Рефераты. Конституция Соединенных Штатов Америки






–    в области экономики (обеспечение благосостояния США, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами, установление единицы мер и весов, регулирование почтовых служб, содействие развитию науки и ремесел и др.);

–    в области обороны (обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими);

–    в области охраны общественного порядка (создание милиции (“национальной гвардии”) для исполнения федеральных законов, отражения вторжений и подавления мятежей);

–    издание законов о приеме в гражданство (натурализации);

–    создание подчиненных Верховному суду федеральных судов и др.;

–    принятие в Союз новых штатов (разд. 3 ст. IV);

–    распоряжение территорией и иной собственностью, принадлежащей Соединенным Штатам (разд. 3 ст. IV).

Конституцией (разд. 9 ст. I) Конгрессу запрещается выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об опале (смертная казнь без суда и следствия) и с обратной силой - ex post facto - закон, принятый после совершения какого-либо факта или деяния с имеющими обратную силу правовыми последствиями; приостанавливать действие правил habeas corpus (приказы, призванные доставлять одну из сторон процесса в суд или к судье) в мирное время; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата, не могут учреждаться новые штаты в пределах юрисдикции другого штата (разд. 3 ст. IV) и др.

3. Деятельность Конгресса.

Конгресс работает в сессионном порядке. Ежегодно созывается сессия, и длится она обычно 7-8 месяцев (с перерывами) и начинается в полдень 3 января (разд. 2  поправка XX).

Главной формой деятельности Конгресса является законодательство. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Для ускорения прохождения закона текст законопроекта (билля) обычно вносят в обе палаты члены этих палат. Президент вправе вносить только законопроект о бюджете. Члены палат такого права не имеют.

Законы США подразделяются на публичные (общего характера) и частные (индивидуального действия - это обычно акты о выплатах из казны, об иммиграции, натурализации отдельных лиц и др.).

Каждый билль, принятый Палатой представителей и Сенатом предоставляется Президенту США. Если он одобряет билль, то он его подписывает, если нет - возвращает со своими возражениями в ту палату, которой он был предложен. Билль пересматривают и после утверждения 2/3 голосов, пересылают в другую палату. Если в другой палате билль будет одобрен 2/3 голосов, то он становится законом. Если билль не будет рассмотрен Президентом в течение 10 дней (не считая воскресных) после того, как он ему представлен, билль становится законом (разд. 7 ст. I). Так принимаются конституционные законы (поправки). Обыкновенные законы принимаются простым большинством состава обеих палат.

Конгресс принимает также резолюции; некоторые из них по своей юридической силе выше обыкновенного закона: в форме объединенных резолюций принимаются конституционные поправки.






4. Исполнительная власть по конституции США

1. Президент, Вице-президент и министры.

Исполнительна власть в США осуществляется Президентом. Министры (помимо управления своими ведомствами) выполняют роль советников Президента и не образуют правительства. Это - кабинет Президента, его совещательный орган. В настоящее время это менее 20 человек: руководители 14 министерств, 3 министра без портфеля, в том числе постоянный представитель США при ООН. Министры осуществляют свою власть на основе делегирования им соответствующих полномочий Президентом. В Кабинете все решения принимает Президент. Под руководством Президента работают различные ведомства, например, Совет национальной безопасности, Президент назначает множество федеральных должностных лиц, которых утверждает Сенат.

Вице-президент (его кандидатура предлагается кандидатом в Президенты и голосуется одновременно с кандидатурой Президента от соответствующей партии) существенных полномочий не имеет. Он замещает Президента, председательствует в Сенате и выполняет отдельные поручения Президента.

2. Выборы Президента и Вице-президента.

Президент и Вице-президент США избираются косвенным путем - выборщиками сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более 2 раз. Кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению, проживать в США постоянно не менее 14 лет.

Раз в четыре года избиратели голосуют за выборщиков от своего штата, представляющих ту или иную партию. Всего выборщиков 538. При подсчете голосов, поданных за списки выборщиков, используется мажоритарная система относительного большинства.

