Рефераты. Конституционное право Китайской Народной Республики






Законодательство ориентирует органы прокуратуры на связь с массами в процессе своей деятельности, изучение реаль­ных фактов. Закон КНР об организации народных прокура­тур различных ступеней 1979 г. в редакции 1983 г. рекоменду­ет прокурорам «не слишком доверяться устным показаниям», категорически запрещает получение письменных признаний по принуждению и требует «правильно различать и разре­шать противоречия между нами и нашими врагами и проти­воречия внутри народа».

В законе указывается, что, «осуществляя право прокурор­ского надзора, народные прокуратуры ведут борьбу с изменой Родине, расколом государства и другой подобной контррево­люционной деятельностью, нанося удары по контрреволюци­онным и другим преступным элементам, защищают единство страны, систему диктатуры пролетариата, социалистическую законность, поддерживают порядок в общественной, произ­водственной, трудовой, учебной жизни и в научно-исследова­тельской работе, а также порядок жизни народных масс, ох­раняют социалистическую общенародную собственность, кол­лективную собственность трудовых коллективов и законную частную собственность граждан, охраняют личные свободы, демократические и другие права граждан, обеспечивают ус­пешное осуществление социалистической модернизации».

К органам прокуратуры относятся Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры, военные прокуратуры и другие специализированные народные прокуратуры (часть первая ст. 130 Конституции). Согласно Конституции (ст. 132) Верховная народная про­куратура — высший орган прокурорского надзора. Она руко­водит работой местных и специальных народных прокуратур. Соответственно вышестоящие народные прокуратуры руково­дят работой нижестоящих.

Местные народные прокуратуры подразделяются на: 1) на­родные прокуратуры провинций, автономных областей и го­родов центрального подчинения; 2) отделения народных про­куратур провинций, автономных областей и городов централь­ного подчинения, народные прокуратуры автономных округов и городов провинциального подчинения; 3) народные прокура­туры уездов, автономных уездов, городов и городских райо­нов. Народные прокуратуры провинциального и уездного звень­ев в случае необходимости и с санкции постоянного комитета собрания народных представителей могут создавать в горно­промышленных районах, на целинных землях и в лесных рай­онах свои отделения в качестве делегированных органов.

В состав народных прокуратур различных ступеней вхо­дят: главный прокурор, заместители главного прокурора и про­куроры. Главные прокуроры единолично руководят работой народных прокуратур. Верховной народной прокуратурой ру­ководит Генеральный прокурор[11].

В Верховной народной прокуратуре по мере необходимо­сти учреждается некоторое число палат и других функцио­нальных органов. В местных народных прокуратурах различ­ных ступеней могут создаваться соответствующие канцелярии, отделы и другие функциональные органы.

В народных прокуратурах различных ступеней учрежда­ются должности помощников прокуроров и секретарей. С сан­кции главного прокурора помощник прокурора может испол­нять обязанности прокурора. Народные прокуратуры различных ступеней создают про­курорские коллегии. Прокурорские коллегии под руководством главного прокурора обсуждают и решают сложные дела и дру­гие важные вопросы. Если главный прокурор при решении важных вопросов не согласен с решением, вынесенным боль­шинством голосов, он может обратиться для решения данного вопроса в постоянный комитет собрания народных представи­телей той же ступени.

Генерального прокурора Верховной народ­ной прокуратуры избирает на должность по предложению пре­зидиума сессии и освобождает от должности в порядке, анало­гичном изложенному выше, ВСНП. Заместителя Генерального  прокурора, членов коллегии и прокуроров Верховной народной прокуратуры назначает и смещает ПК ВСНП по представлению Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры.

Главные прокуроры народных прокуратур провинций, ав­тономных областей и городов центрального подчинения и глав­ные прокуроры отделений прокуратур назначаются на долж­ность и освобождаются от должности соответствующими со­браниями народных представителей с ведома Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры, который запра­шивает санкцию ПК ВСНП. Заместители главных прокуроров, члены коллегий и прокуроры назначаются на должность и ос­вобождаются от должности постоянными комитетами этих соб­раний народных представителей по представлению главных прокуроров.

