Рефераты. Конституция Соединенных Штатов Америки
















6. Территориально-политическое устройство США

Субъектам федерации США являются 50 штатов. Территория США включает также острова Пуэрто-Рико и Гуам. Острова Микронезии являются “ассоциированными государствами с США. Большинство из них - члены ООН, у них есть избираемые парламенты и президенты. Пуэрто-Рико считается “свободно присоединившимся государством”, этот остров - не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют здесь верховенство, но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют представительства в Сенате, а в Палату представителей они посылают только по одному делегату с правом совещательного голоса. Их жители не платят федеральных налогов.

В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа и Виргинские острова, имеющие статус территорий США. Там существует назначаемая администрация.

Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. Его жители избирают трех выборщиков для участия в выборах Президента. Они посылают также одного делегата в нижнюю палату Конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия в отношении округа принадлежат Конгрессу. Вашингтон - столица США, находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население избирает прямыми выборами городской совет и мэра.

Штаты - это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США. Однако они принимают свои конституции, которые должны соответствовать конституции США. Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, чеканить монету, выпускать кредитные билеты. Без согласия Конгресса штаты не могут: облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска (разд. 10  ст. I).

Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: Палата представителей и Сенат. Срок из полномочий в разных штатах колеблется от 2 до 4 лет.

Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми выборами на 2-4 года. Законы передаются на подпись губернатору, которые обладает правом отлагательного вето (оно преодолевается, как и в федерации). В отличие от Президента США губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица могут избираться непосредственно гражданами.

Конгресс может принимать в Союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии Конгрессе и законодательных собраний штатов (разд. 3 ст. IV).

Федерация США - относительно централизованная. Конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и штатов.

Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления и охрану каждого из них от нападения извне, а по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти - и от внутренних насилий (разд. 4  ст. IV).















7. Местное самоуправление и управление

Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, а последнее входит в компетенцию штатов. Поэтому системы местного самоуправления в разных штатах различны.

Большинство штатов делятся на графства. Всего в США более 3 тыс. Графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц - шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея - представителя штата, казначея и др. Под руководством совета и этих должностных лиц работают муниципальные чиновники, утверждаемые советом. Коллегиального исполнительного органа совет не образует. Совет решает главным образом вопросы местного бюджета, определяет программы развития.

Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В США существуют 3 системы городского управления.

1. Система Совет - Управляющий. Существует в большинстве городов. Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист - чиновник-менеджер. Он отвечает за исполнение бюджета, нанимает чиновников для управления конкретными сферами, руководит их работой.

2. Система Совет - Мэр. Существует приблизительно в 40 % городов. Население отдельно избирает городской совет и мэра, который управляет городом. Он имеет право отлагательного вето по отношению к решениям совета, назначает чиновников, исполняет бюджет и решения совета.

3. Комиссионная система. Существует в очень немногих городах. Население избирает комиссию в составе обычно 3-7 человек, которые одновременно осуществляют функции городского совета и ведают поделенными между ними отраслями управления.

Графства подразделяются на тауны и тауншипы. Иногда таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами - группу примерно однородных поселков. В этих мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет (3-5 человек). Собрания выбирают также казначея, констебля - ответственного за общественный порядок.

Компетенция органов местного самоуправления определяется конституциями и законами штатов. Она соответствует общим принципам местного самоуправления: принятие и исполнение местного бюджета, вопросы общественного порядка, оказание социальных услуг (муниципальное жилье, больницы, местные дороги, помощь нуждающимся), хозяйственная деятельность (муниципальные предприятия и др.), контроль за местными управленческими органами, информация населения об актах федерации и штата и исполнение этих актов.

Кроме административно-территориальных единиц в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. Ведают эти органы только вопросами, относящимися к профилю округа.



















