой. В частности, при воспроизведении свидетель сообщает только основное, опуская большое количество деталей нередко важных для расследования. Воспроизводимое свидетелем является только общим выражением того знания, которым он обладает, поэтому в таких случаях, технически наиболее целесообразна постановка дополняющих и напоминающих вопросов, способствующих наиболее полному воспроизведению, а также предъявление в ходе допроса вещественных доказательств и допрос на месте происшествия.

Дополняющие вопросы преследуют цель уточнения фактов, пропущенных допрашиваемым в свободном рассказе. Такие вопросы должны основываться на анализе показаний лица, а также на использовании возможных ассоциаций, возникших у допрашиваемого при восприятии. Это вопросы о том, в связи с чем свидетель оказался на месте происшествия, куда шел, о чем думал, какие мысли или воспоминания вызвала у него картина, которую он наблюдал, и так далее. Такие беседы, казалось бы, на отвлеченные темы дают положительный эффект.

При осмотре места разбойного нападения не был обнаружен нож, который, по утверждению некоторых свидетелей, выглядел как «обыкновенная финка». Допрашивая свидетеля Л., следователь разговаривал с ним на отвлеченные темы: какой была погода в то утро, как свидетель оказался на месте преступления. Свидетель, рассказывая о том, что был густой туман, неожиданно вспомнил, что нож был с ярко красной ручкой. Впоследствии нож был обнаружен у приятеля преступника. Ассоциация по контрасту (серый туман и красная ручка ножа) помогла вспомнить важную деталь.[18]

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.