Главные прокуроры народных прокуратур автономных округов, городов провинциального подчинения, уездов, авто­номных уездов, городов и городских районов назначаются на должность и освобождаются от должности собраниями народ­ных представителей равной ступени с ведома главных проку­роров народных прокуратур вышестоящих ступеней, которые запрашивают санкции постоянных комитетов собраний народ­ных представителей соответствующей ступени. Заместители главных прокуроров, члены коллегий и прокуроры назначают­ся на должность и освобождаются от должности постоянными комитетами собраний народных представителей равной ступени по представлению соответствующих главных прокуроров. Главные прокуроры, заместители главных прокуроров, чле­ны коллегий и прокуроры народных прокуратур, образуемых провинциальными и уездными народными прокуратурами в горнопромышленных районах, на целинных землях и в лесных районах, назначаются на должность и освобождаются с долж­ности постоянными комитетами собраний народных предста­вителей равной ступени по представлению главных прокуро­ров прокуратур, образующих указанные прокуратуры. Срок полномочий главных прокуроров народных прокура­тур различных ступеней соответствует сроку полномочий собраний народных представителей равной ступени.

ВСНП, а также собрания народных представителей про­винций, автономных областей и городов центрального подчи­нения по предложению главных прокуроров прокуратур соот­ветствующих ступеней могут смещать и заменять главных прокуроров, заместителей главных прокуроров и членов про­курорских коллегий нижестоящих органов прокуратуры.

Верховная народная прокуратура ответственна  перед ВСНП и ПК ВСНП и им подотчетна. Местные народные про­куратуры ответственны перед собраниями народных представителей и постоянными комитетами собраний народных пред­ставителей соответствующей ступени и им подотчетны.


Заключение

Во введении действующей Конституции КНР, дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы является упоминание в ней о роли отдельных выдающихся личностей в истории Китая (Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина).

Конституционное регулирование внешней политики построено на тезисе: «Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира». Подчеркиваются независимость и самостоятельность внешней политики и пять ее принципов (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Во введении указывается, что Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами раз¬личных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. Рецидивом прежних подходов к внешней политике, хотя и в сильно смягченном варианте, выглядит положение о том, что Китай «решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма».

Во введении содержатся также положения о самой Конституции. При характеристике этого документа почти дословно используется марксистская трактовка социальной сущности конституции: «Настоящая Конституция в форме закона зафиксировала результаты борьбы народов Китая, определила основной строй и основные задачи государства». Конституция определяется как основной закон страны, наделенный высшей юридической силой. Указывается, что «все народы страны, все государственные органы и Вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения руководствуются положениями Конституции как основным критерием своей деятельности, ответственны за соблюдение Конституции и претворение ее в жизнь». Однако следует отметить, что реальное значение Конституции определяется не данной нормой, а особенностями социалистического государственного права КНР и в немалой мере социально-психологическими факторами.

Первая глава («Общие положения») содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, принципов национальной политики, экономической системы, функций государственных органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деления КНР. В этой же главе урегулированы основы статуса иностранцев.

Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. В этой главе имеются традиционные нормы (право на труд, на отдых, на образование и т. п.) и специфические, характерные именно для Китая и вытекающие из особенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле).

Третья глава («Государственная структура») наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.

Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») посвящена соответствующим символам государства и столице. Выделение особой главы о государственных символах и столице характерно для большинства именно социалистических конституций.

Согласно части первой ст. 64 изменения в Конституцию вносятся по предложению ПК ВСНП или 1/5 голосов депутатов ВСНП и принимаются большинством не менее 2/3 голосов всех депутатов ВСНП.

Следует, конечно, иметь в виду, что регулятивная роль Конституции, да и вообще закона в Китае относительно невелика. Для чиновника и гражданина большее значение имеют текущие административные указания, чем нормы писаного права. Судебная защита этих норм весьма ограниченна. Они представляют собой своего рода общий ориентир, отклонение от которого в текущей деятельности считается допустимым. Можно лишь надеяться, что укрепление в экономике рыночных принципов и общее повышение уровня образованности населения приведут со временем к демократизации политической системы и созданию подлинного правопорядка.


Список литературы

1.                 Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: Издательство Эксмо, 2004

2.                 Гудошников Л.М. Конституция Китайской Народной Республики в процессе исторических перемен и реформ // Проблемы дальнего востока.- М., 2002. № 3.

3.                 Делюсин Л. Политическая реформа и проблема демократии в Китае.- М., 1993.

4.                 Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность.-М.: Спарк, 1998.

5.                 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001.

6.                 Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. - М.: БЕК, 1999.

7.                 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000.



[1] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 387.

[2] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001.С.  435

[3] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 390

[4] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001. С. 437


[5] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001.С. 438


[6] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001.С. 450


[7] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 391.

[8] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001.С. 451

[9] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001.С. 452


[10] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001. С. 454

[11] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 394.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.