Рефераты. Формирование показаний допрашиваемого: понятие, этапы, значение






Формирование показаний допрашиваемого: понятие, этапы, значение











ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАНИЙ ДОПРАШИВАЕМОГО: ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ, ЗНАЧЕНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

§ 1. Восприятие как первая стадия формирования показаний

§ 2. Запоминание

§ 3. Воспроизведение

§ 4. Роль психологических приемов в изучении

       личности допрашиваемого

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ


Раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, изобличение виновных, возмещение вреда, причинённого преступлением, определяются тем, насколько научно обоснованно, тактически грамотно и законно проведено расследование. Успех в борьбе с преступностью во многом зависит от умелого проведения следственных действий, центральное место, среди которых занимает допрос свидетелей.

В криминалистической литературе допросу свидетелей с давних пор уделялось значительное внимание. Такой интерес к проблеме был обусловлен, прежде всего, тем, что показания свидетелей являются наиболее распространёнными доказательствами по уголовным делам. Кроме того, допрос свидетелей в историческом плане предшествовал другим способам получения доказательств, например, экспертизе, следственному эксперименту, которые стали возможны только при наличии определённого уровня прикладных отраслей знания.

Бурное развитие криминалистики, судебной психологии, логики следствия, правовой кибернетики, социологии постоянно ставит на повестку дня задачу использования достижений этих наук в процессе производства допроса. Поэтому в данной работе, наряду с традиционными вопросами, представлены новые материалы, относящиеся к проблемам тактического риска в допросе, рефлексивного мышления и управления, избрания тактических приёмов применительно к особенностям темперамента допрашиваемого лица.

§ 1. Восприятие как первая стадия формирования показаний.


Эффективному применению тактических приемов производства допроса, верной оценке показаний способствует правильное понимание следователем таких психических процессов, происходящих в сознании допрашиваемых, как восприятие, запоминание, воспроизведение.[1] Выделяют также и обратную связь, корректировку показаний.[2]

В основе начального этапа формирования показании лежит субъективное восприятие, то есть возникновение целостного образа предмета, в результате воздействия объективного мира на различные органы чувств допрашиваемого. При этом к чувственным ощущениям, отражающим внешние стороны предмета, присоединяется мыслительная деятельность, способствующая осознанию и отражению данного предмета или явления, как единого целого в словесной форме.

Отражение действительности в сознании человека обусловлено различными моделирующими механизмами личности: ее социальным статусом, социальной ролью, профессиональными, национально-культурными и возрастными факторами, жизненным опытом и общекультурным уровнем.[3]

Отмечая особенности восприятия, С.Л.Рубинштейн пишет: «Отображая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно – зеркально, потому что в нем одновременно припоминается вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего».[4]

В этом и состоит субъективность психического отражения. Однако, поскольку исходной базой является объективная действительность, эта база может быть проанализирована, если будут нейтрализованы соответствующие «личностные экраны» лиц дающих показания.

Полнота и достоверность показаний зависят от определенных факторов, влияющих на особенности их формирования. Так, М.С.Строгович называет среди них несколько групп: свойства, восприятия и памяти свидетеля; психологические дефекты, присущие психике и нервной системе свидетеля; состояние свидетеля в момент восприятия события; обстановка в которой свидетель воспринял данное явление; продолжительность времени с момента восприятия факта до дачи показания; обстановка допроса на следствии и в суде; фантазирование в показаниях свидетеля.[5]

Однако известный украинский криминалист В.Е.Коновалова предлагает свою классификацию факторов, влияющих на достоверность показаний.[6] Она делит их на субъективные и объективные. Рассмотрим данную классификацию более детально. К субъективным факторам автор относит состояние органов чувств, психическое состояние лица, склонность к фантазированию и другие.

Так, нарушение функций какого-либо из органов чувств влечёт за собой искажение восприятия (недостаточность слуха не позволяет отчётливо расслышать, плохое зрение или дальтонизм влекут за собой искажённое восприятие цвета). У некоторых лиц может быть обострён слух или зрение, и они могут видеть или слышать то, чего не видят и не слышат другие (различные пороги ощущений).[7]

К субъективным факторам относится также направленность восприятия допрашиваемого и его эмоциональность. Направленность восприятия обуславливается его преднамеренностью или непреднамеренностью. Непреднамеренное, или непроизвольное, восприятие формируется в том случае, если человек заранее не готовится к восприятию. Преднамеренное восприятие характеризуется целенаправленностью, и поэтому его результатом являются более правильные показания.