8. Правовое регулирование общественных объединений

Решающее значение в политической жизни США имеют в основном 2 политические партии: Республиканская и Демократическая, созданные еще в XIX веке. Различия в из политике следующие: республиканцы выступают во внутренней политике за сокращение финансовых социальных программ (ассигнования на образование, здравоохранение, жилье, помощь безработным), а во внешней политике требуют решительно сократить финансовую помощь зарубежным странам; демократы занимают противоположные позиции.. обе главные партии не имеют постоянных программ - они принимают лишь предвыборные манифесты, не имеют постоянного членства, у них нет обязательных членских взносов. Национальные съезды партий созываются раз в 4 года для выдвижения кандидатуры президента, между съездами функционируют национальные партийные комитеты, избираемые съездами. Главная цель этого органа - обеспечить победу лидера партии на президентских выборах.. вся партийная деятельность, как и порядок выборов, приспособлена в США к двухпартийной системе.

Общефедеральными партиями считаются также очень небольшая по численности Коммунистическая партия, Международная партия зеленых, Социал-демократическая партия, Социалистическая партия труда, Американская независимая партия, Прохибиционистская партия, выступающая за запрещение продажи спиртных напитков. Эти партии, вместе взятые, на выборах как правило не набирают более 1 % голосов.

Конституция США, включая поправки, о партиях не упоминает, по традиции они считаются “частным делом”, “клубом” их членов.

Большое влияние на политику государства, особенно экономическую, оказывают предпринимательские союзы. Всего их в стране насчитывается около 3 тыс. В общефедеральном масштабе действуют Национальная ассоциация промышленников, Торговая палата. Специальных законов об этих ассоциациях нет. Под руководством первой действует “круглый стол бизнеса” - периодические совещания представителей около 200 крупнейших фирм. На его заседаниях вырабатываются предложения для Конгресса и Президента, в частности по вопросам экономической политики.

Профессиональные союзы США строятся частично по цеховому, а частично по производственному признаку. Они немногочисленны, в США в профсоюзах состоит менее 1/5 всех работающих по найму. Профсоюзы не играют большой роли в политической жизни, что отчасти связано с законодательством, запрещающим их политическую деятельность. К заслугам профсоюзов можно отнести установление законодательного минимума оплаты труда - 4,25 центов за час работы.

В США существует несколько фермерских организаций, которые в основном заняты тем, что стремятся удерживать высокие цены на сельскохозяйственную продукцию, и в политической жизни участвуют не очень активно, преимущественно в качестве группы давления на законодательную власть.

Большую роль в политической жизни США стали играть комитеты политических действий (политические комитеты). Они формируются различными партиями, общественными объединениями, политическими деятелями с целью поддержки определенных кандидатур на выборах, главным образом путем финансовых пожертвований.

Весьма важной группой давления в США являются лоббисты, действующие при Конгрессе. Лоббисты - представители фирм, банков, общественных объединений, ставящие своей целью способствовать или препятствовать принятию определенного законодательства в интересах тех лиц и организаций, которых они представляют.

Большое влияние на общественное мнение и через него на политику оказывают средства массовой информации. Конституция США  (поправка I) гарантирует свободу распространения информации, в том числе политической.









9. Институты непосредственной демократии

Выборы, отзыв депутатов, народная законодательная инициатива, референдум регулируются Конституцией США и федеральным законодательством только частично (выборы) или вообще не регулируются.

Подробно о выборах Президента, членов Конгресса, глав и членов местных органов власти было сказано выше в соответствующих главах.

В федеральном конституционном законодательстве США не фиксируются принципы избирательного права. Практически выборы являются всеобщими (ценз оседлости составляет 30 дней для президентских выборов, от 1 до 30 дней - для других, что устанавливается законодательством каждого штата), равными, с необходимым равенством избирательных округов. Во все представительные органы выборы прямые, но Президент и Вице-президент США избираются путем косвенных выборов (выборщиками). На выборах применяется тайное голосование (бюллетени, избирательные машины, специальные электронные карточки избирателей). Для выборов Президента и Вице-президента вся страна составляет единый национальный (федеральный) избирательный округ. В большинстве штатов регистрация избирателей необязательна.

