Рефераты. Коснтитуция и ее значение в РФ






Федеральный закон « О порядке принятия и вступления силу поправок к Конституции Российской Федерации» детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятии закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматриваются по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки. Под поправкой в соответствии с законом понимается любое изменение текста гл.3-8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого – либо из положений этих глав.

После одобрения обеими палатами закона о поправке Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами. Такое опубликование не является официальным опубликованием закона, поскольку он еще не вступил в силу. Только после одобрения закона органами законодательной власти не менее чем третей субъектов Российской Федерации Председатель Совета Федерации направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению Президентом в текст Конституции и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.

Положения Конституции РФ 1993 г. об изменениях относятся только к нормам ст.65 , определяющей состав Российской Федерации. Статья 137 Конституции, закрепляющая порядок изменения, распространяет его на следующие случаи: принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта; изменения конституционно - правового статуса Российской Федерации (ч.1 ст.137) и изменения наименования субъекта (ч.2). Предусмотренные в ст.137 вопросы не могу решаться в режиме поправки к Конституции в силу их особого характера.

Конституция в ч.2 ст.65 закрепляет, что принятие в Российской Федерации и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, а в ч. 5 ст.66 устанавливает, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

Упомянутые законы, пока не принятые, урегулируют порядок решения предусмотренных в этих статьях вопросов. Очевидно, что при их решении обязательным является согласие (или инициатива) субъекта РФ и поэтому здесь неприменим порядок, установленный для внесения поправки в Конституцию: голосование в палатах Федерального Собрания (положительное или отрицательное), одобрение (или неодобрение) других субъектов. Согласие субъекта не может быть преодолено несогласием палат или других субъектов.

Кроме того, следует учесть, что подобного рода изменения не затрагивают содержательных положений норм Конституции, имеющих регулирующее значение.[6]


2) Сущность и назначение Конституции в России.

Термин «конституция» - (от латинского constitutio – устанавливаю, учреждаю) употребляется в 2 основных значениях: 1) конституция – фактическая - реально существующие в той или иной стране основы общественного или государственного строя и 2) конституция юридическая – особого рода юридический документ.

Термин «юридическая конституция» также имеет 2 значения: материальное и формальное. В материальном значении конституция – система правовых актов, регулирующих основы общественного и государственного строя, правового положения личности и объединений граждан независимо от того, в каком правовом документе закреплены эти нормы. Они могут быть закреплены как в конституции, так и в других правовых актах, порядок которых отличается от порядка принятия конституции, однако является более усложненным по сравнению с правилами принятия других актов. В РФ такими актами являются федеральные конституционные законы (о судебной системе, о правительстве, о референдуме и т.д.) Во многих зарубежных странах акты такого рода называются органическими законами. В формальном значении конституция - это особого рода правовой акт (или несколько актов, могут быть и конституционные обычаи), которые (-рые) официально объявлен (-ны), как, например, в Великобритании, конституцией государства. При использовании термина «конституция» чаще всего имеется в виду юридическая конституция в ее формальном значении.

Раскрытием сущности конституции связано с познанием ее природы, выяснением вопроса: компромиссом, чьих волеизъявлений является ее принятие?

 В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

 Юридическая функция: конституция является юридическим, а, следовательно, государственным документом, как основной закон она имеет не только высшую юридическую силу, но и является юридической базой развития всей системы правоотношений в обществе, содержит исходные положения для правотворческой деятельности, правоприменительной практики, направляет формирование правового сознания субъектов общества.

Политическая функция: конституция – это компромиссный документ, устанавливающий основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и личности, определяющий базовые принципы функционирования политической системы.[7]

Идеологическая функция: это способность конституции оказывать влияние на жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, ценностей; преобразовывать менталитет российского общества, повышать гражданскую и политическую активность населения, стимулировать самостоятельность граждан, прививать чувство солидарности в обществе, повышать ответственность личности перед обществом, государством.

В науке конституционного права по вопросу о сущности конституции разработаны различные теории, выводы которых далеко не одинаковы.

Трактовка конституции как общественного договора предполагает, что все члены общества заключили договор, закрепленный в конституции, о правовых основах учреждения общества, его функционирования. Конституция – есть выражение воли народа (доктрины индивидуалистически - либеральных и современных социально - демократических конституционалистов).

Особый статус Конституции в системе источников права определяется следующими ее свойствами:

• наличием особого субъекта, наделенного правом принятия Конституции. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. На общероссийском референдуме, ее принятие является высшим непосредственным выражением власти народа;

• учредительным характером нормы. Многонациональный народ РФ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти, обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. Признание учредительной природы конституционных норм обеспечивается особым порядком принятия Конституции, ее высшей юридической силой, проявляющейся в универсальности действия, ее ролью в правовой системе государства;

• универсальным характером конституционно – правового регулирования: действие Конституции распространяется на все сферы общественных отношений: политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;

• особыми юридическими свойствами; учредительным характером, легитимностью, верховенством, прямым действием, реальностью, наличием базовых, основных принципов, программностью стабильностью, особой охраной.[8]

Согласно теологической теории конституция есть воплощение божественной воли, она содержит идеи высшей справедливости, разума.

Теоретиками школы естественного права конституция представляется как акт, реализующий многовековой опыт признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, данный ему от рождения, принципов его взаимодействия с обществом и государством.

Существуют теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущности с государственной волей, согласно которым конституция выступает в роли ограничителя воли органов государственной власти.

Марксистско-ленинская теория (на ней базировалась концепция социалистического конституционализма, тоталитарного по своему характеру) основывались на принципах конституционного закрепления воли не всего народа, а только господствующего класса, неизменной руководящей роли партии в обществе и государстве, политико - идеологической и в минимальной степени юридической роли конституции.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о правовом назначении Конституции и ее роли в нашем государстве, а именно Конституция РФ 1993 г. является народной, в ней заложены общедемократические принципы, она социально ориентирована, поддерживает рыночную экономику, политическое и идеологическое многообразие, не патерналистская (не возлагает заботу о человеке всецело на государство) и не тоталитаристкая, а обеспечивающая поддержку со стороны государства для развития активности человека во всех сферах жизнедеятельности, для обеспечения достойного уровня жизни.


 3. Конституционная законность и правовая охрана Конституции.

Конституционная ответственность - обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействия), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно - правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения.

Правонарушение в сфере конституционно – правовых отношений складывается из:

- субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица);

- субъективные стороны (только при наличии виновного поведения субъекта);

- объекта (общественные отношения, возникающие поп поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий);

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.