Рефераты. Экономика Японии в послевоенный период






С начала 1949 г. оккупационные власти приступили к обеспечению "плана экономической стабилизации" Японии. Возглавлял разработку плана главный советник по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск, извест­ный американский финансист, президент Банка Детройта Д. Додж. Именно им был разработан проект сбалансирован­ного государственного бюджета, предусматривавший резкое, на 62%, увеличение налогов, замену безвозвратных государ­ственных субсидий на коммерческий банковский кредит, стабилизацию заработной платы, установление государствен­ного контроля над ценами и т.д.
2.2  Демонополизация

Для японской экономики всегда была характерна высокая степень монополизации. В ней господствовали структуры, имеющие форму частных промышленно-торгово-банковских концернов во главе с холдингами (дзайбацу). В 1947 г. девять крупнейших концернов – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда», «Ниссан», «Асано», «Нисикава», «Накадзима» и «Номура» – контролировали 32,5% всего акционерного капитала Японии, а на долю 544 компаний, принадлежавшим первым четырём концернам, приходилось 24,5% выпускаемой в стране  промышленной продукции, 49,7% - финансовых операций, 60,8% - морских перевозок. Семейные конгломераты, легко обеспечивавшие сверхприбыли на монопольных ценах и замораживании зарплаты, использовавшие внеэкономические методы подавления своих конкурентов и никак не ограниченные законодательством, были мало заинтересованы в техническом обновлении аппарата (за исключением военных мощностей). Значительный технологический рост в период их господства исключался.

Решение о роспуске монополий принималось оккупационной властью в одностороннем порядке и в значительной степени диктовалось политическими соображениями.

К осени 1947 г. Комиссия по ликвидации холдингов составила список 83 компаний, из которых 42 (с 26 дочерними фирмами) были распущены. Активы концернов были оценены по балансовой стоимости в ценах 1945 г. (заведомо заниженной) и разделены на партии акций со стандартным номиналом в 50 иен. С 1947 г. по март 1950 г. их распродали: часть – по номиналу в рассрочку рабочим и служащим компаний, часть – на аукционах широкой публике (при этом 76% - по номиналу, остальные – по рыночным ценам). К 1949 г. 69% акций оказалось в личной собственности граждан и это в стране, где, в отличие от Соединенных Штатов, у населения никогда не было традиции вкладывать личные сбережения в акции.

Более трудным оказалось разделение крупнейших производственных компаний – рыночных монополистов. Однако к марту 1950 г. « большая хирургическая операция» по разукрупнению 28 японских монополистов завершилась, были заложены основы конкуренции в экономике.

Антимонопольный закон 1947 г., написанный группой специалистов из Министерства юстиции США, запрещал создание холдингов и устанавливал жесткий контроль над слияниями и поглощениями компаний. Этот закон, направленный против рыночной дискриминации и  не привычный для делового мира Японии тех лет, был встречен в штыки.

Ликвидация «дзайбацу»  на основе новых законов (наиболее важный из них – принятый в 1950 г. антимонопольный), равно как и последовавший пересмотр налоговой системы в сторону ее смягчения для демонополизированного предпринимателя на внутреннем рынке, ознаменовали начало формирования внутриконкурентной среды с равными правами и возможностями участников «рыночной игры». Началось развитие малого предпринимательства, в  котором Япония добилась поразительных результатов. Этот процесс жестко обеспечивался Министерством внешней торговли и  промышленности (МВТП) и Комиссией по справедливым сделкам. Это не означало, что был взят курс на полное размывание крупных японских предприятий, которые и сегодня по критерию объема созданного производственного аппарата воплощают основную часть национального богатства. Сохранялся принцип «трехглавости» прежних «дзайбацу» – объединение в единую координационную структуру торговли, производства и банковской деятельности. При этом доля возрожденной «девятки» (речь идет о компаниях «Мицубиси сэдзи», «Мицуи энд Буссан», «Сумитомо сэдзи», «Марубени», «Сумитомо», «Ниссо-Иваи», «Томен», «Канемацу госе» и «Никимен») в объеме промышленного производства оказалось сниженной до 25% при явном ее преобладании на внешнем рынке, где они добиваются монополии, реализуя около 60% внешнеторгового оборота страны. Кроме того, картели в Японии не запрещались, однако их деятельность подчинялась общенациональным интересам.

В общем, речь идет о состоявшемся в Японии переходе на рыночные правила регламентированной конкуренции на внутреннем рынке, одинаковые для всех ее участников (в том числе для крупных!) – правила, которые, блокируя монополистические злоупотребления, одновременно позволяют добиваться успеха только при высоком уровне экономической конкурентоспособности товара (его бездефектности, новизне, наукоемкости, сравнительно низкой цене). При этом конкуренция, несмотря на многоярусный субконтрактный принцип ее организации на мезоуровне, становится и более жесткой, и экономически гораздо более эффективной, нежели при применении обычных антимонополистических ограничений.

