Рефераты. Взаимодействие Конгресса и Президента в США






Взаимодействие Конгресса и Президента в США

Самарский филиал

Саратовского юридического института МВД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

по курсу «Конституционное право зарубежных стран»

 

на тему «Взаимодействие Конгресса и Президента в США»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент _________________

__________________________________

Преподаватель: ____________________

__________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМАРА 2005

Содержание

Введение. 3

Взаимодействие Конгресса и Президента в США.. 4

Законотворчество. 5

Бюджет и финансы.. 6

Руководство органами управления. 7

Вопросы войны и мира. 8

Международные договоры.. 9

Система «контролирующих рычагов» Конгресса. 11

Заключение. 14

Список литературы.. 15


Введение

Учрежденная в США система центральных органов государственной власти стала эталоном для большинства государств Центральной и Южной Америки, хотя некоторые вариации вполне очевидны. В США за основу построения системы государственной власти взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов (checks and balances).

В Конституции США было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти: Конгрессом, Президентом и Верховным Судом, каждому из которых предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов. В известном решении United States v. Richard Nixon, вынесенном в июле 1974 г., Верховный Суд США пояснил: «Конституция не только рассредоточила власть для лучшего обеспечения свободы, но она также предполагает, чтобы на практике рассредоточенная власть была объединена в целое для эффективного управления. Конституция предписывает, чтобы ветви власти были одновременно отделены друг от друга и взаимозависимы, являлись автономными и взаимодействующими друг с другом»[1].

Взаимодействие Конгресса и Президента в США

Фактические отношения между Конгрессом и Президентом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным.

Важным средством воздействия Президента на Конгресс являются послания Президента «О положении союза». Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти. Послания рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса. Из других полномочий Президента в отношении Конгресса можно выделить право главы государства созывать Конгресс на специальные сессии; в настоящее время оно почти не используется из-за большой продолжительности обычных сессий (часто более 300 дней в году).

Чтобы управлять страной, Президент должен сотрудничать с Конгрессом, которому в случае разногласий принадлежит последнее слово. Конгресс по праву персонифицирует Соединенные Штаты. При принятии Верховным Судом решений, в которых Конгресс является стороной, эта сторона определяется термином «Соединенные Штаты». Кроме того, Президент не обладает правом досрочного роспуска Конгресса. Другими словами, Президент не безоружен (право вето), но и Конгресс весьма могуществен: обладает кардинальными средствами воздействия на исполнительную ветвь власти. Механизм, при котором осуществление власти основано на том, что ее законодательная и исполнительная ветви могут воздействовать, заставляя их приспосабливаться друг к другу, искать взаимоприемлемые решения, в зарубежной литературе иногда именуется демократией компромисса.

Особенности механизма взаимодействия Конгресса и Президента целесообразно рассмотреть по таким основополагающим направлениям государственной деятельности, как законотворчество, формирование и принятие бюджета, руководство органами управления, решение вопросов войны и мира, ведение внешних сношений, система «контролирующих рычагов» Конгресса, которые в определенной мере сдерживают процесс концентрации власти в руках Президента.

Законотворчество

По Конституции принятие законов отнесено к компетенции Конгресса, каждая из палат которого определяет свой порядок прохождения законопроектов.

Законопроект, одобренный одной палатой, направляется на рассмотрение в другую, где проходит те же стадии обсуждения. Если в его текст не внесены поправки, то после подписания председателями палат (первым подписывает Спикер) он передается Президенту.

Президент может отклонить представленный ему на подпись законопроект, отсылая его со своими возражениями в ту из палат, откуда он исходил (отклоняется законопроект в целом). Для преодоления вето каждая палата должна принять его повторно большинством в две трети голосов. Голосование в этом случае проводится поименно с занесением данных в протокол. При положительном результате голосования законопроект вступает в силу без подписи Президента. Вступает он в силу также тогда, когда Президент не дает своего заключения в течение 10 дней, не считая воскресных, если только в эти дни Конгресс не прервет свою сессию. В последнем случае законопроект отвергается фактически («карманное вето») и не подлежит пересмотру в указанном выше порядке.

