Рефераты. Местное самоуправление в Украине (историко-правовой анализ)







В дальнейшем в Украине устанавливались общеимперские формы местного самоуправления. После земской реформы в 1864 г. вводится региональное самоуправление (земские собрания на уровне губернии).


В 1870 г. была осуществлена реформа местного самоуправления, которая предусматривала создание городских дум и их исполнительных органов - управ, во главе с городским председателем.


В 17-18 веках появились учения про природные права общества, в соответствии с которыми оно будет равной и независимой от государства частью мира. Таким образом, теоретики природного права увидели в местном самоуправлении самостоятельную форму публичной власти, полем деятельности, которой были местные дела, интересы, которые поднимают териториальные общины.


В Украине идеи местного самоуправления в их природно-правовой интерпретации пропагандировались такими общественно-политическими деятелями, как Н. Драгоманов, И. Франко, М. Грушевский, а также украинскими народниками конца 19 - начала 20 века. Так, в программе Российско-украинской радикальной партии, созданной в 1890 году под идейным влиянием М. Драгоманова, одним из главных задач партии рядом с обеспечением основных прав человека указывался на необходимость достижения автономии территориальных общин.


Идея децентрализации власти и поиска соответствующих форм местного самоуправления были ведущими в творчества большинства представителей прогрессивной украинской интеллигенции того времени. Популярность идеи децентрализации власти среди украинских ученых и политиков имела свои объективные причины. Во-первых, это была своеобразная реакция на чрезмерную централизацию, которая существовала в условиях Русской империи. Во-вторых, децентрализация считалась мерой, которая отворачивает от возможного авторитарного перерождения власти в условиях независимой Украины. И, в-третьих, в самый раз "в конце 19-го начала 20-го веков в некоторых развитых странах состоялось реформирования механизмов в осуществлении публичной власти на основаниях реального местного самоуправления, которое не могло не отразиться на позициях украинской политической мысли.[1] Практические проблемы конституционно-правового развития местного самоуправления в Украине возникали, главным образом, во время его становления конституционным государством. Первая попытка такого становления относится к временам казацкого государства, где изобиловали идеи децентрализации и созданию Конституцию П. Орликом в 1710 году. В этой Конституции в характерных для того времени формулах обобщается практика местного самоуправления и устанавливаются нормы обращения. Понятно, что тогдашнее местное самоуправление нельзя приравнивать с современным, но фактом есть то, что Конституция 1710 года уделяет ему внимание.


Со временем практические проблемы конституционно-правового развития местного самоуправления в Украине возникли в связи с формированием конституционной системы УНР.


В широко известных ныне Универсалах Украинского Центрального Совета (1917-1918 гг.), что заложили основы украинской государственности, значительное внимание отводилось вопросом местного самоуправления как составной части нового демократического конституционного порядка.


Так, в 3-му Универсале ЦР речь шла о демократизации и расширении прав местного самоуправления как органов высочайшей административной власти на местах". Появление 4-го Универсала в секущие 1918 г. прибавила к действующей системе местного самоуправления еще и "Совета рабочо-сельских и солдатских депутатов".


"В провозглашенной 29 апреля 1918 г. Конституции УНР закреплялась определенная система местного самоуправления, которую соответственно ее ст. 5 составляли "земли, волости и общины", а их отношения с государством строились по принципу: "не поднимая единой своей власти, УНР предоставляет своим землям, волостям и общинам право широкого самоуправления, придерживаясь принципа децентрализации".[2]


Политические режимы, которые выступали правопреемниками УНР 1918 года (Гетьманат, Директория), так или иначе, использовали идеи местного самоуправления, как с политической, так и с законодательной целью. Идея широкого самоуправления возрождается до конца 1920 г., когда обрабатываются два официальных проекта Конституции УНР. В этих проектах местное самоуправление включало систему общин, волостей, уездов и высших единиц самоуправления. На уровне общин и волостей выборы в органы самоуправления были прямыми.


Но, несмотря на это, Центральный Совет испытал поражение, одной из главных причин которой было отсутствие административного аппарата.


Итак, конституционные акты и проекты 1914-1920 гг. с их организацией местного самоуправления не воплотились в жизнь - в ноябре 1920 г. УНР прекратило свое существование, но они имеют определенное значение для обогащения современной конституционной теории местного самоуправления, опыта муниципального строительства.


