Рефераты. Экономика Японии в послевоенный период






Ценовые субсидии сохраняются только на сталь, уголь, цветные металлы, удобрение, соду. Однако и эти субсидии определяются на минимальном уровне.

Сокращение субсидий и введение единого курса иены, благодаря которому цены не только на экспортируемые, но и на другие товары могли приблизиться к мировым, способствовали нормализации цен. Отпала необходимость в единовременной стабилизации зарплаты и цен, вводе стабильных ценовых поясов (ценовых потолков), установлении паритетных цен для сельского хозяйства.

Совершился переход к системе свободных цен, связанных с ценами мирового рынка.

В целом ценовая политика была направлена на поддержание цен на возможно низком уровне. Постепенно сокращались ценовые субсидии: уменьшался круг товаров и размеры субсидий, вызывая снижение цен производителей, прекратилось субсидирование экспорта, связанное с введением единого курса; была поставлена задача добиваться “проглатывания” фирмами повышения импортных цен, не повышая при этом внутренних цен.

Принимается курс на отмену в течение 1950 г. полностью всех субсидий. Практически в 1949–1950 гг. идет массированная отмена государственных цен. Последовательность их отмены определяется с учетом соотношения спроса и предложения, а также государственных цен и цен черного рынка, затоваривания, характера товаров (предметы не первой необходимости) и других. Вводится специальная система ценообразования на импортируемые товары с учетом единого курса иены.

При существенном нарушении баланса спроса и предложения выплачиваются субсидии либо осуществляется государственный импорт товаров.

Данные показывают, что и после принятия решения о ликвидации ценовых дотаций переход к ценам, определяемым соотношением спроса и предложения, осуществляется поэтапно, административный контроль снимается постепенно.

В 1949 г. наблюдалась следующая динамика числа товарных позиции с централизованно устанавливаемыми ценами: март – 64506, август – 48700, декабрь – 30167. Прежде всего административный контроль снимался с цен на продовольственные товары, продукцию машиностроения, металлургии, химии.

Административное установление цен сохранялось на услуги связи, оплату жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергии, в торговле и основные нефтепродукты.

В этот период принимался также метод временной приостановки административного контроля за ценами на несколько месяцев по отдельным товарным позициям. Таким образом наблюдали динамику свободных цен, а затем принимали решение о возможности снятия контроля.

Динамика цен в процессе и после поэтапного снятия контроля за ценами была разнонаправленной: по отдельным товарам цены возрастали, но по большинству позиций после некоторого роста — снижались. Общее снижение индекса цен объяснялось главным образом тем, что, во-первых, в предшествующие годы правительством были предприняты значительные в основном административные меры по увеличению объемов производства; во-вторых, проводилась жесткая финансовая политика и, наконец, в-третьих, поэтапная отмена контроля цен на основе детального анализа рынка соответствующих товаров.

Японские специалисты, однако, подчеркивают, что в 1946–1948 гг. наблюдался достаточно высокий рост цен (от 40 до 70%). Это было связано в основном с тем, что осуществляя централизованный пересмотр административно контролируемых цен, правительство ориентировалось не только на складывающийся уровень себестоимости, но и в значительной мере на цены черного рынка, который получил весьма широкое развитие в этот период.

В настоящее время государственное регулирование в форме согласия (разрешения) на установление конкретных цен действует на электроэнергию, газ, отопление, воду; почтовые услуги, телекоммуникации, радио- и кабельное вещание; железнодорожные, авиационные, морские, дорожные тарифы, грузовые отправления.


















2.4 Финансовая политика

Сразу после окончания войны, с сентября 1945 г., японское правительство приняло решение о массированных кредитных вложениях в производство через все финансовые институты, было объявлено о неограниченной выплате вкладов. Цель — большие финансовые вложения для скорейшего восстановления производства. Но предприятия в условиях экономической неопределенности стали, используя полученное от государства сырье, производить товары первой необходимости и сбывать их на черном рынке, а также продавать на черном рынке и само сырье. В результате производство средств производства фактически приостановилось.

В целом увеличения производства достигнуто не было, стимулы к увеличению объемов отсутствовали, началась сильная инфляция, распространилась тенденция к прямому товарообмену между предприятиями из-за обесценения иены. Возросли социальные выплаты, с огромной быстротой росло в обороте количество банкнот Японского банка.

В феврале 1946 г. принимается программа чрезвычайных антикризисных мер:

1.     ограничение кредитов;

2.     указ о проверке собственности;

3.     административное контролирование цен и политика в этой области;

4.     система особых мер в области занятости;

5.     государственный контроль потребительских товаров.

Но время было уже упущено, и перечисленные меры оказались малорезультативными.

