Рефераты. Конституционное право






В числе таких гарантий следует прежде всего указать на недопустимость вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятель­ность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной дея­тельности может быть осуществлен только судом, а авторы подобных произведений, как и ор­ганы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Гарантией права на свободу творчества в средствах массовой информации является уста­новление недопустимой цензуры - требования от редакции средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общест­венных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы ( кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым ), а равно наложения запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

С точки зрения гарантий свободы творчества важно, что согласно законодательству право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профес­сиональной, так и на непрофессиональной ( любительской ) основе. Профессиональный и не­профессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распо­ряжения результатами своего труда, поддержку государства. Согласно ст.31 Основ законода­тельства о культуре представительная, исполнительная и судебная власть в РФ выступает га­рантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности ( в том числе и творческих ра­ботников ), защищая их посредством законодательной и иной информативной деятельности, пресечения посягательств на права и свободы.

Для защиты авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность принят пакет специальных законов об охране объектов интеллектуальной собственности. К ос­новным из них следует отнести законы РФ от 23 сентября 1992 г.: Патентный закон (охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов ), Закон о товарных знаках, знаках обслужива­ния и наименовании мест происхождения товаров, Закон о правовой охране топологий инте­гральных микросхем, Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных и Закон об авторском праве и смежных правах ( 1993 г.).[18]

Для обозначения исключительных прав на все виды объектов, попадающих под действие перечисленных законов, в Конституции используется общий термин - "интеллектуальная соб­­ственность". В этой связи необходимо обратить внимание на то, что право интеллектуальной собственности не является разновидностью права собственности. Это два различных правовых института. Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на ре­зультаты интеллектуальной деятельности, т.е. на нематериальные объекты, тогда как право собственности относится к вещным правам.

Выделяются две основные группы исключительных прав в зависимости от характера объ­ектов этих прав.

Первая охватывает права "промышленной собственности" ("промышленные права"), под которыми понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, используемой в производстве, а также на охраняемые законом символы и обозначения, ис­пользуемые в торговом обороте ( товарные знаки, наименования мест происхождения товара и др. ).

Защита прав промышленной собственности основывается на системе патентной охраны, закрепляющей исключительные права за патентообладателем. Патенты РФ на изобретения и промышленные образцы, а также свидетельства на полезные модели, товарные знаки, наиме­нования мест происхождения товара выдаются в установленном законом порядке Комитетом по патентам и товарным знакам ( Роспатентом ).

Вторая группа охватывает исключительные права на объекты авторского права, которые не требуют специальной регистрации. Новое российское законодательство значительно расши­рило сферу действия авторского права. Наряду с охраной традиционных объектов (произведений науки, литературы, искусства) теперь охраняются также смежные права (исполнителей произведений, права на фонограммы, постановки, передачи эфирного и кабель­ного вещания). Система охраны произведений литературы распространяется также на про­граммы ЭВМ и базы данных.

Авторское право на результаты своего труда признается автором пожизненно и за его на­следниками в течении 50 лет после смерти автора. Патент действует 20 лет.

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществля­ется в административном либо судебном порядке в зависимости от характера спора. Жалобы заявителей на решения Роспатента об отказе в выдаче патента ( свидетельства ), а также возра­жения третьих лиц против выдачи патента ( свидетельства ) рассматриваются Апелляционной палатой Роспатента. Принятие окончательного решения по этим спорам отнесено к компетен­ции Высшей патентной палаты, которая должна действовать на основании специального за­кона. Однако, пока закон о Высшей патентной палате не принят, трудно сказать, будет ли этот судебный, квазисудебный или административный орган. Следует лишь отметить, что в соот­ветствии с этим законом патентная палата должна рассматривать и ряд других патентных спо­ров.

Споры об имущественных и личных правах патентовладельцев ( обладателей свиде­тельств ), а также авторов литературных, научных, художественных произведений и других субъектов авторского права рассматриваются судами общей юрисдикции, если это спор между гражданами, арбитражными судами, если сторонами спора выступают предприниматели, и третейским судами по желанию сторон, кроме споров, отнесенных к исключительной компе­тенции Высшей патентной палаты.


11. Право на участие в культурной жизни.