Закон вступает в силу с момента подписания Президентом либо преодоления его вето, если в самом тексте закона не установлен иной срок. Федеральные законы публикуются без подписей Президента и председателей палат, что подчеркивает постоянство действия законов, отражающих волю государства, а не отдельных его представителей.

В среднем Конгресс ежегодно принимает около 700 биллей и резолюций из 3-5 тыс. проектов, внесенных на его рассмотрение.

Характеризуя законотворческую деятельность Конгресса, следует отметить влияние на нее Президента.

По некоторым оценкам, по инициативе Президента либо подчиненных ему органов в Конгресс вносится до 30% всех законопроектов. Формально исполнительная власть лишена права законодательной инициативы. Внести проект в палату может только сенатор или член Палаты представителей. Однако это обстоятельство отнюдь не снижает результативности инициатив Президента. До 50% проектов, предложенных исполнительной властью, Конгресс одобряет. Здесь нужно иметь в виду не только влияние Президента на членов Конгресса, но и те ресурсы, которыми располагает исполнительная власть и которых не имеет Конгресс.

Наиболее мощным средством воздействия Президента, как и прежде, остается право вето, которое Конгресс может преодолеть лишь при повторном одобрении законопроекта большинством в две трети голосов. Нередко только угроза применения вето вынуждает законодателей более внимательно относиться к запросам Президента. И эта позиция в полной мере оправдана, ибо Конгрессу удается преодолеть не более 3% от общего числа вето Президента.

Бюджет и финансы

По Конституции Президент не имеет никаких полномочий в сфере бюджета и финансов. Только Конгресс вправе устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы.

Однако уже с 1921 г. подготовка бюджета, а впоследствии и наиболее крупных финансовых биллей была перепоручена исполнительной власти. Фактически в этой области инициатива перешла к Президенту, хотя Конгресс сохранил за собой достаточно высокую роль.

Рассматривая вопрос взаимодействия Президента и Конгресса в сфере принятия бюджета, необходимо сказать несколько слов об импаундменте – отказе Президента расходовать деньги, выделенные по закону Конгрессом. С 1974 г. определен следующий порядок разрешения подобных конфликтов. Президент должен обратиться к Конгрессу со специальным посланием, в котором разъясняются причины, повлекшие отказ от использования либо приостановку расходования ассигнованных средств. Преодолеть «саботаж» Президента Конгресс может, одобряя оспариваемые ассигнования принятием нового билля.

В первый понедельник после 3 января Президент представляет проект бюджета. До 15 февраля Бюджетное управление Конгресса направляет доклад бюджетным комитетам палат. К 25 февраля постоянные комитеты палат представляют свои заключения и оценки бюджетным комитетам, соответственно, Палаты представителей и Сената. И, наконец, не позже 15 апреля Конгресс принимает совпадающую резолюцию по бюджету. Финансовый год в США начинается 1 октября.

Руководство органами управления

Сфера государственного управления находится под контролем Президента. В этой области Президент опирается на свой конституционный статус главы исполнительной власти и на такие формулы Конституции, как право назначения должностных лиц, подотчетность должностных лиц Президенту, обязанность Президента следить за добросовестным исполнением законов.

Рассмотрим порядок учреждения и реорганизации органов исполнительной власти и формирования государственного аппарата.

Формально вопросы организации, структуры и полномочий органов исполнительной власти должны решаться только в законодательном порядке. Однако Конгресс давно (с 1939 г.) уступил часть своих прав исполнительной власти. Реализует их Президент посредством планов реорганизации. Согласно закону эти акты должны представляться на утверждение Конгресса, который может их отклонить в течение 60 календарных дней. До 1977 г. полномочия Президента по реорганизации структуры исполнительной власти фактически не ограничивались. Впоследствии за ним сохранилось право на реорганизацию в указанном выше порядке преимущественно второстепенных структур исполнительной власти. Что же касается крупных реформ такого рода (упразднение министерств и независимых административных агентств и проч.), они должны проводиться по закону Конгресса.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.