Рефераты. Местное самоуправление в Украине (историко-правовой анализ)







- исполнительные органы местного самоуправления;


- городские советы, которые создаются в городах с районным делением по решению территориальной общины города или городского совета;


- районного и областного совета, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов;


- органы самоорганизации население.

Первичный субъект в структуре местного самоуправления - так называемые территориальные общины жителей села или города, которые решают вопросы местного значения по форме прямого волеизъявления:


- городской референдум;


- выборы депутатов соответствующего местного совета и предусмотренных законом должностных лиц местного самоуправления;


- общие сборы граждан по месту проживания;


- коллективные и индивидуальные обращения жителей города к органам и должностных лиц местного самоуправления;


- общественные слушания;


- участие в работе органов городского самоуправление и работа на выборных должностях городского самоуправления;


- другие, не запрещенные законом формы.


 Предметом местного референдума может быть любой вопрос, отнесенный законом к ведению местного самоуправления. Решения , принятое местным референдумом, не требует какого-нибудь утверждения государственными органами и оно обязательно к выполнению соответственно Советом, местными органами государственной исполнительной власти, предприятиями, организациями и учреждениями, а также гражданами, если оно не противоречит закону.


Общие сборы граждан созывают в населенных пунктах по месту жительству, которые не являются самостоятельными административно-территориальными образованиями.


Конституционное закрепление права территориальных общин на непосредственное участие в местном самоуправлении отвечает современным мировым политическим и научным стандартам и пониманиям о демократии.


Местное самоуправление может эффективно функционировать лишь при условии оптимального объединения непосредственной и представительной демократии. Согласно с ст. 140 Конституции Украины, местное самоуправление осуществляется территориальной общиной как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.


В Украине к этим органам относятся сельские, поселковые, городские Совета, состоящие из депутатов, избранных на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования, а также районные и областные Советы, устанавливая общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов.

Сельские, поселковые и городские совета называют вторичным субъектом самоуправления, которые подотчетны и подконтрольны территориальным общинам. Советы решают все вопросы, которые касаются местных интересов и потребностей территориальных коллективов и соответственно наделенные полномочиями в рамках компетенции территориального коллектива.


Их юридическое назначение и функции множественные:


- они являются самоуправляющимися органами, созданными территориальными общинами для решения и управление делами общин;


- они выступают и как органы государственной исполнительной власти, осуществляя делегированные им государством полномочия;


- вместе с тем они хозяйственные субъекты, которые реализуют от лица населения административно-территориальных единиц полномочия собственника относительно эффективного управления, использования и распоряжения надлежащего им коммунального имущества.


Конституция Украины радикально изменила природу этих Советов: они признаются представительными органами местного самоуправления. Это означает, что они перестали быть звеном государственного механизма и не входят в систему органов государственной власти. Советы поднадзорные им в вопросах соблюдения Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета министров Украины и председателей местных государственных администраций, а также подконтрольные по вопросам осуществления делегированных законом полномочий органов исполнительной власти. Советы не принадлежат один другому, их полномочия определяются законом, и в рамках этих полномочий они самостоятельные.


Таким образом, можно выделить 5 групп вопросов, которые, в соответствии с Конституцией и Законом Украины "Про местное самоуправление", правомочные рассматривать и решать сельского, поселкового и городского совета:


1. Вопрос самоорганизации Совета и формирования его органов.


2. Вопрос организации и функционирования системы местного самоуправления.


3. Вопрос экономического и социального развития территории, бюджета, управления коммунальной собственностью.


4. Осуществления контрольных функций.


5. Другие вопросы.

"Сельский, поселковый, городской, районный в городе совет проводит свою работу сесийно. Совет в границах своих полномочий принимает нормативные и правовые акты в форме решений.


Для изучения, предыдущего рассмотрения и подготовки вопросов, которые принадлежат к ее ведению, осуществления контроля за выполнением решения совета, ее исполнительного комитета, совет создает постоянные комиссии по числа депутатов совета на срок ее полномочий в составе председателя и членов комиссии."[3]


Депутаты сельского, поселкового и городского Совета избираются каждые 4 года и осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Вместе с тем происходит избрания территориальной общиной председателя Совета. Он есть главным должностным лицом соответствующей общины и не может совмещать свою служебную деятельность с другой должностью, заниматься предпринимательством. Председатель не может быть депутатом какого-нибудь Совета, но на него распространяются полномочия и гарантии депутатов Советов. Председатель возглавляет исполнительный комитет соответствующего Совета и председательствует на его заседаниях. Он представляет территориальную общину в отношениях с другими территориальными общинами, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. В границах своих полномочий сельский, поселковый, городской председатель выдает распоряжения.


