Рефераты. Основы конституционного строя РФ






Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются  достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных  и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном  единстве с его экономической политикой[33].

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты:

1. Охрана труда и здоровья людей. Труд — основа жизни любого  об­щества и в любом государстве, решающая сфера применения человеческих сил и способно­стей. В демократическом обществе труд не может быть прину­дительным. Гражданин сам вправе  распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе  заключённого им  договора.

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойно­го человека прожиточного минимума[34]. Социальное государство должно руководствоваться прежде всего тем, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Ответственность государства за предоставление гражданину прожи­точного минимума может наступать лишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить.

Одним из средств удовлетворения этой потребности является уста­новление гарантированного минимального размера оплаты труда. Та­кой размер зависит от многих факторов.  Прежде всего он зависит  от экономиче­ских возможностей общества в данный период, и не всегда соответству­ет той цели, для достижения которой он установлен.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В Российской Феде­рации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства.

Исходя из того, что демократическое государство призвано защи­щать гражданские права людей, отношения между которыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включая равно­правие женщины и мужчины. В Российской Федерации брак основыва­ется на добровольном согласии и равноправии супругов. Так же в Российской Федерации на родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. Государство должно проявлять заботу об инвалидах и пожилых гра­жданах.

4. Развитие системы социального обслуживания. Согласно Феде­ральному закону от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).[35] Социальным обслуживание является деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию со­циально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению соци­альной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной системы социального обеспечения является важной социальной гарантией реализации кон­ституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор­мильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных зако­ном. Государство в законодательном порядке определяет систему госу­дарственных пенсий и социальных пособий.

Российская Федерация ставит перед собой цель построения соци­ального государства. Но в настоящее время она находится только в са­мом начале пути к достижению этой цели.


3.                Духовные основы конституционного строя Российской Федерации.

1.1           Идеологическое многообразие.


Идеология является сложным духовным образованием. Она включа­ет в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взгля­дов на социальную действительность, общество и отношения людей меж­ду собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.[36]

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологиче­ского многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего не допускает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология не может уста­навливаться в качестве государственной или обязательной»[37]. Таким образом в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие предполагает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием та­ких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобо­да мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии  данного рассматриваемого принципа является отмена цензуры, свобо­да информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т. д.

Установление в Конституции принципа идеологического многооб­разия является одним из важнейших демократических завоеваний на­родов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, а так же группам людей, их объединениям свободно развивать свои на­учные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законо­проектов и т. д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не озна­чает, что органы государственной власти действуют независимо от ка­ких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Именно возможность с помощью госу­дарственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и полити­ческих партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

1.2 Светское государство.

Статья 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не призна­ется обязательным или предпочтительным. В таком государстве рели­гия, а так же  ее каноны и догматы, дейст­вующие в ней, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. «Светский характер государства обеспечивается, как прави­ло, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церк­ви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.)».[38]

Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и ни­какая религия «не может устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной».[39] Содержание это­го положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»[40] (с измене­ниями и дополнениями), где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отно­шения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу ве­роисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов, государственных учреждений и органов местного са­моуправления; не вмешивается в деятельность данных религиозных объедине­ний, если эта деятельность не противоречит законодательству; обеспечивает свет­ский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Так же деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе военнослужащие не впра­ве использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

III. Основные черты конституции.


На основании всего выше сказанного, я теперь могу приступить к рассмотрению вопроса темы моей курсовой работы.

Рассматривая Конституцию РФ, как нормативно правовой акт, занимающий особое место в правовой системе современного демократического государства такие авторы как Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин выделяют следующие основные, по их мнению, черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается, так как  конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта конституции и поныне признается домини­рующей в конституционной теории и практике. Не случайно конститу­ции большинства демократических государств мира начинаются слова­ми: «Мы, народ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) на­стоящую конституцию».

2) учредительный, первичный характер конституционных установ­лений. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обуслов­ливает и вторую сущностную черту конституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носи­тель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержание по­следней вкладывается именно право принимать конституцию и посред­ством ее учреждать те основы общественного и государственного уст­ройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредитель­ная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.