Антимонопольная политика, как известно, проводится во всех  развитых странах мира, причем в некоторых из них – очень давно (в США, например, - с 1890 г.). Однако в Японии эта политика, во-первых, в силу жесткого административного обеспечения правительственными органами (Комиссией по справедливым сделкам, МВТП) более последовательна и широкомасштабна. Во-вторых, она интенсивно формирует конкурентную среду малого предпринимательства. В-третьих, она глубоко проникает в сферу  непосредственного производства. В японской антимонопольной политике,  таким образом, утвердился принцип общего контроля и регулирования национальной экономики в целом, - вместо практики «наказания нарушителей», как это имеет место, например, в США.






2.3 Ценообразование

В 1945–1946 гг. наблюдаются высокие темпы инфляции: в сентябре 1945 г. по сравнению с уровнем 1934–1936 гг. оптовые цены возрастают в 3,6 раза, а в феврале 1946 г. – уже в 8,7 раза; регулируемые розничные цены – в 3 раза. Свободные цены и цены черного рынка на потребительские товары возрастают в 60–140 раз, особенно стремительно на продовольствие.

Попытки правительства в этих условиях отменить административный контроль над ценами, производством и распределением товаров первой необходимости не приводят к положительным результатам – начинается падение уровня жизни. Административный контроль восстанавливают и в феврале 1946 г. принимают указ об административном контроле над ценами. При Штабе экономической стабилизации создается Управление цен. Вводят государственные дотационные закупочные цены на рис и уголь, централизованное фондовое распределение подавляющего большинства товаров. Создаются отраслевые распределительные органы.

Во второй половине 1946 г. расширяются государственные субсидии к ценам на продовольствие.

В 1947 г. в условиях нарастания бюджетного дефицита проявляется тенденция раскручивания спирали “цены–зарплата”. В этой связи вводятся ценовые потолки (например, для 1947 г. 65-кратное превышение цен базового уровня 1934–1936 гг.). Если цены производителей продукции базовых отраслей (уголь, сталь, цветные металлы, удобрения, сода и т.п.) выходят за пределы установленного потолка, то правительство выплачивает ценовую субсидию потребителям для заинтересованности в производстве товаров базовых отраслей и обеспечения возможности потребителям других отраслей получать ресурсы по низким ценам. Таким образом предполагалось ограничить инфляцию.

Одновременно, аналогично ценам, устанавливается потолок (28-кратное превышение базового уровня) на рост заработной платы.

В результате таких мер “перегрузка” бюджета становится невыносимой и остановить “бюджетную” инфляцию оказывается невозможно. В 1947 г. правительство идет по пути существенного усиления централизации в управлении ценами:

1.      устанавливает твердые цены на уголь для основных отраслей-потребителей; вводит предельные цены на кокс, сталь, металлоизделия и ряд других изделий;

2.     производит расчет цен на промышленные товары и транспортные перевозки на основе себестоимости, исходя при этом из эффективности использования оборудования, с включением прибыли в цены лишь при повышении эффективности производства;

3.     вводит нормативную среднюю заработную плату (1800 иен в месяц);

4.     устанавливает цены на сельскохозяйственную продукцию как равновесные по отношению к продукции, закупаемой крестьянскими хозяйствами;

5.     ограничивает рост государственных цен с помощью субсидий, стимулирует рост производства для увеличения объемов распределяемой продукции;

6.     изымает доходы производящих и распределяющих компаний, возникающие в связи с пересмотром цен, и использует для поддержания новой системы цен.

Эти меры несколько замедлили инфляцию, но цены черного рынка стали расти еще быстрее. Не удалось также сдержать рост зарплаты. Нормализации в сфере обращения не получилось, политика стимулирования роста производства не давала ожидаемого эффекта. Производственные издержки фирм возросли. Государственные цены не позволяли нормально восстанавливать оборудование, закупать сырье, выплачивать зарплату. Вновь усилился спад производства: уменьшилось количество товаров, производимых по государственным ценам.

В июне 1948 г. предпринят пересмотр цен. Задачи — оздоровление финансов; индексация зарплаты и поднятие государственных цен. В этой связи на 70 % повышаются цены потребителей на продукцию базовых отраслей с высоким уровнем производственных издержек. Осуществляется разноуровневое повышение государственных цен для выравнивания ценовых пропорций. Выделяется 43 млрд иен для погашения разницы в ценах. Методология их определения в основном сохраняется прежней, пытаются учесть качество и мировой уровень цен. Предпринимаются меры по сдерживанию роста зарплаты. Упор делается на увеличение производства продовольствия, угля, других товаров первой необходимости, их административное распределение, оздоровление финансов. Предполагается усилить общий контроль за ценами и при необходимости расширить его сферу.

Однако уже в сентябре 1948 г. в соответствии с планом выхода из кризиса американского экономического советника Д. Доджа курс в области ценообразования круто изменился — были отменены государственные цены примерно на 150 товаров.

С 1949 г. проводится новая ценовая политика.

Резкое сокращение ценовых субсидий и дефицитного финансирования, отказ от себестоимости как основы ценообразования.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.