Исполнительные комитеты (а также отделы и управления) есть исполнительными органами сельских, поселков, городских, районных в городах советов. Они подконтрольные и подотчетные соответствующим Советам, а также органам исполнительной власти в вопросах делегированных полномочий. Исполнительный комитет совета избирается соответствующим советом на срок его полномочий в составе соответственно сельского, поселкового, городского председателя, районного в городе совета - главы соответствующего совета, заместителя председателя по вопросам деятельности исполнительных органов совета, управляющего делами (секретаря) исполкома, секретаря совета по должности, а также руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов совета, других лиц.

Функции исполнительного комитета:


- предварительно рассматривает проекты местных программ развития и других решений, которые вносятся на рассмотрение соответствующего совета;


- координирует деятельность отделов, управлений и других исполнительных органов власти, предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к коммунальной собственности соответствующей территориальной общины, заслушивает отчеты о работе его руководителей;


- имеет право изменять или отменять акты подчиненных ему отделов, управлений, других исполнительных органов совета, а также их должностных лиц.


 


Основной формой работы исполнительного комитета есть его заседания.


Сельский Совет может решить не создавать исполнительный комитет, если Совет представляет общину, которая насчитывает до 500 человек.


Существуют также Советы на уровне области и областного района, который есть самостоятельным звеном в системе органов местного самоуправления. Они представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов. Эти Советы формируются путем выборов каждые 4 года. Председатель избирается на внутренних выборах соответствующего Совета и возглавляет исполнительный аппарат Совета. Областные и районные Советы отличаются от сельских, поселковых и городских тем, что не имеют исполнительных комитетов. Соответствующие полномочия делегируются им областной, районной государственной администрации. Основные функции областного и районного Совета: утверждения программ социально-экономического и культурного развития и контроль за их выполнением; утверждения районных и местных бюджетов.


Итак, выборные органы местного самоуправления характеризуются тем, что они: а) избираются населением, непосредственно ему подотчетные и подконтрольные; б) высказывают интересы и в своих действиях выступают от лица соответствующей территориальной общины, подчиняясь только закону.



          2.2. Исполнительная власть на уровне области, района, города Киева и Севастополя.

 


 


Исполнительную власть на местах представляют государственные администрации на уровне области, района, города Киева и Севастополя. Это делает исполнительную власть более демократической и оперативной. Государство делегирует часть своих полномочий местным администрациям, которые, в сущности, держат управление регионами в своих руках и играют важнейшую роль в социально-экономической, политической, культурной, производственной сферах соответствующей территории. Их статус определяется Конституцией и Законом Украины "Про местные государственные администрации".


Средство формирования государственных администраций существенно отличается от формирования местных Советов и их председателей. Председатель местной государственной администрации назначается и освобождается из должности Президентом Украины за представлением Кабинета министров Украины. После этого председатель самостоятельно формирует административный аппарат местной государственной администрации. При этом для назначения на должность первого заместителя председателя необходимое согласие Премьер - министра Украины; заместителей - согласования соответствующего вице-премьер министра.


"Согласно ст. 119 Конституции Украины основными задачами местных госадминистраций есть:


- выполнения Конституции Украины и всех других нормативно-правовых актов;


- выполнения разнообразных государственных и региональных программ;


- подготовка и выполнения соответствующих бюджетов;


- взаимодействие с органами местного самоуправления;


- реализация других полномочий.[4]


Так как государственные администрации это не выборные органы, срок осуществления ними своих полномочий неограниченный. Это решает Президент Украины, перед которым ответственный председатель местной администрации. Государственная администрация в лице ее председателя подотчетна и подконтрольна Кабинету министров Украины и соответствующему Совету, который делегирует часть своих полномочий государственной администрации.


Несмотря на то, что областные и районные администрации наделены равными функциями и полномочиями, государственная администрация на уровне области все же стоит выше в вертикале исполнительной власти на местах, так как районы и составляют область, и во многом зависят от областной госадминистрации. Это, прежде всего финансовая поддержка из областного бюджета, внедрения социально-экономических программ развития и др.


Местные госадминистрации в лице ее председателя находятся в двойной подчиненности. Они подотчетны и подконтрольны "по вертикали" Кабинету министров, а "по горизонтали" - соответствующему Совету, которая делегирует часть своих полномочий государственной администрации.


Таким образом, значения местных государственных администраций достаточно большое. Развитие регионов зависит от них, как представителей исполнительной власти. Также как в рамках всего государства власть делится на три части - законодательную, исполнительную и судебную, - так и на местном уровне происходит такое распределение, которое отвечает современным поминаниям про местное самоуправление и демократическое правовое государство.






3.     Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Украине.

 

Анализируя процесс становления независимой Украины за 14 лет ее существования свидетельствует о её хаотическом и противоречивом характере. Таким образом, за 1991-1996гг. были реализованы пять разных моделей публичной власти на региональном и местном территориальным уровне, а с принятием Конституции Украины закреплена полицентристская система власти, что предусматривает в области и в районе органов власти разных по своей природе – областных, районных местных государственных администраций и районных, областных советов. Такой полицентризм власти продемонстрировал низкую эффективность управленческой деятельности и практически не встречается в демократических обществах. Основными недостатками существующей в Украине системы территориальной организации власти есть:

1.     Высокая централизация власти;

2.     Неэффективная организация публичной власти на региональном уровне;

3.     Неэффективное местное самоуправление;

4.     Нерациональная система админстративно-териториального устройства Украины;       


5.     Низкая эффективность функционирования институтов государственной и муниципальной служб.


