план.
1. Правовой статус депутата и конституционные гарантии его деятельности.
2. Правовая регламентация статуса депутатов, природа их депутатского мандата.
3. Права и обязанности депутата.
4. Основные гарантии депутатской деятельности.
5. Отзыв депутатов.
6. Список литературы.
Народные депутаты Украины являются полномочными представителями народа Украины в Верховном Совете Украины и ответственными перед ним. Они призванные выражать и защищать общие интересы и интересы своих избирателей, брать активное участие в выполнении законодательной и контрольной функций Верховного Совета Украины. При выполнении своих функций и полномочий народные депутаты Украины руководствуются Конституцией, законами Украины, постановлениями Верховного Совета Украины, а также своей совестью.
Hàðîäíèé äåïóòàò Óêðàèíû îñóùåñòâëÿåò ñâîè ïîëíîìî÷èÿ íà ïîñòîÿííîé îñíîâå. Ñòàòóñ äåïóòàòà íåñîâìåñòèì ñ çàíÿòèåì ëþáîé äðóãîé ïðîèçâîäñòâåííîé èëè ñëóæåáíîé äîëæíîñòè, çà èñêëþ÷åíèåì ïðåïîäàâàòåëüñêîé, íàó÷íîé è èíîé òâîð÷åñêîé ðàáîòû( ст. 4 Закона «О статусе народного депутата Украины»).
Народный депутат в соответствии со своим статусом не может:
– привлекаться как эксперт органами предварительного следствия, прокуратуры, суда;
– получать от иностранных правительств и иностранных и украинских учреждений, организаций и предприятий независимо от форм их собственности подарки и вознаграждения, кроме случаев, связанных с преподавательской, научной и другой творческой работой;
– использовать свой депутатский мандат в целях, не связанных с депутатской деятельностью.
Депутат должен также придерживаться ограничений установленных законодательством о борьбе с коррупцией.
Недопустимо использование депутатом своего статуса вопреки законным интересам общества, граждан, государства (ст. 10 Закона «О статусе народного депутата Украины»).
Статус народного депутата Украины определяется Конституцией Украины и Законом УКРАИНЫ «О статусе народного депутата Украины». Согласно ст. 76 Конституции Украины народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, который на день выборов достиг двадцати одного года, имеет право голоса и проживает в Украине в течение последних пяти лет. Не может быть избранным в Верховный Совет Украины гражданин, который имеет судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашенная и не снята в определенном законом порядке.
МАНДАТ (от лат. mandatum - поручение), документ, удостоверяющий те или иные полномочия или права предъявителя, напр. депутатский Мандат. Основной функцией и содержанием депутатского мандата является представительство. В Верховной Раде депутат представляет народ. Характер депутатского мандата определяется тем, что в Конституции признан принцип парламентаризма, а также отсутствуют такие институты, как наказы избирателей депутатам. Таким образом, мандат депутата - это свободный мандат, т.е. избиратели не могут определять позицию депутата, он жестко не связан правовыми обязательствами перед своими избирателями, хотя ст. 7 Закона «О статусе народного депутата Украины» депутат ответственен перед избирателями своего округа и им подотчетен, если он не оправдал доверие избирателей то может быть отозван ими на основаниях и в порядке, установленных действующим законодательством. Следует отметить особый характер деятельности депутатов: они как народные представители осуществляют законодательную власть, их деятельность носит политический характер.
Права и обязанности народного депутата Украины определены ст. ст. 10-25 Закона «О статусе народного депутата Украины», ст. 86, 94 Конституции Украины.
Депутат, как член Верховной Рады, пользуется правом решающего голоса во всех вопросах, которые рассматриваются на заседаниях Верховной Рады и её органов, в состав которых он входит, он приобретает это право с момента признания его полномочий Верховной Радой. Каждый депутат в Верховной Раде Украины и её органах, членом которых он является, имеет один голос.
Народный депутат вправе (ст. 10 Закона «О статусе народного депутата Украины»):
– выбирать и быть избранным в органы Верховной Рады Украины;
– предлагать вопросы для рассмотрения Верховной Радой Украины или ее органами;
– законодательной инициативы в Верховной Раде Украины;
– ставить вопрос о признании законопроекта срочным и о вынесении его на народное обсуждение или референдум;
– вносить проекты постановлений, других актов, поправки к ним;
– вносить предложения и поправки в проекты законов и иных законодательных актов, а также предложения относительно порядка голосования;
– высказывать мнение относительно персонального состава органов и кандидатур должностных лиц, которые выбираются, назначаются или утверждаются Верховной Радой Украины;
– обращаться с запросами, брать участие в дебатах, ставить вопрос докладчикам, Председательствующему на заседании, требовать ответа на запрос;
– выступать с обоснованием своих предложений и из мотивов голосования, давать справки;
– ставить вопрос о недоверии составу органов, образованных Верховной Радой Украины, а также должностным лицам, выбранным, назначенным или утвержденным Верховной Радой Украины;
– возбуждать вопрос о проверке деятельности предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, относительно которых есть данные о нарушении ими действующего законодательства;
– передавать председательствующему на заседании Верховной Рады Украины текст своего выступления, особого мнения, представлять предложения и замечания по вопросам, которые рассматриваются Верховной Радой, для включения в протокол и стенографический отчет заседания;
– получать по одному экземпляру официальных изданий Верховной Рады, текстов выступлений, которые не подлежат опубликованию, информационных материалов Верховной Рады и ее органов, информационные и справочные материалы, которые официально распространяются правительственными и другими государственными органами и органами объединений граждан, а также знакомиться с материалами архивов, текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Верховной Рады Украины и ее органов до опубликования;
– объявлять на заседаниях Верховной Рады и ее органов, предварительно согласовав с председательствующим, тексты обращений, заявлений, резолюций, петиций граждан или их объединений, если они имеют общественное значение, безвозмездно пользоваться средствами связи, множительной техникой в Верховной Раде Украины.
Депутат вправе вносить в Верховный Совет и ее органы предложения по любым вопросам, входящим в ведение Верховной Рады и ее органов, кроме случаев, когда право внесения предложения закреплено Конституцией Украины за определенным органом или должностным лицом.
В статье 11 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» и ст. 93 Конституции Украины закреплено право депутата на законодательную инициативу и обозначены формы реализации и гарантии этого права.
Право законодательной инициативы народного депутата Украины в Верховной Раде Украины реализуется в форме внесения:
– проекта нового закона, проекта закона о изменении или дополнении действующего закона или о его аннулировании;
– обоснованного предложения о необходимости принятия нового закона, закона о изменении или дополнении в действующего закона или о его аннулировании (законодательное предложение);
– предложений и поправок в документ законодательной инициативы, который рассматривается Верховной Радой Украины.
Право законодательной инициативы народного депутата Украины гарантируется:
– обязательным рассмотрением внесенного документа законодательной инициативы на заседании Верховной Рады Украины с принятием решения по нему;
– обеспечением выступления инициатора внесения документа законодательной инициативы на заседании Верховной Рады при его рассмотрении. По документу законодательной инициативы, реализация которого ведет к увеличению государственных расходов либо уменьшению поступлений, то он может быть рассмотрен Верховной Радой Украины только в пакете с изменениями и дополнениями в Государственный бюджет Украины по предложению Президиума Верховной Рады Украины или с отсрочкой вступления его в силу до нового финансового года.
Страницы: 1, 2