Рефераты. Конституционное право Российской Федерации (шпаргалка)







38. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ.

                        К. (ст. 62 п.3) "Иностранные граждане, лица без Гр. пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ, или м/н договором РФ. Закона РФ о положении ин. Гр. и лиц без Гр. нету. Есть закон 81г. "о правовом положении ин. граждан в СССР" Ин. граждане - это не граждане РФ  и имеющие док-ва своей принадлежности к Гр. иностранных гос-в. 1) Ин. гр. равны перед законом, независимо ни от чего, они обызаны соблюдать К. РФ, ее законодательство. 2) постоянно проживающие в РФ ин. гр. могут работать на общих основаниях с гр. РФ. 3) Ин. гр. имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии, собственность, образование… 4) могут вступать в профсоюзы, разл. общ. объединения… 5) Им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности, жилища 6) не обладают избират. правами. 7) не м. занимать гос. должности 8) не несут воен. обязаностей 9) допускается передвижение по терр. РФ, выбор места жительства 10) м. устанавливаться ограничения в интересах обеспечения гос. безопасности. 11) при совершении преступления в РФ подлежат ответственности на общих основаниях с гр. РФ. Эти же положения распространяются и на лиц без Гр., если иное не предусматр. законодат-вом, но они не затрагивают привелегий и иммунитетов глав и сотрудников ин. дипломатических и консульских представительств, + других лиц, установленных законодат. и м/н договорами. Конст. (ст. 63) РФ предоставляет полит. убежище в соотв. с общепризнаными нормами м/н права. Сущ. указ президента от 95г. "Положение о порядке предоставления полит. убежища в РФ". Вопросы о полит. убежище решаются президентом. Не допускается выдача лиц преследуемых за полит. убеждения и за действия не признаваемые в РФ преступлениями. За иные преступления выдача осущ. в соответствии с ФЗ и иными преступлениями

39. Понятие и форма гос. устройства РФ.

                        Гос. устройство - это присущая данному гос-ву внутр. территориальная стр-ра, его орг-ция, терр. состав, деление терр-рии данного гос-ва на территориально-государственные или нац.-гос. или адм.-территориальные части, хар-р взаимоотношения как между собой, так и с гос-вом в целом. По форме гос. устройство они м.б. унитарными, федеративными и конфедеративными. В настоящее время конфедеративной формы нет. К РФ опр-ет терр. орг-цию РФ. Ее составными частями явл-ся нац-гос. и терр-гос. образования, терр-рия ~ подразд-ся на адм.-терр. ед-цы. Основой их взаимоотношений и отношений с гос-вом явл-ся принцип федерализма

                        Историч. справка: до 1917 Россия - унитарное централиз. гос-во, после переворота 1917 - Россия являлась федерацией, построенной на базе автономии (формально). 31.03.1992 - подписан и инкорпорирован в действующую К. в кач-ве составной части федеративный договор. Этому предшествовало с 1989 (реформирование СССР и РСФСР, след-но расширение прав автономных республик, преобразование некоторых из них в суверенные республики). 1993 - принятие К РФ, в ней признается 1) Асимметричность федерации. 2) отношение S РФ и фед центра, поставленного на правовую основу. 3) Заложена идея сохранения целостности РФ в сочетании с правом нации на самоопределение. 4) Преодоление слабой гос. власти путем создания единю. сис-мы органов власти РФ и S по предметам их совместного ведения и исключит. ведения РФ.


40. Принципы гос. устройства РФ: понятие и содержание.

                        Принципы ГУ - основополаг. идеи, закрепленные в НКП, на ~ строится и функционирующая современная российская республика.

1.       Принцип приоритета прав и свобод человека на всей территории РФ.

2.       Принцип равнодействия и самоопределения и самоопределения народов в рамках РФ (но субъекты РФ не имеют права легитимно выйти из состава РФ).

3.       Построение России по смешанному национальному национально-территориальному принципу (национальное => неустойчивое, нужно территориальное).

4.       Строительство РФ как демократич., правового гос-ва.

