Рефераты. Народные депутаты Украины






В ст. ст. 19 - 22 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» закреплены права депутатов способствующие эффективному осуществлению депутатом своих функций по защите общественных интересов и интересов своих избирателей это такие права, как:

–    право на депутатское обращение (ст. 19)

–    право на неотложный приём должностными лицами (ст. 20)

–    право требовать устранения нарушения законности (ст. 21)

–    право принимать участие в работе местных советов народных депутатов (ст. 22)

К основным обязанностям депутата можно отнести: поддержание постоянной связи с избирателями; соблюдение правил депутатской этики;

Депутат поддерживает связи с избирателями, коллективами, которые выдвинули его кандидатом в депутаты, а также коллективами других предприятий, учреждений, организаций, государственными органами и органами объединений граждан, органами местного самоуправления, расположенными на территории его избирательного округу. Он ответственный перед избирателями своего округа и им подотчетный (ст. 7, 23 Закона «О статусе народного депутата Украины»). Об исключительной важности этой обязанности говорит тот факт, что депутат, который не оправдал доверие избирателей, может быть отозван ими на основаниях и в порядке, установленных действующим законодательством.

Статьи 6 и 16 Закона «О статусе народного депутата Украины» обязывают депутата придерживаться норм депутатской этики. Недопустимым считается такое поведение депутата, которое противоречит законным интересам государства, общества и избирателей он обязан присутствовать и брать участие в заседаниях Верховной Рады и ее органов, в состав которых он выбран, выполнять их поручения, соблюдать Регламент Верховной Рады и иные нормативные акты, которые определяют порядок деятельности Верховной Рады и ее органов; в случае невозможности прибыть на сессию или заседание народный депутат сообщает об этом Секретариат Верховной Рады и председателю соответствующей постоянной комиссии.

Последствия неисполнения народным депутатом Украины своих обязанностей предусмотрены в ст. 17 Закона «О статусе народного депутата Украины».


4.                Основные гарантии депутатской деятельности.

Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия, способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответствующем представительном органе государственной власти. Никто не имеет права ограничивать полномочия народного депутата Украины, за исключениями, предусмотренными Конституцией Украины и Законом «О статусе народного депутата Украины»)

Важнейшей правовой гарантией депутатской деятельности является неприкосновенность депутата (ст. 27 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» ст. 80 Конституции). Депутаты обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску это касается и их жилища. Они также не могут быть подвергнуты личному досмотру.

Вопрос о лишении депутата неприкосновенности (ст. 28 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины») решается по представлению Генерального прокурора Украины в Верховную Раду Украины. При этом соблюдаются следующие основные правила. Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, арест и обыск депутата Генеральный прокурор Украины вносит представление. Верховная Рада не позднее чем в месячный срок со дня внесения  представления рассматривает его, принимает большинством - 2/3 голосов депутатов по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. Депутат при этом имеет право принимать участие в рассмотрении вопроса о его привлечении к уголовной ответственности. При необходимости от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. 0 прекращении уголовного  дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата в трехдневный срок сообщается Верховной Раде.

Должностные лица, которые нарушают депутатскую неприкосновенность, препятствуют в любой форме осуществлению депутатских полномочий народным депутатом Украины, в разе его заявления о таких фактах подлежат дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядка, установленному законодательством Украины (ст. 31 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины»), эта норма закона поддерживает депутатскую гарантию на неприкосновенность.

К числу социальных гарантий депутатской деятельности законодательство о статусе депутата относит его обязательное государственное страхование (ст. 32 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины»). Жизнь и здоровье депутата страхуются за счет денег Верховой Рады на сумму 10 - летнего денежного вознаграждения депутата. При этом правила государственного страхования устанавливаются постановлением Кабинетом Министров в «Об утверждении Условий обязательного государственного страхования жизни и здоровья народных депутатов Украины и порядка выплаты им и членам их семей страховых сумм» от 27 ноября 1993 р. № 969. Согласно этих условий народные депутаты Украины считаются застрахованными национальной страховой компанией «ОРАНТА», которая выплачивает страховые суммы в случаях:

a)   гибели депутата, если гибель наступила в результате телесных повреждений или причинения иного вреда его здоровью в связи с осуществлением им депутатских полномочий;

b)   причинения депутату в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного вреда здоровью как повлекшего утрату трудоспособности.