Отзыв избранных депутатов предусмотрен только в отдельных штатах. Отозваны могут быть члены муниципальных представительных органов и некоторые должностные лица. Народная законодательная инициатива используется в единичных штатах, и то очень редко, референдумы же проводятся в штатах и на муниципальном уровне чаще.










10. Основы правового статуса личности

Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности в США, была Декларация независимости 1776 года, в которой заявлялось о неотъемлемых правах человека - о праве на жизнь, свободу и стремление к счастью, формулировалось коллективное право народа на восстание против угнетения.

Как уже было отмечено, политические и частично социально-экономические права были включены в Конституцию в виде поправок, получивших название Билль о правах, а также в виде отдельных разделов некоторых последующих поправок. К сожалению, эти поправки не охватывают весь необходимый круг вопросов и эти пробелы конституционного регулирования восполняются отдельными законами.

Конституция запрещает, кроме чрезвычайных ситуаций,  приостанавливать правила habeas corpus, принимать законы об опале и законы, имеющие обратную силу (разд. 9  ст. I), предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей  (поправка VI). Конституция запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений как условие для занятия какой-либо государственной должности (поправка I).

Билль о правах запрещает ограничивать права и свободы, которые презюмируются (разд. 1  поправка XIV). Конгрессу запрещается издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (поправка I), право народа хранить и носить оружие (поправка II), право обращаться к правительству с петициями (поправка I). Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести (поправка I), охрана личности, бумаг (документов, переписки), имущества (поправка III, IV), предусматривается суд присяжных по уголовным делам, определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту (поправка VI), право отказываться от дачи показаний против самого себя (поправка V). Не допускается двойное наказание за одно и то же преступление (поправка V), требование большого залога по судебным делам, наложение высоких штрафов, применение жестоких, необычных наказаний (поправка VIII), лишение или ограничение избирательных прав гражданина в связи с расой, цветом кожи, полом, возрастом (разд. 1  поправка XV, XIX, XXVI).

Заключение

Значение конституции США неоднозначно для различных периодов истории этой страны. В начальный период она носила исторически прогрессивный характер, поскольку способствовала развитию новых, капиталистических производственных отношений. Ее влияние на конституционный опыт других стран заметно до сих пор, особенно на основные законы латиноамериканских государств (строение органов государственной власти, распределение между ними компетенции, элементы федерализма, похожая компетенция Верховного суда).

Корме того, конституция США является одной из первых, закрепивших основы демократического государства (представительной демократии), а именно - институт выборов в органы власти, легальность оппозиции, принцип разделения властей, институт прав человека (часть из которых до сих пор не присутствует в нашем законодательстве),  политический и идеологический плюрализм, институт местного самоуправления (только развивающийся в нашей стране и поэтому очень полезный для изучения).

Тем не менее, изучив в данной курсовой работе конституцию США, можно сказать, что в настоящее время она выглядит как умеренно-демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира. Это - отсутствие контроля народа за деятельностью высших ветвей власти и недостаточный контроль местных властей, отсутствие законодательной инициативы у населения, это и то, что конституция не была принята всенародно, и, следовательно, не выражала интересов всего населения, при принятии не была ратифицирована всеми штатами и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение конституции Соединенных Штатов Америки является необходимым для изучения основ демократии и правового государства.






Список литературы:

1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под ред. Б.А. Страшуна. Общая часть. Тома 1-2. М: БЕК, 1996. - 757 с.

2. Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М: Юрист, 1994.- 360 с.

3. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М: Юридическая литература, 1993. - 256 с.

4. Современные зарубежные конституции. Учебное пособие. Составитель - В.В. Маклаков. М, 1992. - 285 с.

5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.- М: Юристъ, 1997. - 568 с.

6. Douglas Whitman, John William Gergocz. The legal environment of business. McGran-Hill, 1991.






 











Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.