В июле 1946 г. принимается программа активной финансовой политики в отношении приоритетных и сверхприоритетных отраслей. Основные принципы программы:

1.     массированная поддержка ключевых отраслей: уголь, продовольствие, удобрения;

2.      активное кредитование из фонда восстановления экономики;

3.      рост производства на основе рационализации и повышения производительности;

4.     рассасывание безработицы;

5.     демократизация экономики и рост расходов на образование и культуру.

Реализация этой программы привела к быстрому нарастанию бюджетного дефицита. Нарастали трудности, обусловленные недополучением налоговых поступлений и непомерным увеличением доли займов и кредитов. В расходной части бюджета расширялись масштабы непроизводительных выплат.

К концу 1946 г. выяснилось, что инфляция усиливается, а объемы производства сокращаются. Правительственный штаб стабилизации с участием Минфина, Японского банка составили план распределения промышленных фондов на IV квартал, и кредитование велось в соответствии с этим планом.

В марте 1947 г. появились признаки углубления экономического кризиса. Причины — недопроизводство, “тройной дефицит” (семейные бюджеты, предприятия, государственный бюджет), спираль “цены — зарплата”. Японские специалисты считают, что главная слабость антикризисных программ того периода была в области денежного обращения. Чрезмерные надежды возлагались на решение проблем путем роста производства. В результате произошло “проедание” основных фондов.

Возникла острая необходимость стимулирования производства угля, стали и развития транспорта (политика сверхприоритетных отраслей). Но для этого нужно было как-то прорвать спираль “зарплата — цены”.

Субсидирование ключевых товаров сверхприоритетных базовых отраслей и поддержание низких цен на грузовые перевозки и электроэнергию не позволили сдержать инфляцию, усилился бюджетный дефицит. К концу года произошло падение уровня жизни, обострилась социальная напряженность.

В связи с этим принимаются новые правила в области кредитования: ликвидация зависимости Банка Японии от кредитов и осуществление кредитования финансовыми институтами в пределах собственных средств и свободных вкладов, установление пределов кредитования, поощрение облигаций, коммерческих векселей, блокада остатков кредитных ресурсов. Создается строгая система преференций при кредитовании предприятий.

Предпринимается попытка стабилизации денежной эмиссии: определяется ее верхний предел, строго контролируется сверхнормативная эмиссия. Однако положительного эффекта достичь не удается.

К началу 1948 г., по мнению японских специалистов, комплексной политики по финансовому оздоровлению не получилось. Наблюдалось два параллельных неупорядоченных потока: меры, связанные с впрыскиванием денег в экономику, и попытки сокращения денежной массы.

Наконец, принимается правительственная программа “10 принципов экономической стабилизации”.

1.     Увеличение производства с максимальным использованием внутренних ресурсов.

2.     Совершенствование планирования распределения контролируемых товаров.

3.     Улучшение распределения продовольствия и рост его объемов.

4.     Твердое соблюдение государственных цен, наказание нарушителей.

5.     Гибкая политика поддержания стабильности зарплаты.

6.     Осуществление плана роста налоговых поступлений, уголовное преследование за уклонение.

7.     Увеличение доходов, совершенствование налоговой системы, введение новых налоговых рычагов.

8.     Организованное уменьшение дефицита госбюджета.

9.     Совершенствование управления внешней торговлей.

10.  Продолжение жесткого администрирования в финансово-кредитной сфере.

Однако практическая реализация этой программы оказалась крайне затруднительной, так как позиции правительства были слабыми. Поэтому в сентябре 1948 г. принимаются дополнительные решения:

1.     Усилить концентрацию производства на эффективных предприятиях.

2.     Сузить сферу централизованного распределения. Из 350 централизованно распределяемых товаров группы “А” убрать 60, по продовольствию – подключить к распределению сельскохозяйственные, кооперативы и потребительские организации.

3.     Отменить государственные цены примерно на 150 товаров; с расширением частной внешней торговли устанавливать цены, на экспортируемую продукцию исходя не только из себестоимости, но и из мировых цен.

4.     Увеличить нормы распределения риса и ряда других основных продовольственных товаров, топлива; расширить круг отраслей, где работники имеют право на добавочные нормы. Гибко противостоять неоправданным повышениям зарплаты.

В 1949 г. была начата реализация линии на ускоренный переход к свободной рыночной экономике в соответствии с планом американского экономического советника Д. Доджа. Основными элементами его плана были: установление баланса государственного бюджета в кратчайший срок; временное прекращение кредитования государственными банками; резкое сокращение и быстрая ликвидация всех видов ценовых дотаций и субсидий в бюджете; введение единого, весьма жесткого курса иены (что было по существу ее девальвацией).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.