Законы, нормативные акты
Полномочия Президента РФ
Компетенция Президента РФ
1
2
3
п.1 ст.87, п. «к»ст.83 Конституции РФ
ФЗ «Об обороне» от 30. 12.1999г. (ст. 4 и 13);
План применения Вооружённых Сил РФ;
Является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами РФ
1. Определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.
2. Наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны.
3. Назначает высшее командование Вооружённых Сил РФ
Мобилизационный план Вооруженных Сил;
Положение о территориальной обороне;
План гражданской обороны;
Государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации
4. Обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.
5. Осуществляет непосредственное управление Вооруженными Силами, утверждает структуру и состав Вооруженных Сил.
6. Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.
7. Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.
8. Утверждает планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
п. 10 ст. 83 Конституции РФ
Утверждает военную доктрину РФ
Имеет право утверждать военную доктрину Российской Федерации, Концепцию национальной безопасности.
п. 2, 3 ст. 87 Конституции РФ,
ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г.
п. «в» ст. 102 Конституции РФ,
ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 16. 07. 1998 г.
В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение в соответствии с ФКЗ
1. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено Указом Президента о введении военного положения на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение, или которые имеют особое значение для обороны страны.
2. Незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента утверждается Советом Федерации в течение 48 часов.
3. Вводя военное положение Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации.
4. Не имеет прав единолично объявлять состояние войны.
ФЗ «О порядке предоставления РФ военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира
Конкретизация военных полномочий Президента РФ
Имеет право направлять за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности.
Определяет район действий, задачи, подчинённость, срок пребывания, порядок замены, принимает решение об их отзыве.
Определяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента для использования за пределами РФ.
Права и обязанности Президента РФ
ч. 3, 4 ст. 80; п. «а» ст.86; п. «ж» ст.83 Конституции РФ
Осуществляет руководство внешней политикой РФ
В сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический внешнеполитический курс, определяет основные направления внешней политики государства. Непосредственно инструктирует министра иностранных дел по принципиальным вопросам.
Устанавливает прямые контакты с главами других государств. Участвует лично в важнейших международных совещаниях.
Возглавляет Совет по внешней политике при Президенте Российской Федерации, являющийся координационным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и межведомственную проработку вопросов внешней политики, а также подготовку соответствующих предложений для Президента Российской Федерации.
Осуществляет руководство внешней политикой через федеральное Министерство иностранных дел
п. «б» ст.86 Конституции РФ
Ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ
Лично ведёт переговоры по принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран или уполномочивает вести их назначенным им лицам или делегациям.
Лично подписывает международные переговоры от имени РФ.
Имеет право уполномочить определённое лицо подписать договор от имени главы государства и выдаёт ему соответствующий документ.
п. «в» ст.83 Конституции РФ
Подписывает ратификационные грамоты.
Согласно ФЗ «О международных договорах» от 15. 07. 1995 г. подписывает ратификационные грамоты, которые скрепляются его печатью и подписью министра иностранных дел.
п. «г» ст.83 Конституции РФ
Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.
п. «м» ст.83 Конституции РФ
Назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Право назначения и отзыва дипломатических представителей может быть реализовано "после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания".
Полномочия Президента в этом вопросе сформулированы в Конституции предельно чётко. Согласно ст. 88 Конституции РФ, п. «в» ст. 102 Конституции РФ, ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991г.: Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных ФКЗ, вводит на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Статья 4 Закона "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. определила, что основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;
б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ.
Только Президент имеет единоличное право вводить чрезвычайное положение. Указ Президента о введении чрезвычайного положения должен быть утверждён Советом Федерации.[3]
В Указе должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; государственные органы (должностные лица) ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения.
В соответствии с международно - правовыми обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 4), Президент Российской Федерации в трехдневный срок, как это предписывает ст. 41 Закона "О чрезвычайном положении", принимает меры к оповещению Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанному Международному пакту, об объеме этих отступлений и о причинах такого решения. В уведомлении сообщается также о дате предполагаемого прекращения указанных отступлений от обязательств, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5