Рефераты. Краткие лекции и шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран






Парламент Франции может начать процесс импичмента в отношении Президента.

Правительство регулирует порядок рассмотрения проектов, ставит на голосование проект в целом.

При несогласии вариантов палат – челночное рассмотрение

 

Президент и Правительство Франции (вопрос 37)


«Президентско-парламентская республика». Юридически у Президента – 1-е место в системе властей. Неприкосновенность, кроме измены.

Президент:

-                                           избирается всенародно на 7 лет,

-                                           выступает гарантом соблюдения Конституции,

-                                           обеспечивает нормальное функционирование публичной власти,

-                                           обеспечивает национальную независимость, целостность территории, а также соблюдение соглашений и международных договоров.


Огромные полномочия Президента Франции:

1.                  назначает Премьер-министра и прекращает его полномочия по заявлению последнего, утверждает министров, предложенных Премьер-министром, а также прекращает их полномочия,

2.                  по предложению правительства может передать на референдум любой законопроект минуя парламент (но не противоречащий Конституции),

3.                  после консультаций с Премьер-министром и председателями палат может объявить о роспуске национального собрания,

4.                  после консультаций с Премьер-министром, председателями палат и Конституционным советом может принимать любые меры, продиктованные чрезвычайными обстоятельствами,

5.                  имеет право налагать вето на законопроекты (преодолевается простым большинством),

6.                  является главой вооруженных сил,

7.                  имеет право помилования,

8.                  все акты Президента подлежат «контрассигнатуре» (утверждению) Премьер-министром.

Импичмент – двумя палатами + решение Высокого Суда правосудия. перевыборы в течение 20-35 дней.


Правительство Франции по Конституции определяет и проводит политику нации, распоряжается администрацией и вооруженными силами, несет коллективную ответственность перед парламентом (при выражении недоверия – обязательная отставка), но назначается, включая Премьера, без согласия Парламента.

Правительство устанавливает порядок рассмотрения проектов в парламенте (см.парламент).

В случае необходимости Премьер-министр замещает Президента.

При Правительстве существует экономический совет, который дает консультации в области финансов и социальной политики.

В правительстве – 50-60 человек. 12 человек составляют Совет Министров (председательствует всегда Президент, а не Премьер).

Запрет на совмещение работы в правительстве с иной деятельностью.


Судебная власть Франции (38 вопрос)


Состоит из нескольких ветвей:

1.        система общих судов.

А) во главе стоит кассационный суд, который включает  5 палат по гражданским делам, 1 – по уголовным делам. Принимает к рассмотрению жалобы только на неправильное применение закона и на нарушение процессуальных норм.

Состоит из 84 членов суда, 36 советников-докладчиков, 1 генпрокурора при суде, 1 генерального адвоката и 19 адвокатов, аудиторов (готовящих дела к слушанию).

Б) ниже - апелляционные суды – рассматривают жалобы по уголовным делам (исправительные трибуналы и полицейские).

В) низшее звено - трибуналы малого процесса и большого процесса.

3 профессиональных судьи в составе суда могут отменять решения, либо оставлять их в силе, либо сами принимать решения.

Суды присяжных: 3 судьи и 9 присяжных.

В составе общих судов действует учреждение юстиции по делам несовершеннолетних (тяжкие преступления лиц в возрасте от 16 до 18 лет, проступки и др.тяжкие – от 13 до 18 лет). Рассмотрение дела – 1 судья и 2 заседателя. Судьи назначаются министром юстиции из лиц с педагогическим образованием.

Решения этого учреждения юстиции могут быть обжалованы в апелляционный суд.

          На уровне трибуналов имеются также специализированные учреждения: торговые трибуналы, советы «прюдомов»(?) («советы честных людей», призваны примирять, не профессиональные судьи)

          Судьи системы общих судов (в частности, кассационного и апелляционного) назначаются декретом Президента, а судьи трибуналов и др. – назначаются министром юстиции по согласованию с высшим советом магистратуры.

