Рефераты. Основы конституционного строя РФ






 Федеративное государство

Территория каждого государства делится на части, которые определяют его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках тер­риториального устройства государства складываются система террито­риальных единиц, на которые делится государство, система государст­венных связей между государством в целом и его территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государ­ства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Такое устройство территории государства принято назы­вать государственным устройством. Можно сказать, что государственное устройство — это территориальная организация госу­дарства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым ста­тусом.

Федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представ­ляет собой сложное государство, в состав которого входят другие госу­дарства.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, прожи­вающих на территории Российской. Федерации. Суверенитет нации оз­начает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внут­ренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное воле­изъявление в избрании формы своей национальной государственности. Так же одна из гарантий  государственной целостности РФ – это единство государственной власти. Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Территориальная автономия в Российской Федерации — это само­стоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компе­тенции, устанавливаемой федеральными органами государственной вла­сти при участии соответствующей автономной единицы.

 Равноправие субъектов Российский Федерации во взаимоотноше­ниях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.

Суверенное государство.

Суверенитет государства — это свойство государства самостоятель­но и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном обще­нии.[23]

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государствен­ной власти, в ее единстве и независимости. В буквальном смысле слово «суверенитет», происходящее от латинского слова  supraneitas (от supra— выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, т. е. ее верховенство.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она оп­ределяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государ­ственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает само­стоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Защита Российской Федерации и ее суверенитета осуществляется в различных формах: это и в военной — Вооруженными Сила­ми РФ, они защищают ее государственные интересы и территори­альную целостность; дипломатической — Президентом и Правительст­вом России, а также защищается государственными органами, которые руководят различными отраслями управления. Одна из важных ролей в охране государст­венного суверенитета возложена на правоохранительные органы. Одно из значимых средств защиты государственного суверенитета Рос­сийской Федерации — законодательная и другая нормотворческая дея­тельность ее государственных органов.

Республиканская форма правления

Являясь суверенным государством, Российская Федерация само­стоятельно устанавливает форму правления, которая и определяет организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ установлено что «Российская Федерация – есть… правовое государство с республиканской формой правления»[24]. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

«Конституция РФ закрепила следующие  признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; ориентация государственного строя РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченный срок»[25].

В настоящее время в Российской Федерации имеет место, как её иногда называют в юридической литературе «полупрезидентскую»  республиканскую форму правления. Это связано с тем, что, во-первых,  Президент избирается всеобщим голосованием(в этом отличие её от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и министры, образующие Правительство, в определённой степени ответственное перед парламентом (в этом отличие от президентской  формы). Именно названные выше признаки и характеризуют Российскую Федерацию как  «полупрезидентскую»  республику.


2.                Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации.

1.1           Экономическая основа.


Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого  производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Субъектами таких отношений являются частные субъекты хозяйствования, которые конкурируют между собой. Российская Федерация поддерживает конкуренцию, а также предотвращает  монополию и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации  гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».[26]

В Российской  Федерации действует Закон от 22 марта 1991  г. «О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках».[27] Этот закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной  конкуренции на товарных рынках РФ.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собст­венности осуществляется посредством различных правовых норм, главное  место среди которых принадлежит конституционным нор­мам — основе всего правового регулирования отношений собственно­сти.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых госу­дарством.

Конституция РФ исходит из того, что экономической системе России присущи различные формы собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности»[28].

Так же в Конституции установлено, что «земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муници­пальной и иных формах собственности. Они используются и охраняют­ся в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»[29]

В Конституции предусмотрено что «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользова­ние и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуще­ствляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».[30]

Конституция РФ установила (ст. 35), что в России «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как едино­лично, так и совместно с другими лицами. Никто не мо­жет быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Прину­дительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценно­го возмещения».[31]

В России отношения собственности, не предусмотренные Консти­туцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами респуб­лик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов феде­рального значения, автономной области и автономных округов, издан­ными в пределах их полномочий.


1.2            Социальное государство.


Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства — дос­тижение такого общественного развития, которое основывается на за­крепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей соли­дарности и взаимной ответственности. Социальное государство при­звано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому дос­тойное человека существование.

Следует отметить, что в условиях демократии социальное государ­ство предоставляет широкий простор любым общественным силам, ко­торые желают оказывать помощь социально необеспеченным. Напри­мер, в Конституции РФ указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотво­рительность»[32].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.