Преднамеренное восприятие тесно связано с так называемым профессиональным вниманием при восприятии. Восприятие лицом предметов или явлений, связанных с его профессией, обычно является наиболее точным. Особенности профессионального восприятия, объясняются так называемой апперцепцией, т.е. обусловленностью содержания и направленности восприятия предшествующим опытом, приобретенными знаниями, сложившимися интересами, отношением человека к окружающей действительности. К примеру, инженер – строитель может дать более полные и правильные показания по делу о нарушении правил техники безопасности при строительстве; портной – запомнит платье; парикмахер – прическу; инспектор ГАИ без труда определит скорость автомобиля.

Шофер, очевидец наезда автомобиля «Волга» на пешехода, при допросе показал, что наезд был совершен при интенсивном непрерывном торможении автомобиля. Он обратил внимание, что стоп-сигналы автомашины зажглись и ни разу не гасли. На продолжительность свечения стоп-сигналов шофер обратил внимание, как на сигнал тревоги.

Определенное значение для избрания следователем тактики допроса, оценки его результатов имеет учет фактора эмоциональности в восприятии. Эмоции, испытываемые свидетелем в момент восприятия события, либо в связи с вызовом к следователю на допрос, иногда настолько отрицательно влияют на память, что мешают сосредоточиться и вспомнить обстоятельства, которые в другой обстановке он вспомнил бы без особого труда. А.Ф.Кони, отмечая эмоциональное отношение к воспринимаемому у свидетелей, писал: «Им кажется простая палка – дубинкой; угроза пальцем – подъемом кулака; повышенный голос – криком; первый шаг вперед – нападением; всхлипывание – рыданием».[8] Эту особенность важно знать следователю для того, чтобы иметь возможность правильно оценить в показаниях то, что может быть гиперболизировано или приуменьшено под влиянием эмоционального отношения к воспринимаемому.

В оценке правильности показаний немалое значение имеет учет склонности лица к фантазированию, которая рассматривается как произвольное заполнение пробелов восприятия. В практике расследования преступлений «чистая фантазия» в показаниях почти исключена. Обычно производимую картину допрашиваемый дополняет фантастическими наслоениями, касающимися отдельных деталей события, дат, чисел. Выявление таких фантастических наслоений возможно только в результате тщательного анализа показаний, сопоставления их с имеющимися в деле материалами.

В отделение милиции поступило заявление от К. о том, что неизвестный мужчина каждый вечер приходит к пруду с мальчиками и, купаясь с ними, топит их. В подтверждение изложенного заявитель описывал место преступления и добавлял, что трупы детей еще в воде.

Следователь, прибывший на место, указанное заявителем, в присутствии К. и понятых приступил к осмотру. Были обнаружены две коряги, по форме сходные с телом ребенка. В последствии выяснилось, что К., наблюдая приход неизвестного мужчины и его купание с мальчиками, из любопытства пошел к месту купания и здесь, глядя с берега в воду, увидел эти коряги. Наблюдая только приход купающихся и не видя ухода, К. пришел к выводу, что является свидетелем преступления. Причудливая форма коряг, возникшие подозрения облекли вымысел в законченную форму восприятия.

К объективным факторам, влияющим на полноту и правильность восприятия, относятся такие факторы, как освещенность воспринимаемого объекта; расстояние, на котором воспринимается объект или событие; погодные условия.

Освещенность воспринимаемого объекта, если она достаточна, помогает не только воспринимать его форму, но и различить детали.

При расследовании разбойного нападения на С. важно было установить, угрожал ли преступник ножом потерпевшему. Условия восприятия (ярко освещенная улица) позволили очевидцу происшествия рассмотреть нож и сообщить его признаки следователю. Обнаруженный у преступника нож был предъявлен в числе других ножей и опознан свидетелем по всем ранее названным признакам.

На правильность и остроту восприятия влияет и такой объективный фактор, как расстояние, на котором происходит восприятие. Здесь определенную роль играют законы перспективы и светотени. Так, большие предметы воспринимаются как близко расположенные, маленькие – как удаленные. Тени от предметов, близко расположенных, обычно видны отчетливо; тени от предметов, расположенных далеко, практически не воспринимаются. В связи с этим необходимо учитывать возможные искажения. Расстояние следует учитывать не только в отношении зрительного восприятия, но и слухового.

Правильность и полнота восприятия зависит от быстротечности события, иными словами, от времени наблюдения события. Большая часть преступлений (убийства, разбой и др.) – события быстротечные и наблюдаются человеком на протяжении секунд или даже долей секунды. Они воспринимаются менее полно и всесторонне, чем те, которые наблюдаются в течение более длительного времени. Объясняется это тем, что анализаторы человека за короткий промежуток времени успевают запечатлеть лишь часть события.[9]

Погодные условия в значительной мере влияют на восприятие, нередко искажая представление о воспринимаемом. Так, туман и дождь влияют на восприятие формы, цвета, удаленности объектов. Снегопад может искажать форму и величину воспринимаемого.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.