Статья 62. Всекитайское собрание народных представителей осуществляет следующие полномочия: … 5) по представлению Председателя Китайской Народной Республики утверждает кандидатуру Премьера Государственного совета; по представлению Премьера Государственного совета утверждает кандидатуру заместителей Премьера Государственного совета, членов Государственного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата; …
Статья 63. Всекитайское собрание народных представителей имеет право освобождать от должности нижеследующих лиц: … 2) Премьера, заместителя Премьера Государственного совета, членов Государственного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата; …
Статья 67. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей осуществляет следующие полномочия: … 6) осуществляет контроль за работой Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры; 7) отменяет административно-правовые акты, постановления и распоряжения Государственного совета, противоречащие Конституции и законам; …
В Конституции КНР очень мало уделено вопросу о парламентском контроле за деятельностью правительства, так как в Китае не принята концепция разделения властей. Здесь применяется иной подход: считается, что органами государственной власти являются только представительные органы типа советов, которым снизу доверху принадлежит полнота государственной власти (организационно-правовая концепция единства государственной власти). Различаются: органы государственной власти (высшие и местные), органы государственного управления (высший орган общей компетенции - правительство, местные - исполнительные комитеты собраний народных представителей), органы суда и прокуратуры. Органы контроля в особую систему не выделяются: главный ревизор государства является членом правительства.
К числу высших органов государственной власти относятся: Всекитайское собрание народных представителей - верховный орган государственной власти, его Постоянный комитет и Председательство республики (Председатель республики и его заместитель).
Поэтому из-за социалистического построения структуры органов государственной власти, где реально не они представляют силу, а ЦК КПК – то многие формы реализации некоторых функций высших органов государственной власти просто отпадают за ненадобностью, либо имеют чисто декларативное значение «на бумаге».
Политическая борьба между партиями в данной стране практически отсутствует, из-за построения коммунистического строя во главе с КПК[6]. Поэтому вотум доверия и недоверия здесь практически не применяется.
Задание 3.
Каким образом закрепляется право на стачку и забастовку в Конституциях Польши и Японии? Перечислите существующие в зарубежных странах способы ограничения данного права.
Теория вопроса.
Права Человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. По господствующим в современном мире представлениям, носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление П.ч. - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. П.ч. закреплены в ряде основополагающих международных документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты о правах человека 1966 г. и др.), а также конституциях и законах государств. К настоящему времени в международном праве оформилась отрасль, посвященная П.ч., - международное гуманитарное право.
Право на стачку и забастовку относятся к политическим правам и свободам человека и гражданина.
Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть (например, путем политических демонстраций). Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. Только в некоторых странах и лишь отдельными политическими правами (например, избирательными) могут пользоваться лица без гражданства и иностранцы (последние - обычно лишь на основе взаимности, по соглашениям государств)[7].
ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ – 1) одно из конституционных трудовых (более широко - экономических) прав человека в демократических государствах. Является частью более широкого права на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Никогда не признавалось конституциями "социалистических" стран право на забастовку имеет значительное число ограничений, как на уровне текущего законодательства, так и в самих текстах конституций. Как правило, право на забастовку лишены военнослужащие, сотрудники органов охраны правопорядка и служб жизнеобеспечения, иногда это право отрицается за всеми государственными служащими. Само применение право на забастовку закон обставляет, как правило, достаточно сложными процедурами, рассматривая забастовку как исключительное средство. Конституция РФ закрепляет право на забастовку в ст. 37 в числе других трудовых прав[8];
2) Коллективное прекращение работы с целью принудить предпринимателей (их объединения) или правительство к выполнению заявленных экономических или политических требований. В зависимости от заявленных требований забастовки бывают экономические, политические, всеобщие. Забастовки нередко сопровождаются демонстрациями и вооруженными столкновениями. Формы забастовки чрезвычайно разнообразны: полное прекращение работы, замедление работы, прекращение работы с целью поддержки других предприятий (стачка солидарности), прекращение работы без ухода с предприятия, закрытие предприятия самим предпринимателем с целью предъявления требований к рабочим (т.н. локауты) и др. Высшей формой забастовочного движения является всеобщая политическая стачка.
