Рефераты. Коснтитуция и ее значение в РФ






-объективной стороны (она выражается в действиях или бездействии субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).[9]

 Признаки конституционно – правовой ответственности:

устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т.д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;

Устанавливается, как правило, в особо жестоких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы Российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл.29 устанавливается ответственность за преступление против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет);

Она наступает только при наличии вины.

Виды конституционно - правовой ответственности:

- ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ;

- ответственность за нарушение  личных прав и свобод человека и гражданина;[10]

- ответственность за нарушение  политических прав и свобод человека и гражданина;

- ответственность за нарушение  социально- экономических прав и свобод человека и гражданина;

- ответственность за нарушение  культурных прав и свобод человека и гражданина;

- ответственность за нарушение  в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т.д.

Правовая охрана Конституции РФ — комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под П.о.К. понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении  предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе.       Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).

В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:

1) охрана Конституции Президентом РФ.

Во-первых, как гарант федеральной Конституции Президент РФ наделен прерогативами по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Во-вторых, предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него;

  2) осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции. Суды наделены правом не применять те правовые нормы, которые, по убеждению суда, не соответствуют Конституции РФ (в этом случае суд обязан обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд по поводу признания такой нормы неконституционной);[11]

3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;

4) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ.

Кроме того, правовая охрана Конституции осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы; предусмотренного Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем бы то ни было власти в РФ; преследования федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий;[12] установления конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещения создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства; установления конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения; предусмотренного Конституцией РФ права граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ и др.


Задача.

После 1917 года было принято 4 конституции РСФСР и Конституции РФ. Перечислите эти конституции, укажите даты их принятия. Каковы их особенности?

Решение.

1)10 июля 1918 г. Всероссийский съезд Советов утвердил первую советскую Конституцию. В основу проекта первой Конституции .В основу проекта первой Конституции была положена «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа», которая объявляла Россию Республикой Советов, по форме национально- государственного устройства она учреждалась как федерация советских национальных республик. Декларация отменяла право частной собственности на землю, закрепляла национализацию фабрик, заводов, банков и других средств производства. В целом Конституция характеризовалась как акт революционного типа, отвергающий все прежние правовые достижения. Конституция 1918 г. была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер, утверждая власть за Советами, за рабочим населением страны, абсолютно отрицала общедемократическую концепцию о народе как носителе и источнике суверенитета государства.

 В составе конституционных норм было значительное число программных положений, которые так не получили своего реального воплощения; фиктивными оказались положения о федеративном устройстве, о правах граждан. Конституционные нормы направлялись на отношения, выходящие за пределы внутригосударственного регулирования, целью которых являлось изменение мирового сообщества. На конституционном уровне закреплялась возможность применения насильственных методов осуществлялась социалистических преобразований. Структурирование Конституции отличалось низким уровнем юридической техники.

2)30 декабря 1922 г. состоялся I Съезд Советов СССР, на котором было провозглашено образование нового государства – Союза Советских Социалистических Республик. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. На II Съезде Советов СССР 31 января 1924 г. был утвержден текст Конституции СССР , состоящий из Декларации и Договора об образовании СССР. Конституция СССР закрепляла, что союзные республики в соответствии с ней внесут изменения в свои конституции. В связи с этим в постановлении XII Всероссийского съезда Советов от 11 мая 1925 г., утвердившего текст Конституции РСФСР 1925 г., он назван «измененным текстом Конституции»

В составе конституционных норм  в целом отсутствовали политические программные заявления, действие норм ограничивалось рамками внутригосударственного регулирования, возможность применения насильственных методов осуществления социалистических преобразований получила менее выраженный характер, структура Конституции отличалась более высоким уровнем юридической техники, доминировала идея классовой диктатуры.

