Рефераты. Конституционные основы судебной власти






Конституционный Суд Российской Федерации является судеб­ным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Консти­туционного Суда Российской Федерации определяются Кон­ституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде Россий­ской Федерации от 21 июля 1994 года.

Согласно действующему законодательству Конституцион­ный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назна­чаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Пол­номочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи Конституционного Суда. Судья Конституци­онного Суда назначается на должность, сроком в двенадцать лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи семьдесят лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает

Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №13. Ст.1447. срок его полномочий или в котором ему исполняется семьде­сят лет.

Конституционный Суд располагает широкими полномочия­ми. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верхо­венства и прямого действия Конституции Российской Федера­ции на всей территории Российской Федерации Конституцион­ный Суд Российской Федерации:

1. Решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению орга­нов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, договоров между органами го­сударственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Рос­сийской Федерации;

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3. По жалобам на нарушения конституционных прав и сво­бод граждан и по запросам судов проверяет конституцион­ность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле;

4. Дает толкование Конституции Российской Федерации;        

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления;

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам

своего ведения;

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномо­чий между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд Россий­ской Федерации решает исключительно вопросы конституционно­го права. При осуществлении конституционного судопроизвод­ства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов. Конституционный Суд Российской Федерации рассматри­вает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда.

Конституционный Суд состоит из двух палат, вклю­чающих в себя соответственно десять и девять судей Консти­туционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавли­вается Регламентом Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституци­онного Суда, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неиз­менным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить председатель и заместитель предсе­дателя Конституционного Суда.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании вопросы входящие в его компетенцию. Исклю­чительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:

-        Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Рос­сийской Федерации;

-        дает толкование Конституции Российской Федерации;

-        дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления;

-        принимает послания Конституционного Суда;

-        решает вопрос о выступлении с законодательной инициа­тивой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд на пленарных заседаниях также избирает Председателя, заместителей Председателя, су­дью-секретаря Конституционного Суда; формирует персо­нальные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или пре­кращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, за­местителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

На заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда и не подлежа­щие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число вхо­дят дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) законов и иных нормативных актов субъектов Россий­ской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к веде­нию органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Рос­сийской Федерации и органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, договоров между органами го­сударственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Рос­сийской Федерации.

Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по за­просам судов проверяет конституционность закона, приме­ненного или подлежащего применению в конкретном деле.

В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тай­ным голосованием большинством от общего числа судей из­бирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и. судью-секретаря Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда Российской Феде­рации:

-        руководит подготовкой пленарных заседаний Конституци­онного Суда, созывает их и председательствует на них;

-        вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и засе­даниях палат;

-        представляет Конституционный Суд в отношениях с госу­дарственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявле­ниями от его имени;

-        осуществляет общее руководство аппаратом Конституци­онного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Конституци­онного Суда и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;

-        осуществляет другие полномочия в соответствии с дей­ствующим законодательством и Регламентом Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституцион­ного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Судья-секретарь Конституционного Суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституцион­ного Суда; организационно обеспечивает подготовку и проведе­ние заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения со­ответствующих органов, организаций и лиц решения, приня­тые Конституционным Судом, и информирует Конституционный Суд об их исполнении; организует информационное обеспе­чение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством и Регламентом Конститу­ционного Суда.

Председатель, заместитель председателя, судья-секретарь Конституционного Суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

В своей деятельности Конституционный Суд Российской Федерации руководствуется следующими основными принци­пами: независимость, коллегиальность, гласность, со­стязательность и равноправие сторон.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.