Рефераты. Права человека






Права человека

ГЛАВА 1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА.

1.1.         ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, ЛИЧНОСТИ.

В современном мире общепризнанным является взгляд на права человека как универсальную категорию, отражающую наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. В этом плане права человека являются не государственно-правовой, конкретно-юридической категорией, а общесоциальным понятием. Их основные характеристики определяются тем, что: во-первых, они вытекают из природы самого человека и определяются уровнем развития человеческой цивилизации в целом; во-вторых, эти права складываются объективно в результате социально-экономического и политического развития общества, они не зависят от государственного признания; в третьих, права человека принадлежат индивиду от рождения, для обладания ими не требуется наступления каких-либо юридических факторов; в-четвертых, эти права являются неотчуждаемыми, они неотъемлемы от биосоциальной природы человеческой личности. Таким образом, права человека как общесоциальная категория представляют собой объективно складывающиеся в результате закономерного развития человеческой цивилизации и вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования человеческой личности в обществе и государстве. [4]

Система прав и свобод человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. В последнее время ученые все чаще говорят о так называемых «трех поколениях прав человека».[5]

«Первым поколением» прав человека принято считать гражданские и политические права. Они были завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также в результате борьбы Соединенных Штатов Америки за свою независимость. Политические права были направлены в первую очередь на обуздание произвола государственной власти. В качестве программного требования была выдвинута идея об обязанности государственной власти, не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономию человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения властей и утверждения принципа формального равенства всех граждан перед законом независимо от их социального положения. Авторы французской Декларации прав и свобод человека и гражданина полагали, что первопричиной общественных действий и испорченности правительства является невежество и забвение прав человека или пренебрежение ими.

«Второе поколение» прав человека формировалось под действием ряда факторов объективного и субъективного свойства. В конце девятнадцатого – начале двадцатого столетия стали происходить существенные сдвиги в экономической сфере многих промышленно-развитых стран.

Демократизация капитала, сопровождающаяся быстрым ростом акционерных предприятий, концентрацией производства и возрастанием роли рабочего (профсоюзного) движения стали главными причинами, в силу которых государственно-правовое закрепление получили социально-экономические права. Прежде всего, к ним относят право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: пособия по случаю полной, частичной или временной утраты трудоспособности, право на пенсию, пособие по безработице и т.д.

Наконец «правами третьего поколения» принято считать так называемые «права солидарности», имеющие надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер. По общему правилу в качестве таковых называют право на мир, на безопасную экологию, право пользования экономическим и культурным потенциалом человечества.

Длительная борьба человека за свою свободу, права и интересы постепенно материализовалась в нормативно-правовых документах, ставших, по сути, внеисторическими и общечеловеческими. Среди них можно назвать такие, как Великая хартия вольностей (1215 г.); Петиция о праве (1628 г.); Декларация независимости США (1776 г.); Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и другие.

Говоря о правах личности, человека, гражданина, субъекта, зачастую не проводится никакого различия. Между тем это не всегда означает одно и то же. Да и сами категории «Индивид», «Человек», «Личность», «Гражданин», «Субъект» отнюдь не идентичны. Между ними существует тесная взаимосвязь, и они действительно могут иногда заменять друг друга, не искажая при этом существа дела, но тождества, совпадения, здесь нет. Поэтому необходимо выяснить содержание и значение этих понятий.[6]

Под индивидом понимается отдельный организм или особь – живое существо. Следовательно, не всякий индивид есть человек, хотя человек – всегда индивид. Поэтому если при употреблении слова «индивид» имеется в виду человек, то, чтобы быть строго точным, необходимо добавить: человеческий или социальный индивид.