Страховые платежи выплачиваются страховой компанией ежемесячно до 25 числа в размере 1/12 годовой суммы.

За семьей погибшего депутата сохраняется право на получение жилья на основаниях, которые существовали до возникновение этих обстоятельств. Она пользуется льготными условиями оплаты жилья, определенных Кабинетом Министров Украины.

Депутат на период полномочий освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы (ст. 32 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины»).

Законодательством установлены социальные гарантии для депутатов Верховной Рады во время осуществления ими депутатской деятельности. Они освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей на время работы в Верховной Раде.

Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности .Депутату по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.

Кроме того, депутату (ст. 34 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины»)  возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью (транспортные, почтовые, оплата телефонных переговоров и т.п.), выплачиваются командировочные расходы.

Депутату Верховной Рады, в межсессионный период, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 45 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения.

Своего рода организационной гарантией депутатской деятельности  является право депутата иметь референтов-консультантов (ст. 3 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины»). Депутат вправе иметь до 10 референтов-консультантов правовой статус которых определяется положением «О референте-консультанте народного депутата Украины» от 21.12.90 г.


5.                Отзыв депутатов.


Полномочия депутата прекращаются досрочно по решению Верховной Рады Украины:

–    в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата Украины;

–    в связи с личным заявлением депутата о снятии им с себя депутатских полномочий;

–    в случае прекращения депутатом гражданства Украины или выезда его на постоянное проживание за пределы Украины;

–    в связи с обвинительным приговором суда, вступившего законную силу относительно лица, являющегося депутатом;

–    в случае признания депутата судом недееспособным, без вести отсутствующим или объявление его умершим.

В случае смерти депутата его полномочия прекращаются без принятия решения.

Решение о досрочном прекращении полномочий народного депутата принимается Верховной Радой Украины по представлению комиссии, в компетенцию которой входят вопросы депутатской этики. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство фактического количества народных депутатов Украины, полномочия которых признаны и не прекращены в определенном законом порядке.

Порядок досрочного прекращения полномочий народного депутата устанавливается Регламентом Верховной Рады Украины.

Полномочия депутата досрочно прекращаются также в соответствии с Законом о отзывах народного депутата Украины.


6.                Список литературы:

1.   Конституция Украины приятая 28.06.96 г.

2.   Закон Украины «О статусе народного депутата Украины» от 17.11.92 г. № 2790-XII, ВВР 1993 р., № 3, с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины:

–    от 26 июля 1994 года № 123/94-вр, ВВР 1994 р., № 34,

–    от 23 сентября 1994 года № 181/94-вр, ВВР 1994 р., № 40,

–    от 7 июля 1995 года № 276/95-вр, ВВР 1995 р., № 35,

–    от 5 октября 1995 года № 358/95-вр, ВВР 1995 р., № 34,

–    от 18 июня 1997 года № 369/97-вр, Урядовий курьер от 08.07.97 р.

3.   Постановление Верховной Рады Украины «О порядке введения в действие Закона Украины «О статусе народного депутата Украины»» от 21 ноября 1992 года № 2810 - XII

4.   Постановление Кабинета Министров «Об утверждении Условий обязательного государственного страхования жизни и здоровья народных депутатов Украины и порядка выплаты им и членам их семей страховых сумм» от 27 ноября 1993 р. № 969

5.   Стрекозов, Ю.Д Казанчев «Государственное право Российской федерации» Москва 199: г.

6.   Погорилко «Основы конституционного строя Украины», Киев «Ин Юре» 1997 г.

7.   Кривенко «Верховная Рада Украины», Киев «Ин Юре» 1997 г.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.