После того, как выборщики избраны, они голосуют за кандидатуру Президента. Фактически голосование выборщика предопределяет его партийная принадлежность. Выборщики голосуют бюллетенями в столицах своих штатов. Затем документы пересылаются в Вашингтон председателю Сената. Результаты суммируются и оглашаются в присутствии членов Конгресса. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное число голосов выборщиков, т.е. 270. Если не один кандидат не получит абсолютного большинства, Палата представителей избирает Президента из трех баллотировавшихся и набравших большее число голосов лиц. Сенат в том же случае избирает Вице-президента (разд. 1 ст. II,  поправка XII).

3. Полномочия Президента (разд. 2 ст. II).

Президент представляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры (часть из которых подлежит ратификации Сенатом), он является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардией. На использование Президентом американских вооруженных сил зарубежом требуется согласие Конгресса.

Президент обращается к Конгрессу с ежегодными посланиями о положении страны, рекомендует принятие определенных законов, созывает Конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует законы и имеет право отлагательного вето, которое преодолевается обеими палатами (см. выше).

Президент имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями и другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.

4. Ответственность Президента.

Президент США политической ответственности перед Конгрессом не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Эту процедуру возбуждает Палата представителей Конгресса, которая формулирует обвинение, принимаемое большинством голосов общего состава палаты. Затем этот документ передается в Сенат, которые рассматривает его по правилам уголовного процесса (с вызовом свидетелей, экспертов и т.д.) и принимает решение. При рассмотрении дела председательствует председатель Верховного суда США. Решение принимается тайным голосованием не менее чем 2/3 голосов присутствовавших сенаторов.



5. Судебная власть

В США существуют 2 судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Обе они возглавляются Верховными судами соответственно федерации и каждого штата. Судебная система США в соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из 3 звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов (их 12) и окружных судов (94). Военные суды составляют особое звено федеральной системы.

Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно (т.е. пожизненно) (разд. 1 ст. III).

В судах штатов судьи избираются. Политические партии выдвигают кандидатов на имеющиеся вакансии, затем они избираются или нет на общих выборах. Кроме того, в ряде штатов суд формируется по системе, называемой Миссурский план. По этой системе губернатор назначает судей, адвокатов и присяжных заседателей.

Дела по первой инстанции с применением Федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам). В округах существуют также специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные по искам к правительству США и др. Апелляционные суды рассматривают жалобы на решения окружных судов, налоговых и претензионных судов. Для окружных таможенных судов существует специальный апелляционный суд. Процесс в апелляционных судах проходит, как и процесс по первой инстанции (с вызовом свидетелей, представлением документов).

Главную роль в судебной системе США играет Верховный суд США. Он состоит из 9 членов, включая председателя, которые назначаются Президентом США с согласия Сената. Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации. С 1803 г. Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу (разд. 2 ст. III). Конституционный  контроль в США оформился в результате судебного прецедента. Верховный суд толкует Конституцию США, проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права (судебные прецеденты). Закон (или его часть), признанный неконституционным, формально судом не отменяется (суд не имеет такого права), остается в сборниках законов, но не применяется судами, т.е. лишается юридической защиты.

Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам. Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных судов - по делам несовершеннолетних, по трудовым спорам, в прибрежных штатах - морские суды и т.д.

В учреждениях есть административный судья, назначаемый начальником учреждения. Н выносит лишь предварительные решения по жалобам граждан.

В США традиционно значительна роль судебных приказов. В настоящее время осталось только три вида приказов федерального судьи:

–     habeas corpus (см. выше);

–    mandamus - судебный приказ, обязывающий должностное лицо совершить действие или издать акт, входящие в его компетенцию;

–    injunction - судебный приказ, запрещающий должностному лицу совершать действие или издавать акт.

Нередко в судебной практике используется так называемое декларативное суждение: ответ судьи на обращение сторон, предпринятое с целью узнать мнение суда по существу спора, а затем подать иск или отказаться от этого.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.