Согласно ч.2 ст.44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значи­тельной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приоб­щение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, ар­хивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Гарантией такой доступности является, в частности, установление правила о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования уста­навливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды.

Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. В этом отношении важное значение имеет законодательный запрет на то, чтобы проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов велось без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения.

Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библио­течными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.

В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере куль­туры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военно­служащих срочной службы ( ст.12, 48, 52 Основ законодательства о культуре ).

Особенно важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию любительским искусст­вом и др. Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводиться политика финансовой поддержки учреждений культуры, т.е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая на­циональную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общест­венных объединений.

Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции говориться о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-куль­турные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию ( ст.1 и 6 Закона РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры 1978 г.[19])

 

Заключение.

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социаль­ного правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если госу­дарство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными прот­иворечиями и в конце концов погибнет.

Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находиться не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно ока­зывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск о реализации та­кого права только на основе его конституционного закрепления. Причина, на мой взгляд, дос­таточно ясна: отсутствует конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для ка­ких лиц  каких - либо прямых обязанностей. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к кото­рому должно стремиться государство в своей политике. США, например, официально поддер­живает позиции, согласно которой рассматриваемые права являются пожеланиями, а не обя­­занностью.

Такой подход проявился при принятии в ООН Международных пактов о правах человека. Если  положения Пакта о гражданских правах подлежат применению немедленно и без огово­рок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить по­степенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав" ( ч.1 ст.2 ). Следовательно, реа­лизации прав ставиться в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно. Сохраняются различия в механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскими и политическими правами - Комитет по правам человека  обладает большими возможностями контроля за обеспечением гражданских и политических прав, чем Комитет по второй группе прав.

В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно боль­шого прогресса при формировании истинно демократического государства. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.



































Литература.

 

1.    Конституция Российской Федерации. Москва, Издательство " Юридиче­ская литература ", 1993 г.

2.    М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. Конституционное право Российской Фе­дерации.

3.    Комментарии к Конституции Российской Федерации. Москва, Издатель­ство " Бек ", 1994 год.

4.    Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.

5.     Ведомости Верховного Совета ( СССР, РСФСР ), Ведомости Съезда на­родных депутатов и Верховного Совета ( СССР, РСФСР ).

6.    Гражданский кодекс Российской Федерации.

7.    Кодекс законов о труде Российской Федерации.

8.    Жилищный кодекс РСФСР.

9.    Кодекс о браке и семье РСФСР.

10.      Государственное право Российской Федерации: Курс лекций. Под редак­цией академика О.Е. Кутафина. Москва, 1993 г.

11.      Права человека. Основные международные документы: Сборник. Мо­сква, Издательство " Международные отношения ", 1994 г.



[1]   ВВС. 1990. №30. Ст. 416; Ст. 418; САПП. 1991. №6. Ст. 92.

[2]   ВВС. 1991. №16. Ст. 499.

[3]   САПП. 1993. №51. Ст. 4932.

[4]   САПП. 1993. №44. Ст. 4191.

[5]   ВВС. 1991. №18. Ст. 565; №34. Ст. 1974.

[6]   ВВС. 1993. №9. Ст. 328.; № 23. Ст. 819.

[7]   ВВС. 1992. №32. Ст. 1862; 1993. №16. Ст. 551.

[8]   ВВС. 1990. №27. Ст. 351.

[9]   САПП. 1993. №50. Ст. 4864.

[10]  ВВС. 1992. №14. Ст. 713; 1993. №35. Ст. 1419.

[11]  САПП. 1992. №12. Ст. 925.

[12]  ВВС. 1991. №28. Ст. 959.

[13]  ВВС. 1993. №2. Ст. 67.

[14]  САПП. 1993. №39. Ст.3620; №51. Ст.4939.

[15]  ВВС. 1991. №27. Ст.920.

[16]  ВВС. 1992. №10. Ст.457.

[17]  ВВС. 1992. №30. Ст.1797.

[18]  ВВС. 1992. №42. Ст.2319, 2322, 2328, 2325; 1993. №32 Ст.1242.

[19]  ВВС. 1978. №51. Ст.1387; 1985. №4. Ст.117.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.