порядке вносит в Государственную Думу подлежащий ратификации
Международный договор Российской Федерации с проектом
федерального закона о его ратификации, пояснительной запиской и
другими необходимыми материалами.
В соответствии со ст.173 Регламента "Совет Государственной
Думы, исходя из содержания поступившего на рассмотрение договора,
определяет ответственный комитет по подготовке к его ратификации
Государственной Думой и направляет договор и проект федерального
закона о его ратификации с сопроводительными материалами на
заключение в соответствующий комитет. Пакет документов
одновременно направляется в Комитет Государственной Думы по
международным делам и (или) в Комитет по делам Содружества
Независимых Государств и связям с соотечественниками в
соответствии с их компетенцией.
Ответственный комитет направляет свое заключение в
Государственную Думу, а также направляются рекомендации других
комитетов, если они содержат предложение воздержаться от
ратификации или сопроводить ее оговорками. После чего
Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификации
международного договора большинством голосов от общего числа
депутатов (ст.180 Регламента).
В соответствии со ст.183 Регламента "Государственная Дума
может в случае необходимости заключать с парламентами других
государств и с международными парламентскими организациями
соглашения о межпарламентском сотрудничестве".
Статьей 191 Регламента предусмотрено, что Комитет
Государственной Думы по международным делам и Комитет по делам
СНГ и связям с соотечественниками в соответствии с их
компетенцией совместно с другими комитетами Думы по профилю их
деятельности проводя при необходимости консультации с Президентом
России по вопросам назначения и отзыва дипломатических
представителей Российской Федерации в иностранных государствах и
международных организациях.
Согласно ст.194 Государственная Дума может обращаться в
Конституционный Суд Российской Федерации: с ходатайствами по
разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации
нормативных актов Президента России, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства, конституций республик,
уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации, международных договоров, не вступивших в
силу для Российской Федерации; с запросом о толковании
Конституции Российской Федерации и по другим вопросам,
относящимся к ведению Государственной Думы, предусмотренным в
ст.125 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст.104 Конституции Российской Федерации
Государственная Дума обладает правом законодательной инициативы.
Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение:
законопроекты и поправки к ним; законодательные предложения о
разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и
федеральных законов; законопроекты о внесении изменений и
дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы
РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.
Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует
продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки
законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно
привлекают различных специалистов и соответствующие учреждения.
Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную
Думу (ст.104 ч.2 Конституции).
В соответствии с частью 3 той же статьи законопроекты о
введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске
государственных займов, об изменении финансовых обязательств
государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы,
покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в
Государственную Думу только при наличии заключения Правительства
Российской Федерации.
Процедура принятия федерального закона Государственной Думой
в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях. Во
время первого чтения обсуждаются основные положения
законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора
проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По
завершении прений депутаты приступают к принятию решения по
законопроекту с учетом всех замечаний и предложений. В случае
решения об одобрении законопроекта и продолжении работы над ним
проект передает я на обсуждение комитета, ответственного за его
подготовку. После того, как комитет вновь представит в палату
доработанный проект закона проводится его второе чтение на
пленарном заседании. На этом этапе происходит постатейное
детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьи и внесенных
депутатами поправок. Завершающей стадией является третье чтение
законопроекта, во время которого уже не разрешается вносить
никаких поправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании за или
против законопроекта в целом. Государственная Дума может принять
решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в
первом чтении. Государственная Дума может принять закон после его
обсуждения в первом чтении.
Для принятия федерального закона необходимо большинством
голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное
не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение
пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст.105
части 2 и 3 Конституции).
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат
принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового
валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной
эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров
Россий8ской Федерации; статуса и защиты государственной границы
Российской Федерации; войны и мира.
Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие
функций палат по принятию федеральных законов.
Согласно Конституции законодательная деятельность
сосредоточена преимущественно в Государственной Думе:
законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует
возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом,
принятым Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет
Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему
Государственной Думой.
Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые
Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в
течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение
четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Если Президент в течение этого срока отклонит его, то
Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривает этот
закон, если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет
одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух
третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и
депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течении
7 дней и обнародованию (ст.107 Конституции).
В России за всю историю ее государственно-правового развития
понятие "федеральный конституционный закон" впервые закреплено
Конституцией Российской Федерации 1993г.
Особая юридическая сила федеральных конституционных законов
находит свое выражение в ом, что им не должны противоречить
обычные федеральные законы. Признание за федеральными
конституционными законами принципа верховенства выражается также
в том, что, будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они,
как и принятые поправки к Конституции, не могут быть отклонены
Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение, что
возможно в отношении федеральных законов.
Конституция обязывает Президента России независимо от того,
имеются у него возражения по принятому конституционному закону
или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят
Федеральным Собранием, и обнародовать (ч.2 ст.108 Конституции).
Конституция Российской Федерации дает перечень вопросов, по
которым принимаются федеральные конституционные законы. Это
законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на
территории России или в ее отдельных местностях (ст.56 и 88); о
принятии в Российской Федерации и образовании в ее составе нового
субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса
Федерации (ст.65, 66 и 137); о государственных флаге, гербе и
гимне Российской Федерации, их описании и порядке официально о
использования (ст.70); о референдуме (ст.84); о режиме военного
положения (ст.87); об Уполномоченном по правам человека (ст.103);
о порядке деятельности Правительства Российской Федерации
(ст.114); о судебной системе РФ (ст.118); о полномочиях, порядке
образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного
Суда, высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов
(ст.128); о Конституционном Собрании (ст.135).
Федеральный конституционный закон считается принятым, если
он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего
числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 ч.2
Конституции), в то время как для принятия федеральных законов
достаточно простого большинства.
Принятый закон также в течение 14 дней подлежит подписанию и
обнародованию.
Государственная Дума в своей работе руководствуется не
только Конституцией Российской Федерации и Регламентом, но и
законами, которые позволяют осуществлять нормальное
функционирование депутатам и палате в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6