          В судах судьи – до 68 лет, в трибуналах судьи – до 65 лет.

2.        Высокий суд правосудия

          Включает 12 судей, избираемых поровну обеими палатами парламента.

          Для рассмотрения уголовных дел по обвинению Президента в государственной измене и для обвинения министров в тяжких преступлениях.

          Это – самостоятельная ветвь.

3.        Система органов административной юстиции

          Существует для рассмотрения жалоб на действия и акты органов гос.власти, причем затрагивающие права и интересы частных лиц.

          Возглавляет систему государственный совет, состоящий из 30 членов. Рассматриваются жалобы на акты Президента и Правительства.

          Административные трибуналы (около 25) состоят из 1 председателя и 3 членов.


Во Франции Президент является гарантом независимости судебных органов. В этом ему помогает возглавляемый им Высший совет магистратуры (состоит из 9 членов, назначаемых Президентом на 4 года, участвует в назначении судей, рассматривает дела о дисциплинарных(?) проступках(?) судей).

Прокуратура включается в судебную систему и не существует как отдельный орган. Подчиняется министру юстиции.


Большинство преступлений расследуется судебной полицией, причем она вправе участвовать в судебном процессе.




47. Особенности Конституции Индии 1950г.


Основные черты: содержит разные по значимости и гарантирован. нормы, относящиеся к разным отраслям права. Конституция излишне детализирована (456 статей), но ее основное содержание относится к важнейшим сторонам общественного и государственного строя, правового статуса личности. Состоит из 2-х частей: «Основные черты Конституции» (неизменны: права граждан и принципы политики государства) и «остальные положения» (изменяются в установленном порядке). Идея «индийского социализма», отличного как от капитализма, так и от «тоталитарного социализма». Республика, федерация по национальному признаку. Прецедентное право.

Основные черты:

1.          закрепление государственного и народного суверенитета (завоеван в результате антиколониального движения). Либерально-политический режим с элементами командно-административного вмешательства государства,

2.          отрицательное отношение к социальному неравенству (право на прожиточный уровень, справедливое распределение материальных ресурсов, предотвращение концентрации богатства и средств производства),

3.          провозглашение широкого круга прав и свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики (кастовая система),

4.          закрепление принципа смешанной экономики (гос.фактор играет важную роль, право собственности – основное право, капиталистическая экономика с государственным контролем, ограничение монополий, действует государственное планирование и 5-летние планы).

5.          политика всеобщего мира и международной безопасности (но с соблюдением интересов Индии).

Изменение Конституции – комбинированная система принятия поправок Парламентом простым способом («гибкая» - уже более 70 поправок). Проект вносит любой член парламента в любую из двух палат. В случае одобрения его 2/3 депутатов проект подписывается Президентом и закон публикуется. Для более значимых статей применяется усложненный порядок: после принятия, но до передачи поправки на подпись Президенту она должна быть ратифицирована не менее чем 50% законодательных собраний штатов. Если поправка невелика, то она включается в текст Конституции, а большие поправки прилагаются к Конституции. Изменения перестроили федеративную структуру государства, включая положения о политических правах, изменили содержание права собственности и способы ее защиты, определили Индию как социалистическое государство.

Конституционный контроль осуществляется Верховным Судом, Высокими судами (штатов). Применяется последующий конституционный контроль: Верховный суд имеет право толковать Конституцию.

Конституция принята в 1949г. Учредительным собранием после колониальной независимости. Лишь в одном штате есть своя конституция.



48. Исполнительная власть Индийского Союза.


Президент – глава государства. Избирается на 5 лет коллегией выборщиков (косвенно), в которую входят выборные, а не назначаемые члены обеих палат и выборные члены законодательных органов штатов. Президентом может быть избран любой гражданин с 35 лет с теми же условиями, что и для избрания в Народную палату. Кандидат должен заблаговременно подать в отставку с должностей, определенных законом (правительство страны и штатов и т.п.). Избирается многократно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.