З. стали развиваться с появлением крупного промышленного производства. Уже в 16-17 вв. наряду со стихийными бунтами появились забастовки. В интересах предпринимателей правительства начали издавать законы против забастовки. В Великобритании в 1799-1800 гг. были приняты законы, запрещающие стачки, создание и деятельность каких бы то ни было рабочих организаций. Во Франции во время Французской буржуазной революции был принят закон Ле Шапелье (1791), запрещавший забастовки. Несмотря на это, забастовки продолжали распространяться. Широкий и организованный характер они приняли в середине 19 в., когда стачки перерастали в восстания (Лионское восстание 1831 г., восстание силезских ткачей 1844 г.), а рост забастовок стал приводить в ряде стран к организации профессиональных союзов, которые приняли на себя руководство забастовочной борьбой. Сильно возросло забастовочное движение под влиянием революций 1905 и 1917 гг. в России. В период первой и второй мировых войн забастовочное движение практически прекратилось. В послевоенное время наблюдаются новые формы забастовочного движения, забастовки носят, как правило, мирный и организованный характер, не создающий угрозы социальной стабильности.
Возрождение забастовочного движения в России относят к июлю 1989 г. (массовая забастовка шахтеров), хотя отдельные выступления трудящихся имели место и в др. годы (например, Новочеркасск, 1962 г.). Право на забастовку закреплено в Конституции РФ и осуществляется в рамках регулирующего его законодательства[9];
3) Организованный отказ части работников работать, для того, чтобы попытаться заставить работодателей пойти на уступки и повысить заработную плату, сократить продолжительность рабочего дня, улучшить условия труда и т.д. Официальная забастовка (official strike) - это забастовка, которая начинается по команде профсоюза, а неофициальная забастовка (unofficial strike) - это забастовка, начатая без поддержки профсоюза. "Дикая" забастовка (wildcat strike) объявляется внезапно, противоречит условиям договора не бастовать и не поддерживается профсоюзом. Забастовка солидарности (sympathetic strike) - это забастовка, начинающаяся по призыву одного профсоюза, для того чтобы поддержать другой профсоюз, причем первый профсоюз не имеет разногласий со своими работодателями. Предупредительная забастовка (token strike) предполагает кратковременное прекращение работы (на один-два часа) и является выражением намерений перейти к более серьезным действиям, если требования работников не будут удовлетворены. Во время общей забастовки (general strike) большинство профсоюзов страны призывает своих членов прекратить работу, реально ставя свою страну на грань застоя. Во время некоторых официальных забастовок профсоюзы выплачивают своим членам пособие по забастовке (strike pay), до тех пор, пока есть деньги в профсоюзных фондах.
Забастовка признается законной, если она начата и проводится в соответствии с нормами законодательства соответствующего государства о забастовках. В противном случае по иску заинтересованных лиц забастовка признается в судебном порядке незаконной. Организация незаконной забастовки и участие в ней влечет юридическую ответственность виновных лиц.
Ответ.
Польша.
Статья 59.[10] 3. Профессиональным союзам принадлежит право организовывать забастовки работников и иные формы протеста в границах, определенных в законе. С учетом публичного блага закон может ограничить проведение забастовки или запретить ее в отношении определенных категорий работников или в определенных сферах.
Конституция Польши имеет прямое закрепление данного право в самом тексте Основного Закона.
Япония.
Закрепление широкого круга прав и свобод – одна из отличительных черт Конституции 1947 г. В Конституции Японии права и свободы закреплены таким образом, что ими вполне могут воспользоваться и неяпонские подданные и граждане. Права и свободы предоставляются как права человека живущему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав. Другими словами, Конституция в качестве основы взяла концепцию естественных прав человека (ст. 11). В специальной главе "Верховный закон", определяющей место Конституции в юридической системе страны, специально подчеркивается: "Основные права человека, гарантированные народу Японии настоящей Конституцией, являются результатом вековой борьбы людей за свободу. Эти права претерпели в прошлом суровые испытания и дарованы нынешнему и будущим поколениям в надежде, что они на вечные времена останутся нерушимыми" (ст. 97). Очевидна некоторая декларативность приведенной нормы; в то же время она подчеркивает значение прав и свобод в послевоенной Японии.