В Конституции РСФСР 1925 г. лишь косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов ведения органов Союза; компетенция РСФСР определялась через предметы ведения ее высших органов; не было прямого указания на суверенитет РСФСР в составе СССР, на право свободного выхода из состава союзного государства , хотя такая норма закреплялась в Конституции СССР 1924 г.; выделилась глава об автономных советских социалистических республиках и областях, в которой определялся порядок формирования в них органов государственной власти, принятия конституций и положений об автономных образований.

3)В середине 30 – х гг., как усматривалось руководством СССР , социально –экономическое и политические достижения позволяли сделать вывод о том, что задачи перехода от капитализма к социализму выполнены. Это обуславливало необходимость принятия конституции, закрепляющий этап совершенно нового общественного развития. Весной 1936 г. Конституционная комиссия разработала проект новой Конституции, текст которой был опубликован для всенародного обсуждения, в нем приняло участия свыше 60% взрослого населения страны, в текст внесено свыше 154 тыс. поправок и дополнений. 5 декабря 1936 г. VII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Принципиально новыми положениями , закрепленными в Конституции СССР 1936г.,были: провозглашение победы социализма; установление иной системы органов государственной власти – взамен съезда образован Верховный Совет и его Президиум; закреплено всеобщее , равное, прямое избирательное право при тайном голосовании;; заметно увеличен перечень основных прав и свобод граждан, предусматривалось равноправие граждан, но только независимо от национальной и расовой принадлежности.

Конституция РСФСР 1937 г. и последующая 1978 г. повторяли структуру и содержание как союзной Конституции , так и конституций союзных республик.

В конституционных нормах по-прежнему закреплялись открыто классовый характер, идеологическая ориентированность, воплощалась диктатура пролетариата, но в связи с ликвидацией эксплуататорских классов отменялось лишение политических прав граждан по социальному признаку, включена норма о сохранении за РСФСР право выхода из Союза, в структуре Конституции впервые появилась глава об основных правах и обязанностях граждан, главы об общественном устройстве, государственном устройстве, получили более детальную конституционно – правовую регламентацию нормы о высших органах государственной власти, управления автономных образований РСФСР.

4)Полная и окончательная победа социализма в СССР послужила поводом для образования в 1962 г. Конституция комиссии по выработке новой Конституции СССР. В 1977 г. работа над проектом завершилась, и он был внесен на всенародное обсуждение. 7 октября 1977 г. работа над проектом завершилась, и он был внесен на всенародное обсуждение. 7 октября 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла Конституцию СССР. Структура Конституции развитого социализма включала 9 глав и содержала 174 статьи. В Основном законе СССР закреплялось социалистическая концепция полновластия народа, понятие « народ» было введено в Конституцию впервые ; предусматривалось проведение референдумов по наиболее важным вопросам; закреплялось право граждан участвовать в управлении государственными и общественными делами; политическая система страны определялась направляющей и руководящей ролью КПСС; расширен перечень прав граждан (правами на жилище, на охрану здоровья и др.); установлен принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства; по-прежнему сохранился классовый характер, принцип преемственности конституции 1918,1925, 1937 гг. закреплялся в Преамбуле Конституции 1978г.

Структура Конституции РСФСР вслед за структурой союзной Конституции значительно усложнилась, что свидетельствует о повышении уровня юридической техники, в ней было 11 разделов , делившихся на 22 главы, предмет правового регулирования положен в основу системообразования Конституции , в разделе 1 «Основы общественного строя и политика» выделялись главы : «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества». В Конституции впервые в прямой форме объявлялось ,что РСФСР является суверенным государством, значительно изменены положения о субъектах РСФСР.

Реформирование Конституции 1978 г. началось с 1989 г. путем принятия законов РСФСР « Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР и « О выборах народных депутатов РСФСР», существенно изменивших структуру органов и порядок выборов народных депутатов : высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, тайным голосованием избирающий двух палатный Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР.

5)Распад СССР, принятие деклараций о государственной суверенитете республик привели к необходимости принятия нового конституционного акта, отражающего произошедшие в обществе изменения. Необходимость принятия новой Конституции РФ была провозглашена I Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 г., на нем была создана Конституционная комиссия во главе Председателем Верховного Совета депутатов РСФСР Б.Н. Ельциным.