Человек есть разумное существо, обладающее даром мышления и речи. Этим он отличается от всех иных биологических индивидов. Человек – существо не только биологическое, но и социальное, он находится в сложной системе отношений с другими людьми, осознает и аккумулирует в себе окружающую его действительность, способен изменять ее или, по крайней мере, влиять на нее. Понятия «человеческий индивид» и «человек» совпадают. Необоснованным представляется предложение Кряжева П.Е. различать эти категории по принципу: первое понятие лишь природно-биологическое, а второе только социально-общественное.[7] На самом деле сущность человеческого индивида (человека) природно-общественна, она представляет собой сложную биосоциальную структуру, выступающую и функционирующую в единстве двух начал. Человек одновременно есть и «дитя природы», и «дитя общества», выступает в двух качествах: как биологическая особь и как социальный индивид.

Не всякий человек есть личность, хотя всякая личность – человек… Личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок не личность, душевнобольной тоже. Первобытного человека вряд ли еще можно было назвать личностью. Раб также не рассматривался в качестве личности. Следовательно, личность – понятие несколько более узкое, чем человек, а тем более – чем индивид.

Под личностью понимается не просто человек, а человек, взятый в совокупности всех тех свойств и качеств, которые формируются в прессе и под влиянием взаимоотношений человека с обществом. Человек становится личностью только благодаря обществу и своим многообразным связям с ним. «Нельзя безоговорочно всех людей без исключения считать личностями, - пишет известный советский философ Тугаринов В.П. Личность должна обладать чертами, которые свойственны лишь взрослому и психически нормальному человеку».[8] Если человек – продукт природы и общества, то личность – только продукт общества.

Структура личности сложная. В философской и социологической литературе эта структура в наиболее общем виде представляется как совокупность следующих 4-х групп признаков:

-                                    социально обусловленных черт (нравственных, политических, гражданских, классовых, национальных и т.п.);

-                                    биологически обусловленных черт ( инстинкты, темперамент, простейшие потребности и т.п.);

-                                    черт, приобретенных личным опытом (знания, навыки, культура, привычки);

-                                    черт, определяемых особенностями индивидуальной психики (форма отражения).

Только в единстве этих 4-х сторон личность может быть понята во всей ее сложности и многогранности. Однако в характеристике личности особое значение имеет социальное начало, общественная сторона, так как именно это делает человека личностью.

Каждая личность имеет свои, только ей присущие (индивидуальные) черты и качества, которыми она отличается от всех остальных, и, которые составляют особое понятие – индивидуальность.

Понятие «гражданин» выражает определенное политико-правовое качество или состояние человека, называемое гражданством. Не всякое лицо может выступать в этом качестве, т.е. иметь гражданство; есть много лиц, которые ни в каком гражданстве не состоят, и, следовательно, не могут называться гражданами. Это лица без гражданства и апатриды-люди, утратившие гражданство одного государства и не приобретшие его в другом. Под гражданством понимается принадлежность лица тому или иному государству и его правовая связь с этим государством. Это обстоятельство и позволяет называть лицо гражданином данного государства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Гражданин имеет соответствующие права и обязанности, предусмотренные законодательством государства, к которому он принадлежит, занимает в нем определенное правовое положение, несет перед ним ответственность и в то же время сам находится под его защитой.

Таким образом, понятие «гражданин» характеризует политико-юридическое свойство человека, принадлежащего определенному государству. Оно не совпадает с понятиями «человек» и «личность». Гражданин-это человек, но не всякий человек имеет статус гражданина.

Суммируя все сказанное, следует подчеркнуть, что разграничение понятий «индивид», «человек», «гражданин», «личность» имеет существенное значение для более глубокого и всестороннего изучения человека в различных его качествах, свойствах, связях и отношениях. Такой подход позволяет рассматривать индивида исторически, в процессе его развития, становления, совершенствования; в разнообразных социальных положениях, функциях, и ролях. Права человека и права гражданина в необходимых случаях надо различать, так как они не всегда совпадают. Но, с другой стороны, не следует, и заходить далеко в этом направлении. Ведь права гражданина всегда означают также и права человека, но права человека не всегда выступают как права гражданина.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.