После установления на востоке Украины большевистского режима в 1917-1920 гг. система местного самоуправления была ликвидирована. На украинских землях, оккупированных после первой мировой войны Польшей, Чехословакией и Румынией, местное самоуправление в разнообразной мере сохранилось, но везде оно находилось под контролем колониальной администрации. В годы второй мировой войны и на этих землях местное самоуправление было ликвидировано фашистскими оккупантами.


В Украинской ССР после победы большевиков власть на местах формально перешла к местным Советам рабочих, крестьян и солдатских депутатов, которые выступали органами диктатуры пролетариата, а со временем - местными органами власти социалистического государства.


Исторический опыт работы местных Советов, например 20-30-х лет, свидетельствует о том, что по своему правовому статусу эти Советы и их исполком были инстанциями единого централизованного аппарата самоуправления и не могли выполнять функции местного самоуправления в следствии отсутствия самостоятельности как материально-хозяйственной, так и управленческой. Советы были чисто государственными структурами с жестким вертикальным подчинением.


После принятия Конституции УССР (1937 г.) происходит переименования Советов рабочих и других депутатов в Совет депутатов трудящихся, а с принятием Конституции УССР 1978 г. - последних у Совета народных депутатов. Переименования Советов не сделало их ближе к европейским требованиям: сохранилась все та же иєрархическая пирамида Советов - от местных к Верховной раде УССР, которое при этом ничего не решали и были лишь фасадом для территориальной вертикали всевластного партийного аппарата.


В советской науке и практике термин "местное самоуправление" до конца 80-х лет не употреблялся. Только в начале 1990 г. под влиянием перестройки был принятый закон СССР "Об общих принципах местного самоуправления и хозяйства в СССР".


Соответственно этому закона система местного самоуправления включала Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления. При этом Советы определялись как главная инстанция этой системы. Вместе с тем они остались элементом централизованной системы органов государственной власти, где продолжал действовать принцип демократической централизации. Изменения в законодательстве про местные Совета не были подкреплены соответствующими поправками в Основном Законе - Конституции.


Начало реального построения местного самоуправления в Украине было положено принятием Верховной радой Украинской ССР Декларации о государственном суверенитете Украины, которая провозгласила распределение власти по демократическому принципу на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно местные Советы могут быть только негосударственными представительными органами местного самоуправления. А уже 7.12.1990 г. Закон УССР "Про местные советы народных депутатов УССР и местное самоуправление' провозгласил демократические принципы местного самоуправления.


26.03.1992 г., в связи с учреждением в 1991 г. института Президента Украины как главы государства и исполнительной власти, был принят новый Закон Украины "Про местные Совета народных депутатов и местное и региональное самоуправление'. Этот закон внес принципиальные изменения в статус местных Советов и фактически дополнил к тому времени Конституцию Украины.


Дальнейшее развитие самоуправления в новейшей истории Украины связанное с идейными противоречиями политических сил в стране, которые углубляются экономическим кризисом. Но все же компромиссы были найдены и 21.05.1997 г. был принятый закон Украины "Про местное самоуправление". Но теперь, в отличие от предыдущих, он уже подкреплен и защищен Конституцией Украины 1996 года, который дает возможность надеяться только на дальнейшее закрепление и осуществления принципов самоуправления на практике.





















                                                  2. Система самоуправления в Украине.

 

 

                                                   2.1. Органы местного самоуправления.

 


 


Прежде чем рассматривать систему самоуправления, нужно указать основные основы, на которых оно осуществляется:


- народовластие;


- законность;


- гласность;


- коллегиальность;


- объединения местных и государственных интересов;


- выборность;


- правовая, организационная и материально-финансовая самостоятельность в границах полномочий, определенных нынешним и другими законами;


- подотчетность и ответственность перед территориальными общинами их органов и должностных особ;


- государственная поддержка и гарантия местного самоуправления;


- судебная защита прав местного самоуправления (ст. 4 Закона Украины "Про местное самоуправление в Украине").


 


Систему местного самоуправления можно рассматривать как полный механизм осуществления власти на местах, механизм, который обеспечивает реализацию функций местного самоуправления.


Структура местного самоуправления самостоятельно определяется территориальной общиной или представительным органом местного самоуправления в границах, предусмотренных Конституцией Украины и действующим законодательством. Структура местного самоуправления какой-нибудь территориальной самоуправляющейся единицы включает:


- соответствующую территориальную общину, которая решает вопросы местного значения с помощью форм прямого волеизъявления граждан;


- представительный орган местного самоуправления (сельский, поселковый, городской совет);


- соответствующего сельского, поселкового, городского председателя;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.