«Особенностью и преимуществом политической системы Китая» в официальных китайских документах называют существование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Китайская ассоциация демократического национального развития, Китайская ассоциация содействия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество «3 сентября»), Лига демократического самоуправления Тайваня.
Указанные партии организационно самостоятельны: каждая имеет свой собственный устав, выборные органы, собственную социальную базу и печатный орган. «Однако самостоятельность эта чисто формальная, поскольку все они признают руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки».[4]
В отношении этих партий проводится курс на «длительное существование и взаимный контроль, откровенное высказывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор». Основными формами взаимодействия КПК и демократических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рамках НПКСК, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фронта) и его местные органы курируют деятельность демократических партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий являются депутатами Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей, занимают руководящие посты в государственных органах, но, «как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, заместителей председателя народного правительства и т. п.».
В китайской литературе отмечается определенная активизация деятельности демократических партий после длительного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении политической власти. Фантом многопартийности придает значительное своеобразие политической системе Китая. В документах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учитывать китайскую специфику, исключающую «многопартийность и парламентаризм западного образца».
Сложившаяся «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК» официально расценивается как «особенность и преимущество политической системы Китая». В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюрализма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что «в современном Китае широкой социальной базы для оппозиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличивать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические подвижки в политической области».
В КНР актуальным является вопрос о реформе политической системы. Вопрос о необходимости демократизации общественного строя, преодоления бюрократизма и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказа от традиционного пожизненного пребывания на руководящих постах, выдвижения талантливой молодежи был поставлен еще на XIII съезде КПК. Однако известные студенческие выступления и негативный опыт ряда постсоциалистических стран привели китайское руководство к идее постепенного и поэтапного проведения политической реформы, не допуская при этом ослабления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности — как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: «В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, продолжать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эффективная»[5].
По Конституции КНР верховным органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей (ст. 57). Принцип единства власти реализуется в КНР через создание единой системы собраний народных представителей, построенной наподобие советской системы, и образующей своего рода хребет всей системы государственных органов. ВСНП представляет собой вершину этой системы.
Компетенция ВСНП в целом традиционна для социалистического представительного органа: законотворчество, включая изменение Конституции, избрание и утверждение высших должностных лиц государства (некоторых — по представлению других высших должностных лиц) и других высших органов, освобождение от должности высших должностных лиц, утверждение планов экономического и социального развития, бюджета страны и отчетов об их выполнении, решение вопросов административно-территориального устройства, вопросов войны и мира. Перечень полномочий ВСНП — открытый: в соответствии с п. 15 ст. 62 Конституции ВСНП «осуществляет другие полномочия, которые надлежит осуществлять верховному органу государственной власти». Особенности компетенции этого органа связаны с разграничением полномочий с другим органом власти — Постоянным комитетом ВСНП.
Формирование ВСНП происходит, как показано в предыдущем параграфе, путем многостепенных выборов. Согласно ст. 59 Конституции ВСНП образуется из представителей, избранных от провинций, автономных областей, городов центрального подчинения и Вооруженных сил, причем все малочисленные национальности должны иметь соответствующее число представителей. Выборы проводятся под руководством ПК ВСНП.
Срок полномочий ВСНП — пять лет (ст. 60). За два месяца до истечения этого срока следует провести выборы нового состава ВСНП, но при чрезвычайных обстоятельствах допускается их отсрочка и продление полномочий ВСНП. Для этого требуется решение не менее 2/3 всех членов ПК ВСНП. После прекращения чрезвычайных обстоятельств выборы следует провести в течение года.
Число депутатов ВСНП не должно превышать 3 тыс. человек. Это самый многочисленный представительный орган в мире, однако если рассмотреть вопрос с точки зрения соотношения численности населения и численности представительного органа, то очевидно, что для достижения, например, европейских «стандартов» представительности (если бы таковые существовали) численность этого органа следовало довести примерно до 10 тыс. человек, что представляется неразумным. В принципе существует определенная зависимость между работоспособностью и численностью органа, однако в условиях жесткой партийной дисциплины, когда решения его предопределены заранее, это значения не имеет.
ВСНП — однопалатный орган. В его структуру входят президиум сессии, комиссии, делегации от избирательных единиц. ПК ВСНП представляет собой особый высший государственный орган, который не является внутренним органом ВСНП, и поэтому мы его рассматриваем отдельно (см. п. 2 настоящего параграфа).
Президиум сессии, избираемый для каждой сессии заново, руководит заседаниями ВСНП. Согласно Регламенту Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1989 г. на первом заседании президиума «выделяются» несколько постоянных председателей президиума и несколько членов для поочередного председательствования на каждом пленарном заседании ВСНП. На сессии создается также секретариат, который выполняет поручения президиума и ведет повседневные дела сессии.
Что касается комиссий, то согласно ст. 70 Конституции ВСНП создает комиссию по делам национальностей, комиссию законодательных предположений, финансово-экономическую комиссию, комиссию по делам образования, науки, культуры и здравоохранения, комиссию по иностранным делам, комиссию по делам китайских граждан, проживающих за границей, и другие необходимые специальные комиссии. В отличие от президиума сессии они действуют в течение всего созыва, а в период между сессиями ВСНП подчиняются ПК ВСНП. Комиссии рассматривают законопроекты, проверяют административно-правовые акты и акты местных органов власти с точки зрения соответствия Конституции и законам и представляют по ним доклады, рассматривают запросы, переданные президиумом ВСНП или ПК ВСНП, и ответы на них и в необходимых случаях представляют по ним доклады, проводят расследование, изучение и вносят предложения по вопросам, относящимся к компетенции ВСНП либо ПК ВСНП.
Согласно ст. 71 Конституции ВСНП и ПК ВСНП могут создавать комиссии по расследованию определенных дел и на основании их докладов принимать соответствующие решения. Имеющие к расследуемому делу отношение государственные органы, общественные организации и граждане обязаны предоставлять этим комиссиям необходимые материалы. При этом Регламент ВСНП наделяет граждан правом требовать от комиссии сохранения в тайне источника информации.
Делегации от избирательных единиц — особенность структуры ВСНП, вытекающая из порядка формирования данного органа. Поскольку каждая избирательная единица представлена в ВСНП многими или несколькими депутатами, то они объединены в делегации, имеющие общий региональный или иной интерес. Каждая делегация выбирает руководителя делегации и его заместителя. Она может быть разделена на несколько депутатских групп во главе с ответственными за их созыв. Делегации наделены правом законодательной инициативы и некоторыми процедурными правами. Перед каждой сессией ВСНП делегации предварительно обсуждают выносимые ПК ВСНП на сессию вопросы, во время сессии рассматривают законопроекты, а также могут поручить руководителю или представителю делегации выступить с изложением позиции делегации по рассматриваемому законопроекту на заседании президиума сессии или на пленарном заседании ВСНП.
Депутаты ВСНП не являются профессиональными парламентариями, а сочетают производственную деятельность с работой в представительном органе и должны обеспечивать постоянную «связь с массами». Поэтому Закон об организации Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 г. устанавливает, что депутаты ВСНП должны поддерживать тесную связь с избравшими их органами и народными массами, могут присутствовать на сессиях избравших их собраний народных представителей, должны выслушивать мнения и требования народных масс и сообщать о них, отдавать все силы служению народу. Действительность полномочий депутатов проверяется мандатной комиссией ПК ВСНП и удостоверяется по ее докладу ПК ВСНП.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6