По сравнению с ранее действовавшей Конституцией 1889 г., с ее 14 статьями, посвященными правам и свободам, ныне действующий Основной закон сделал громадный шаг вперед в регулировании этого института. Если в Акте 1889 г. в разделе "Права и обязанности подданных" было всего 15 статей (ст. 18-32) и в каждой из них постоянно встречались нормы об их ограничениях, всякий раз давалась отсылка к закону или формулировка "при соблюдении правил, установленных законом", то теперь в большем в два раза числе (в 30) достаточно развернутых статей Конституции 1947 г. содержатся весьма четкие формулировки почти без каких-либо оговорок.
Многие права и свободы весьма похожи на соответствующие в западноевропейских конституциях, хотя есть и чисто японский подход к некоторым из них. Все основные виды прав и свобод - личные, социально-экономические и политические - нашли отражение в конституционном акте.
Но как таковое право на забастовку не нашло отражение в Конституции Японии: ни прямого ни косвенного. Всего скорее оно просто подразумевается при толковании других прав и норм Конституции. Разумно предположить такое объяснение при прочтении следующих норм Конституции Японии:
Статья 11. Народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека. Эти основные права человека, гарантируемые народу настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав.
Статья 12. Свободы и права, гарантируемые народу настоящей Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа. Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений этими свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния.
То есть они закрепляют ВСЕ права и свободы человека и гражданина.
Статья 21. Гарантируется свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений.
Из данной статьи можно сделать вывод о разрешении организации профсоюзной деятельности работников.
Статья 28. Гарантируется право трудящихся на создание организаций, а также право на коллективные переговоры и прочие коллективные действия.
Данная статья подтверждает это.
И так как Конституция Японии признает, что заключенные Японией договоры и установленные нормы международного права должны добросовестно соблюдаться (Статья 98), то из этого следует, что право на забастовку признается Конституцией Японии.
Список литературы и нормативных правовых актов
Литература:
1. Большая Советская Энциклопедия. М., Третье издание 1970-1977, Электронная версия.
2. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Учебник. — М.: ПРИОР, 2002;
3. Основы конституционного права Болгарии, Польши и КНР. Учебное пособие. / Александрова З.К. — Екатеринбург: УрГЮА, 2004;
4. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. / сост. Маклаков В.В. — М.: Волтерс Клувер, 2003;
5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / A.A. Мишин Учебник. - М.: Белые альвы, 1996;
6. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. / Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. М.: НОРМА, 1999;
7. Конституционное право зарубёжных стран. / Чиркин В.Е. М.: Юристъ, 1997;
8. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. — М.: НОРМА, 1998;
9. Толковый словарь. СПС «Гарант»;
Нормативные правовые акты:
1) Конституция Франция;
2) Конституция Бельгии;
3) Конституция КНР;
4) Конституция Польши;
5) Конституция Японии.
[1] Конституционное право зарубёжных стран. / Чиркин В.Е. М.: Юристъ, 1997
[2] www.garant.ru – комментарии к конституциям зарубежных стран
[3] Конституционное (государственное) право зарубежных стран / A.A. Мишин Учебник. - М.: Белые альвы, 1996 стр. 137.
[4] Толковый словарь. СПС «Гарант»
[5] Всекитайское собрание народных представителей
[6] Коммунистическая Партия Китая
[7] Конституционное право зарубёжных стран. / Чиркин В.Е. М.: Юристъ, 1997 стр. 71
[8] Толковый словарь. СПС «Гарант»
[9] Конституционное (государственное) право зарубежных стран / A.A. Мишин Учебник. - М.: Белые альвы, 1996 стр. 69.
[10] Конституция Республики Польши от 2 апреля 1997 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5