В соответствии с Указом Президента РФ в июне 1993 г в целях завершения подготовки проекта Конституции было созвано Конституционное совещание, работа которого в основном проходила в 5 группах. В ноябре 1993 г. была проведена доработка конституционного проекта комиссией, созданной Президентом РФ, с участием ученых и практических работников, а также Государственной и общественными палатами Конституционного совещания, объеденными 5 ранее действовавших рабочих групп. Спорные теоретические моменты разрешались Комиссией конституционного арбитража, состоявшей из высококвалифицированных юристов.

Согласно положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, утвержденному Указом Президента РФ 12 декабря 1993 г., был проведен референдум по принятию Конституции. Днем принятия Конституции считается день всенародного голосования – 12 декабря 1993 г., опубликована и вступила в действие Конституция РФ 25 декабря 1993г.

Конституция РФ 1993 г. является народной, в ней заложены общедемократические принципы, она социально ориентирована, поддерживает рыночную экономику, политическое и идеологическое многообразие, не патерналистская (не возлагает заботу о человеке всецело на государство) и не тоталитаристкая, а обеспечивающая поддержку со стороны государства для развития активности человека во всех сферах жизнедеятельности, для обеспечения достойного уровня жизни.



Заключение.

Конституция РФ – это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно – правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой системы России. Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости общественного и государственного строя. Обладает такими юридическими свойствами:

 - учредительный характер (нормы Конституции закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные органы и т.д.);

- легитимность (Конституция – это акт, принимаемый, как правило, народом, или от имени народа);

- верховенство (Конституция имеет верховенство на всей территории РФ, обеспечивает формирование правового государства, подчинение государства праву);

- прямое действие (Конституцию РФ должны соблюдать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения);

- реальность ( соответствие норм Конституции складывающимся в действительности общественными отношениями, способностью объективно отражать достигнутое в политической, экономической, социальной и других сферах);

- наличие базовых, основных принципов(она определяет процесс правотворчества – устанавливает порядок и субъектов принятия правовых актов, содержит перечень нормативных правовых актов, которые должны быть приняты в соответствии с ней) ;

- программность (конституционные положения придают ориентацию развитию общества, характеризуют общность важнейших целей государства, личности в какой-то степени отражают общенациональную, общенародную идею);

 - стабильность (обеспечивает сохранение принципов общественного и государственного строя);  

- особая охрана (в ней задействована вся система государственных органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных правовых формах).

В заключение хотелось бы отметить, что система охраны Конституции РФ еще находится в стадии становления и далека от идеала. Но, несмотря на это, возникновение такой системы свидетельствует о повышении роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать достойное существование всем гражданам России и не допустить возврата к тоталитаризму.


[1]  «»Большая юридическая энциклопедия» В.В. Аванесян, С.В. Андреева , М. 2005 г. С.262- 263


[2] «Конституционное право» В.М. Малиновская М., 2004г.,  С.35-36

[3]   «Конституционное право» Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин М. 2004 С. 89-91


[4]  Конституция Российской Федерации  от 12 декабря  1993 г.

[5]   «»Большая юридическая энциклопедия» В.В. Аванесян, С.В. Андреева , М. 2005 г. С.261


[6] «Конституционное право» Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин М. 2004 С.92-96

[7] «Конституционное право» В.М. Малиновская М., 2004г.,  С.34


[8] «Конституционное право в вопросах и ответах» В.М. Малиновская М., 2004 г., С.35 -36

[9] «Большая юридическая энциклопедия» В.В. Аванесян, С.В. Андреева , М. С.258

[10] «Конституционное право» В.М. Малиновская М., 2004г.,  С.16-17


[11]  «Большая юридическая энциклопедия» В.В. Аванесян, С.В. Андреева, М., С. 259

[12] Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.