5.       Принцип разграничения властей в РФ.

6.       Принцип равноправия субъектов РФ в их взаимоотношениях между собой и в отношениях с РФ.

7.       Принцип разнопорядковости субъекта РФ с т.з. их гос-правового статуса (республики - нац. гос-ва; автономные округа; области; края и т.д.)

8.       Принцип верховенства Фед. Конституции и ФКЗ на всей терр-рии РФ.

Юр. природа современной РФ как фед. гос-ва. В завис-ти от того, что явл-ся правовой основой функционирующего гос-ва выделяют Конституционную федерацию, договорную и смешанную. РФ явл-ся конституционно-договорной, но Конституция обладает приоритетом).


41. Конституционно-правовой статус РФ как суверенного государства.

В К. РФ в общем виде закреплен принцип гос. суверенитета совр. российского гос. ( ст. 2,3 К.) Он означает, что фед. гос. власть РФ обладает верховенством, самост. и независимостью от к-л др. властей как на тер-рии самой РФ, так и в её взаимоотн. с  зарубежными гос.. Суверенитет - это качественное состоян. гос. власти. Оно выражается через опред. "совокупность суверенных прав госуд, т.е важнейших, фундаментальных прав. Одновременно они хар-ют РФ как гос. 1) право учредит. власти, т.е. право разрабатывать, принимать свою К., вносить в неё необходимые измен., дополнения и поправки; 2) право установления системы фед. органов законодат., исполнит. и судебной власти, порядка их организации и деятельности, право принимать ф.к.з. и ф.з., осуществлять контроль за их соблюдением; 3) право иметь свое российское гражданство, приобретен. и прекращен. ~ осущ. в соотв. с ф.з.; 4) право иметь российские вооруж. силы для обеспечения и защиты гос. суверенитета РФ; 5) право иметь свой гос. язык на всей тер-рии РФ - русский язык; 6) право иметь свои символы гос суверенитета; герб, флаг, гимн и столицу. Суверенные права РФ как самост. гос. составляют ядро его компетенции. Именно через полномоч. и предметы собств. ведения (и совместного ведения с субъектами) РФ осуществляет гос. суверенитет.

42. Юрид. природа соврем. РФ как федеративного государства.

После подписан. 31 марта 92 г. федерат. договора D и юр. природа РФ. До этого РСФСР явл. формально К. федерацией, т.е отсутств. спец-е. договора, об отношен. Рос. с ее автономными образованиями или к-л. др. тер-ми частями. Они регулир. К. РСФСР, К. АССР и з-ми РФ об автономных обл. и автономных округах. После подписан. Федерат. договора РФ превратилась в К-договорную федерацию. Правовая природа Федер. договора: 1) он имеет ранг К. н-п. акта 2) согласно ст.8 этого договора, он явл. составной частью К. РФ 1978 г. 3)  D-я и дополнения в данный раздел К. РФ считались принятыми, если они одобрялись органами законодат. власти не менее чем 2/3 S РФ. Федерат. договор д.б. закрепить  перераспределен. предметов ведения и полномочий = федер. органами гос. власти и органами власти S РФ, а не наделять федерацию полномочиями по принципу делегирования их от S центру, т.е снизу вверх. Федерат. договор не определ. и систему федер. органов гос. власти. Их система, структура, порядок организации и компетенция устанавл. К. РФ. Принятие 12.12.93 г. новой К. РФ внесло некотор. коррективы в соотн. Федер. договора и К. РФ- Оставаясь действующим, Федер. договор  не включ. теперь в К. РФ в качестве её составной части. Новая К. РФ более четко определ. субординацию = ней и федерат. договором. Во 2 разделе К. РФ записано, что в случае несоотв. положен. К положений Федер. договора действуют положен. К. РФ. Но это не меняет юр. природы РФ как К-договорной федерации, т.к. федерат. договор продолжает действовать наряду с новой К. Более того, К. РФ предусмотрела возможность заключен. двухсторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий = органами гос. власти РФ и органами гос. власти S РФ.


