Рефераты. Порядок подготовки и принятия конституций Польши и Бельгии






Конституция 1958 г. по способу изменения является "особо жесткой", поскольку для ее пересмотра требуется проведение двух "этапов": принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра согласно ст. 89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции. При этой процедуре и Национальное собрание, и Сенат находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме (основная процедура), либо в Конгрессе - на совместном заседании парламентских Палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Республики. Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены Парламента. Процедура ратификации в Конгрессе первоначально была предусмотрена для внесения в нее незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно. Парадоксальным, однако, является то, что с 1958 г. практика ратификации в Конгрессе стала основной процедурой, в то время как по смыслу абз. 2 и 3 ст. 89 Конституции нормой должен быть референдум.

Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию был включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном поправки вносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других. Последние существенные поправки внесены конгрессом в 1995 г.: о перечне вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и о порядке его проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об отмене разделов конституции о французском Сообществе и переходных положениях[2].

     Предпоследняя по времени поправка изменила лишь одну цифру в ст. 6. Согласно Конституционному закону N 2000-964 от 2 октября 2000 г. Президент будет избираться на 5, а не на 7 лет, как это было прежде.


Бельгия.

В основу конституционного строя государства был положен принцип разделения властей, а в стране установлена парламентарная монархия династии Саксен-Кобургских, которая находится на троне и в настоящее время.

     С точки зрения государственно-территориального устройства Бельгия являлась унитарным децентрализованным государством с тремя уровнями управления - государственным, провинциальным и коммунальным - и в таком виде существовала вплоть до начала 70-х гг. нынешнего столетия. Наиболее значимые конституционные реформы 1893 г. и 1921 г., связанные с расширением избирательного права и введением системы пропорционального представительства, юридически закрепляли усиление роли фламандского населения в политической жизни страны, что отнюдь не сопровождалось ликвидацией его приниженного положения в области языка и культуры. Слова бельгийского социалиста Жюля Дестре, обращенные к королю Альберту I в 1912 г., о том, что в Бельгии есть валлонцы и фламандцы, но нет бельгийцев, не утратили своей актуальности и во второй половине XX в. Более того, интенсивное экономическое развитие Фландрии после Второй мировой войны усилило противоречия между двумя крупнейшими языковыми общинами Бельгии (франкоговорящей и голландскоговорящей), что потребовало принятия необходимых мер для сохранения государственного единства страны.

     Юридической основой решения межнациональных проблем стали конституционные реформы 1970, 1980, 1988 и 1993 гг., ознаменовавшие переход Бельгии от унитарного государственного устройства к федеративному. Поправкой 1993 г. Конституция зафиксировала новое государственно-правовое состояние страны: "Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов" (ст. 1).

     Федерализация Бельгии проведена путем перераспределения полномочий между центральной властью и федеральными единицами, наделения последних широкой автономией, определенными правами в решении вопросов общегосударственного характера, особенно в принятии решений на национальном уровне, непосредственно затрагивающих их интересы.

     После почти 25-летнего периода конституционных реформ Конституция Бельгии значительно увеличилась в объеме. В современном виде она состоит из девяти частей, некоторые из которых включают главы, разделы и подразделы, объединяющие 198 статей.

С момента опубликования 17 февраля 1994 г. консолидированного текста Конституции Бельгии в нее было внесено более десяти поправок.


Ответ.

Сравнительная таблица.

Задание 2.

Используя тексты конституций, законов и других нормативных актов, а также учебную и иную литературу, опишите формы парламентского контроля за деятельностью правительства, применяемые во Франции и КНР, и поясните, в чем заключается различие между ними.  Раскройте смысл и значение понятий «вотум доверия» и «вотум недоверия», указав при этом их практическое использование в политической борьбе партий в каждой из названных стран.


Теория вопроса.

Термин "парламент" происходит от французского "парле" - говорить. Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.

Марксистско-ленинская концепция конституционного права традиционно отвергает значение парламента и парламентаризм как систему управления государством, требуя заменить и действительно заменяя их на практике системой советов. Ее сторонники считают, что парламент сколько-нибудь значительной роли в управлении государством не играет (настоящую работу осуществляет исполнительная власть, "штабы монополий"), что в парламенте "только болтают", а в его состав при капитализме не входят трудящиеся. Действительно, в связи с усложнением современной жизни в информационном обществе, с повышением требовательности к процессам управления, возрастанием роли исполнительной власти, с необходимостью широкого привлечения для процессов управления технических средств, расчетов, вычислительной техники значение парламента в управлении обществом может снижаться. В связи с этим в западной науке создана концепция рационализированного парламентаризма, которая осуществляется на практике в ряде стран. Она предполагает ограничение роли парламента и передачу части законодательных полномочий исполнительной власти (хотя акты этой власти не называются законами). Однако даже в такой группе стран снижение роли парламента не является безусловным: за ним остается последнее слово в решении самых принципиальных вопросов, в том числе вопросов о правах человека. Кроме того, в определенные периоды роль парламента может возрастать и он оказывает решающее воздействие даже на конституционно независимую от него исполнительную власть (например, в связи с отставкой президента Никсона в США в 1974 г.).

Значение парламента отвергается, хотя и с других позиций, фундаменталистскими мусульманскими концепциями, основанными на идее халифата, когда взамен парламента создается совещательный орган при правителе (светском и религиозном главе государства), как, например, в Саудовской Аравии по конституции 1992 г. Однако в большинстве мусульманских стран парламент все же избирается, но его роль иногда ограничивается консультативными полномочиями.

Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различные неформальные связи, как это бывает в некоторых странах СНГ.

Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Формы такого контроля различны в президентских республиках (а также в дуалистических монархиях) и в парламентарных республиках и монархиях. Однако парламент всегда, будучи высшим органом народного представительства, обладает контрольными функциями.

Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).

Используются следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур, хотя контроль парламента может осуществляться и в отношении других органов:

1). Вопросы, к. правительству (иногда отводится особое время специально для вопросов к премьер-министру), министрам, другим высшим органам государства и должностным лицам на пленарном заседании парламента (палаты). В соответствии с регламентами парламентов обычно раз в неделю установлен "час вопросов" к правительству и министрам, который может длиться 40 минут, а в палате лордов - 20 минут. Вопросы, как правило, подаются заранее в письменной форме и оглашаются на заседаниях палат. Различаются устные и письменные вопросы (ответы на последние обязательно подлежат публикации). Вопрос должен относиться к фактам и не содержать обвинений. После ответа министра воз можно выступление депутата, задавшего вопрос (но не более 5 минут) Обсуждение ответа не предусмотрено, и решение по нему не принимается. Для подачи вопросов могут существовать ограничения. Так, в Германии один депутат может задать не более двух вопросов в неделю. Вопросы, требования, просьбы могут быть обращены к министру и не на пленарном заседании, а при посещении депутатом министра или в порядке переписки с ним депутата. В президентской республике, дуалистической монархии эта форма контроля обычно не используется, хотя бывают исключения (например, Египет).

2). Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку в общественном мнении. Возможно начало дебатов и по предложению определенного числа депутатов (например, 20 в Египте). Дебаты не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства.

 3). Интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного, общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра (главы правительства), обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия, порицание действий могут повлечь за собой отставку министра либо правительства, или, напротив, последнее может, действуя через главу государства, распустить парламент с назначением даты новых выборов. По сравнению с вопросом подача интерпелляций существенно затруднена. Обычно требуется большое число подписей, установлены жесткие сроки их подачи и обсуждения и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.