Рефераты. Конституционные основы судебной власти






Конституционный Суд независим в организационном, фи­нансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда про­изводится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходи­мые для обеспечения деятельности Конституционного Суда средства, которыми Конституционный Суд распоряжается са­мостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финан­совым годом.

Конституционный Суд самостоятельно и независимо осу­ществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его опера­тивном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организаци­онных, финансовых и других условий деятельности Конститу­ционного Суда, установленных законом, не допускается.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституци­онный Суд принимает Регламент Конституционного Суда. В Регламенте устанавливаются: порядок определения персо­нального состава палат Конституционного Суда; порядок рас­пределения дел между ними; порядок определения очеред­ности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде; требования к работникам аппарата Конституционного Суда; иные вопросы внутренней деятельности Конституцион­ного Суда.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.


Правовой статус судей

Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Феде­рации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность неко­торых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными закона­ми, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Федерации.

В отношении же особенностей правового положения судей Конституци­онного Суда Российской Федерации ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсут­ствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, кото­рыми установлено, что особенности правового положения отдельных кате­горий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими пре­дусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации. Но правовое положение судьи - это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (преду­смотренных процессуальными законами) прав и обязанностей. Компонен­тами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым должен он отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.

Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замеще­ние судейских должностей является, прежде всего, соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации. Конститу­ция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и. стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими.

Наличие в законе четких требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей, - существенная предпосылка к оптимальному форми­рованию судейского состава. Но от провозглашения указанных положе­ний в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер, вклю­чающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на долж­ность судьи; рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи; вынесение заключе­ния квалификационной коллегией о даче рекомендации (или об отказе в этом) и т. д.

Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда РФ, как предусмотрено ч. 1 ст. 13 Закона о судебной системе, устанавливается Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

Судьи военных судов согласно Закону о судебной системе назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалифи­кационной коллегии судей этих судов.

Главное в деятельности судьи - осуществление правосудия. Реализация этой функции - исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), в которых ведущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя со­весть».

Но главное в судебной деятельности не исчерпывает всей деятельности по осуществлению судебной власти. Сказанному не противоречит ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, согласно которой судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уго­ловного судопроизводства. В этом положении не раскрываются составные элементы судебной власти, ее содержание, а лишь устанавливается форма ее реализации - процессуальная.

Сообразно высказанным соображениям главное, что определяет право­вое положение судьи при осуществлении правосудия, - это его процессу­альные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитраж­ным процессуальным кодексами и административным законодательством России. При этом объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия (в суде первой, второй или надзорной инстанции), в каком составе (единолично, в составе трех профессиональных судей, при наличии в составе суда представи­телей народа - народных, арбитражных или присяжных заседателей, является ли он председательствующим в составе суда или его членом). Однако при всех условиях все судьи: а) осуществляют правосудие на профессиональной основе; б) независимы и подчиняются только Конституции Российской Феде­рации и закону; в) в своей деятельности по осуществлению правосудия нико­му не подчинены; г) пользуются неприкосновенностью (ст. 120, 122 Консти­туции РФ, ст. 5, 16 Закона о судебной системе, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 1 Закона о статусе судей, ст. 2 Закона о мировых судьях).

Считая независимость судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уров­не - в Конституции Российской Федерации (ст. 120).

Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 15 Закона о судебной системе).


Заключение


Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государ­ственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанав­ливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, мож­но говорить, что судебная власть - это система соответствующих учрежде­ний, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определя­ет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществ­ляющих правосудие.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулиро­вана законом.

Суд - правоохранительный орган, его деятельность основана на законе и состоит в определенном смысле в оценке той или иной жизненной ситуации с позиций закона, права.

Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституци­онный Суд Российской Федерации (ст. 125), суды общей юрисдикции (ст. 126), арбитражные суды (ст. 127). Все они относятся, к федеральным судам. Но Закон о судебной системе определил и суды субъектов Россий­ской Федерации, отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей (ч. 4 ст. 4).

Судебная система - это совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единст­вом задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Основа построения судебной системы - Конституция Российской Федерации. Суды осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представителей на­рода (народных, присяжных или арбитражных заседателей); б) нескольких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях - трех, в надзор­ной - не менее трех); в) судьей единолично. При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.

Судьи - носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерацией функция осуществления правосудия.


Литература



1.      Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая Литература, 1999.


2.      Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.


3.      Кашанина Т.В. Основы российского права. – М.: Норма, 1998.


4.      Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В.Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 1996.


5.      Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л. А. Окуньков. М.: БЕК, 1996.


6.      Лазарев В.В. Общая теория права и государства. – М.: Прогресс 1995.


7.      Кашанина Т.В. Основы российского права. – М.: Норма, 1998.


8.      Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Рос­сии. М.: Юрист, 1998.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.