Существующие недостатки в системе местного самоуправления обусловили необходимость принятия политической реформы, которая в корне должна изменить существующею систему власти. Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления должны предусмотреть следующие приоритетные направления:

1.     Оптимизация системы публичной власти на региональном и субрегиональном уровне путем ликвидации райгосадминистраций и передача их функций и полномочий районным советам (их исполнительным комитетам) и замена функций облгосадминистраций;

2.     Становления территориальной системы местного самоуправления – формирование административно-териториальных единиц – «громад»;

3.     Совершенствование организации и функционирования системы местного самоуправления;

4.     Внедрения новой модели местного самоуправления в громадах;

5.     Приближение подачи административных и громадских услуг их потребителям в населенных пунктах, которые входят в состав громад;

6.     Законодательное определение места и роли территориальных громад в системе местного самоуправления, их исключительных полномочий;

7.     Образование в системе местного самоуправления специальных правоохранительных формирований – милиции местного самоуправления;

8.  Укрепление правовых гарантий местного самоуправления.[5]


 

  













                                                             Выводы.


Проблемы конституционно – правового регулирования организации и функционирования местной власти в условиях строительства независимой Украины особенно важны. Надлежащее их решение должно стать надежным консолидирующим фактором демократического конституционного строя. И, наоборот, пренебрежения ими может превратить это регулирование на дестабилизирующий фактор, тормозящий успешное развитие государства. Местное самоуправление постепенно входит в политическо – правовую жизнь Украинского народа.

   Большое значение становления самоуправления имеет исторический опыт и формирование идей самоуправления на протяжении многочисленных столетий. Эти традиции отобразились в Конституции и Законе Украины «Про местное самоуправление». Закон определяет местное самоуправления как из главных институтов дальнейшего развития демократических процессов. В тоже время процесс применения местного самоуправления у нас проходит нелегко. Принцип – центр для регионов – ещё не стал доминирующим. Главное – жизненно не обходимо усовершенствовать законадельство:

Разработать и принять «Муниципальный кодекс», Закон «О коммунальной собственности», «О муниципальной милиции», «О территориальной громаде», «О местных налогах и сборах». После этого необходимо решить много базисных социально – экономических проблем регионов. А развитие регионов, как известно, решение вопросов стабильности и процветания государство в целом.

За прошлые годы местное самоуправление прошло несколько этапов реформирования, смены законодательных актов. Но регионы так и не получили необходимого влияния на улучшения социальной ситуации и до сих пор находятся в роли тех кто постоянно просит деньги. Отсюда недоверие людей местным органам власти.

Для этого регионам необходимы такие полномочия, которые дали б возможность решать все организационные, кадровые, правовые, финансовые вопросы, обеспечив этим успех проведения реформ в стране.

   Проведение политической реформы и реорганизация органов местного самоуправления сегодня должна ставится во главу угла. Все это должно заложить основы дальнейшего развития местного самоуправления соответственно принципам демократии и законности, стандартов, закрепленных в Европейской хартии местного самоуправления.



                                                             Перечень ссылок

 

 


1. Валяльщик В. Государственное устройство Украины: политико-правовой аспект проблемы//Украинское право. - 1995. №1. - С. 9.

2. Коваленко А.А. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправление в Украине: вопрос теории и практики. - К.: Доверие,1997. - С.17.

3. Биленчук П. Д. , Кравченко В.В., Пидмогильный М. В. Местное самоуправление в Украине (муниципальное право). Учебное пособие. - К.: Атика, 2000. - с.32.

4. Конституционное право Украины. За ред. В.Ф. Погорилка. - К.:Научная мысль, 1999. - с.543.

5. Концепция «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления: основа трансформации публичной власти в Украины». г.Киев – 2005 г.                         

                                                          Список источников.

1. Конституция Украины от 28.06.1996.

2. Про местное самоуправление: Закон Украины от 21.05.1997// www.rada.kіev.ua

3. О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей: Закон Украины от 14.01.1998//www.rada.kіev.ua

4. О статусе депутатов местных советов народных депутатов: Закон Украины от 4.02.1994//www.nau.kіev.ua

5. Про местные государственные администрации: Закон Украины от 1.04.1997// www.nau.kіev.ua

6. Про всеукраинский и местные референдумы: Закон Украины от 3.07.1991//www.nau.kіev.ua

7. Всемирная Декларация про местное самоуправление от 26.09.1985//Местное самоуправление. - 1997. №1-2.


 







Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.