Рефераты. Права человека






В качестве примеров защиты прав потребителей можно привести следующие.

Так, 30 ноября 2005 года Иванов П.С. купил в фирме «Самсунг» импортную посудомоечную машину Аристон-457. в январе 2006 года машина вышла из строя, и Иванов П.С. сдал ее в магазин на гарантийное обслуживание под расписку. Но прошло полгода, машину не вернули, несмотря на неоднократные требования Иванова П.С. Иванов обратился в суд о нарушении своих прав. Суд признал, что, если товар сдается для ремонта в магазин, где он был приобретен, то согласно ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей» срок ремонта определяется в 20 дней. Но ввиду того, что магазин задержал ремонт, ему назначили новый срок исполнения взятой на себя услуги, а также назначили выплату неустойки в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки свыше первоначальных 20 дней в соответствии с ч.1 ст.23 указанного Закона.[36]

20 февраля 2006 года Круглова В.И. сдала в мастерскую по ремонту обуви туфли, заплатила за ремонт 200 рублей. Когда, в назначенный день, Круглова пришла за своей обувью, выяснилось, что туфли утеряны. Стоимость утерянных туфель работники мастерской возместить отказались. При обращении в суд было признано, что на основании ст.35 Закона РФ «О защите прав потребителей», в силу которой за утрату или повреждение вещи, принятой от потребителя (в данном случае для ремонта), исполнитель обязан возместить клиенту двукратную стоимость вещи или в трехдневный срок представить аналогичную.

В настоящее время судебная форма защиты субъективных прав и свобод, а также охраняемых законом интересов человека и гражданина является основной. Право на судебную защиту – одно из конституционных прав человека и гражданина. Но в отличие от других прав оно является гарантией всех иных прав и свобод человека и гражданина. В этом его особенность и основная ценность.

Гарантии реализации права на судебную защиту закреплены, прежде всего, в законодательстве и судопроизводстве, а также во всей системе отраслевого законодательства, применяемого судами при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Граждане имеют право на судебную защиту от неправомерных действий органов государственной власти и управления и должностных лиц, а также от любых посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией и другими законами.

Гражданское законодательство устанавливает преимущественно судебную форму защиты гражданских прав, допуская вместе с тем и общую форму (третейские суды). При этом как общественная, так и административная форма защиты гражданских прав находятся под контролем суда.

Расширение судебной формы защиты субъективных прав и законных интересов граждан, установление приоритета судебной защиты в порядке гражданского судопроизводства – одно из непременных условий существования демократического правового государства.

Согласно ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Принимая заявление, судья, прежде всего, должен установить, подлежит ли данное требование рассмотрению в суде и соблюден ли заявителем установленный законом порядок обращения в суд. В зависимости от того, какое из указанных в законе условий не соблюдено или отсутствует, могут обнаружиться различные последствия. Согласно ч.1 ст.134 ГПК судья может отказать в принятии заявления в случае, если:

- заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не представлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;

- имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

- имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

3.3.МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.


Эффективная защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и обязанностей соответствующих государственных органов. Роль регулятора в этой сфере призван выполнять закон, который должен в полной мере соответствовать нормам Конституции РФ.

В процессе реализации своих конституционных прав и свобод человек по большей части сталкивается с органами государственного управления на различных уровнях и нередко встречается с проявлениями беззакония и произвола.

Институт юридической ответственности играет важную роль в системе организации государственной власти и государственной службы. Именно ответственность государственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения нарушений прав и законных интересов, как отдельных граждан, так и всего государства, являясь, таким образом, своеобразной обратной связью в отношениях между государственно-управленческими системами и социумом.

Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущее к нарушению прав и законных интересов граждан.[37]

Защита трудовых прав граждан также является обязанностью органов исполнительной власти. Одной из гарантий реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, которая представляет собой единую централизованную систему государственных органов.

Главное направление деятельности Федеральной инспекции труда – осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.[38]

В условиях разделения властей возрастает роль судебной власти в защите прав и законных интересов граждан. Судебный порядок разрешения административных жалоб в настоящее время рассматривается как наиболее универсальный способ защиты прав в сфере исполнительной власти. В условиях автономного существования двух ветвей государственной власти гражданин вправе по своей инициативе выбирать в качестве первоначальной инстанции либо орган исполнительной власти, либо суд. Особое значение имеет то обстоятельство, что во всех случаях за гражданином сохраняется право обратиться в суд, если он не будет удовлетворен решением органа исполнительной власти, рассмотревшего в порядке субординации соответствующее обращение гражданина.

Также одним из способов защиты прав граждан в сфере исполнительной власти является институт петиции, предусматривающий особый порядок подготовки, направления и рассмотрения коллективных обращений граждан по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, в том числе и по вопросам обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина. Такое право граждан предусмотрено Конституцией РФ впервые. Петиции должны стать важным средством влияния на законность действий органов исполнительной власти.

Следует также обратить внимание роль арбитражного суда в защите прав граждан в их отношениях с органами исполнительной власти. Разрешение арбитражем споров, вытекающих из административных правоотношений, можно отнести к институту административной юстиции.

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти действует прокурорский надзор.

Прокуратура Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

Многообразие существующих способов защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти составляет единый механизм их обеспечения. Наиболее эффективной системой защиты является сочетание в комплексе всех средств и способов этой защиты, которые должны быть регламентированы государством, и найти отражение и закрепление в нормах соответствующих отраслей законодательства.

Наряду с традиционными институтами политической системы созданы новые государственные и общественные учреждения по контролю, охране и защите прав и свобод человека.

Конституция РФ предусматривает особую должность Уполномоченного по правам человека, который назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой.[39]

Уполномоченный по правам человека независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Он руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», законодательством РФ, а также общественными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.[40]

Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина в России. В соответствии с ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» Уполномоченный рассматривает обращения, жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, в которых заявители сообщают о нарушенных правах и свободах и требуют их восстановления или недопущения незаконных действий против них. За период 2004-2006 годы деятельности Уполномоченным было рассмотрено более 150 тысяч обращений и жалоб граждан, поступивших из всех регионов России, стран СНГ и Балтии, а также ряда стран мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.