43. Субъекты РФ : понятие и виды.

в соответствии с К. РФ в её состав на правах S входят республики (21), края (6), области (49), города федер. значен. (2), автономная обл. (1), автономные округа (10), т.о. S состав РФ включает 89 образований. Все S РФ равноправны = собой, и  во взаимоотн.  с федер. органами гос. власти. Принятие в РФ и образование в её составе нового S осуществ. в порядке, установл. ф.к.з. А D статуса существующих S,  м. произойти лишь при условии взаимного согласия РФ и соотв. S (а не всех S). Эти вопр. регулир. спец. ф.к.з. Данные положения К. РФ открывают возможность легитимного  D статуса того или иного S, но, безусловно, в рамках РФ.  S РФ не имеют права выхода из состава РФ. Указанный в К. РФ перечень S РФ свидет. о том, что К. устанавливает шесть разновидностей S РФ:  республика, край, область,  город федер. значения, автономная обл, автономный округ. В то же время Федерат. договор закрепил 3 разновидности S РФ 1) республика 2) край, область, город федерального значения 3)  автономная область, автономный округ.


44. КП статус республики в составе РФ.

В составе РФ в настояшее время находится 21 республика. Статус республики определ. К. РФ и К. самой республики. В отличие от прежней К., где статус АССР был довольно подробно расписан, нынешняя К. РФ закрепляет лишь самые общие положения, предоставляя возможность республике в своей К. сделать это исчерпывающим и детальным образом. Республика - это госуд., образованное по национ.-территориальному принципу. Ей присущи те признаки и черты, которые хар-ны для гос. 1) каждая республика имеет свою К., ~ она самост. разрабатывает и принимает. 2) каждая республика имеет свое законодат. 3) каждая республика имеет свои законодат., исполнит. и суд. органы, ~ она самост. формирует. 4) каждая республика облад. правом тер-ого верховенства, без ее согласия тер-рия республики не м.б. D 5) республики вправе устанавливать свои гос. языки. 6) республика вправе устанавливать свое гражд-во. 7) республика вправе участвовать во внешнеэкон. и иных м/н отношен., 8) каждая республика имеет свои символы: герб, флаг, столицу. Эти и др. признаки свидет. о том, что республ. как гос. обладает гос. суверенитетом. Это положение прямо не закреплено в новой К., однако Федерат. договор, К. республик прямо указывают на это. Кроме того, республики приняли Декларации о гос. суверенитете своих республик. Каждая республика в составе РФ - это национ. гос.


45. КП статус края, области, города федерального значения.

до 31 марта 1992 г. ( подписан. Федерат. договора) области, края, города федер-го значения, по действовавшей в то время. К. РФ являлись админ-территор. единиц. Этот договор, и К. РФ относят теперь эти образования к числу S РФ. =>, их  н. считать теперь не админ-территор. единицами, а территориально-гос. образованиями, построенными по территор. принципу. Статус края, обл., города федер. значен. определ. К. РФ и уставом края, области, города федер. значен. Устав - это учредит. К. акт, принимаемый законодат. (представит.) органом гос. власти соответств. края, обл., города федер. значен. Он подлежит такой же правовой защите, как и ф.з. Гос. хар-р указанных S РФ определяется также тем, что они имеют право издавать свои з-ны, их тер-рия не м.б. D без их согласия, они имеют своих представителей в федер. органах гос. власти, обладают правом законодат. инициативы в ГД ФС и т.д. В области. экон, соц. сфере, экологии, культуры и т.д. края, обл., города федер. значен. равноправны с республиками. Однако в отличие от республик этот вид S не имеет К. (ее заменяет Устав), своего гражданства, их высшее должностное лицо не м. называться президентом, а сфера законодат. регулирования (особенно по налоговым вопросам)  уже, чем у республик, они не м. устанавливать свой гос. язык и т.п. Эти и др. различ. = указанными 2 видами S РФ объясняются тем, что республики - это госуд., а края, обл., города федер. значен. таковыми не явл., хотя и обладают признаками гос. образований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.