Рефераты. Рынок ценных бумаг. Валютный рынок






совмещения с другими видами деятельности установлена Федеральным законом,

актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг…)». Это обязательное

условие для получения соответствующей лицензии противоречит здравому смыслу

в случае распространения этих правил лицензирования на эмитентов,

осуществляющих профессиональную деятельность по ведению реестра владельцев

им же эмитированных ценных бумаг.

Деятельностью по организации торговли на РЦБ согласно ч. 1 ст. 9

Федерального закона признается предоставление услуг, непосредственно

способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами

между участниками РЦБ. Подвидом деятельности по организации торговли на РЦБ

является деятельность в качестве фондовой биржи.

Смыслом деятельности в качестве организатора торговли на РЦБ является

содействие участникам РЦБ в организации оборота ценных бумаг по

определенным правилам, позволяющим принимать наиболее квалифицированные

решения.

2.2. Лицензирование профессиональной деятельности и совмещение их видов

Организационной предпосылкой осуществления профессиональной

деятельности на РЦБ является получение соответствующей лицензии. Согласно

ч.1 ст.39 Федерального закона все виды профессиональной деятельности на

РЦБ, указанные в главе 2 Федерального закона, осуществляются на основании

специального разрешения – лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по

рынку ценных бумаг (далее – ФКЦБ) или уполномоченными ею органами на

основании генеральной лицензии. Деятельность профессиональных участников

РЦБ лицензируется тремя видами лицензий (ч.4 ст. 39 Федерального закона):

лицензией профессионального участника РЦБ;

лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра;

лицензией фондовой биржи.

В России существует единый орган, регулирующий осуществление

профессиональной деятельности на РЦБ, - ФКЦБ, которая ''разрабатывает и

утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной

деятельности с ценными бумагами'' (п.3 ст.42 Федерального закона) и

''устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов

деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или

анализирует указанные лицензии в случае нарушения требований

законодательства РФ о ценных бумагах'' (п.6 ст.42 Федерального закона).

Нормативные акты иных государственных органов, касающиеся статуса

профессиональных участников фондового рынка в целом, должны носить

дополнительный характер по отношению к нормативным актам ФКЦБ, принятым в

пределах ее компетенции.

Вопросам приостановления действия лицензий и аннулирования лицензий

посвящено утвержденное постановлением ФКЦБ от 23ноября 1998г. №52 Положение

о порядке приостановления и аннулирования лицензий на осуществление

профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

При рассмотрении вопроса о профессиональной деятельности на РЦБ одним

из наиболее существенных моментов является возможность совмещения видов

профессиональной деятельности между собой и иными видами деятельности, не

связанными с ценными бумагами.

В ст. 10 Федерального закона говорится лишь о совмещении видов

профессиональной деятельности на РЦБ между собой.

Положения о порядке лицензирования различных видов профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации содержатся нормы о

возможности совмещения профессиональной деятельности на РЦБ с иными видами

деятельности.

Так, брокерскую деятельность и деятельность по управлению ценными

бумагами можно совмещать с совершением на рынке ценных бумаг фьючерсных,

опционных и иных срочных сделок. Деятельность по доверительному управлению

ценными бумагами может совмещаться с деятельностью по доверительному

управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, управлению активами

негосударственных пенсионных фондов и/или деятельностью по управлению

инвестиционными фондами. Совмещение профессиональной деятельности на РЦБ с

иными видами предпринимательской деятельности, не предусмотренное

законодательством РФ и Положением, не допускается.

Существуют также специальные правила относительно совмещения

некоторых видов профессиональной деятельности на РЦБ, а также этих видов

деятельности с некоторыми банковскими операциями. Эти правила предусмотрены

Положением об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской

деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами

с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и расчетному

обслуживанию (утверждено ФКЦБ, ЦБР от 20, 22 января 1998 г. № 3, 16-П1). В

п. 2 этого документа сказано, что профессиональный участник РЦБ, который

совмещает на основании соответствующей лицензии депозитарную деятельность

на РЦБ и/или клиринговую деятельность на РЦБ с брокерской деятельностью на

РЦБ, или дилерской деятельностью на РЦБ, или с деятельностью по

доверительному управлению ценными бумагами, с 1 июня 1998 г. не может

выполнять операции:

- расчетного депозитария, то есть организовать централизованное

депозитарное обслуживание сделок с ценными бумагами, заключаемых между

профессиональными участниками РЦБ на фондовых биржах или у других

организаторов торговли на РЦБ, осуществлять переводы ценных бумаг по

депозитарным счетам профессиональных участников РЦБ по итогам таких сделок;

- клирингового центра, то есть организовывать централизованный

клиринг обязательств между профессиональными участниками РЦБ, вытекающих из

указанных выше сделок;

- расчетного центра (относится к кредитным организациям), то есть

организовать централизованные денежные расчеты (переводы) между

профессиональными участниками РЦБ по итогам указанных выше сделок.

Согласно п. 3 Положения профессиональным участникам РЦБ,

осуществляющим функции расчетных депозитариев, клиринговых центров по

сделкам с ценными бумагами, до указанного в п. 2 Положения срока надлежит

прекратить осуществление брокерской деятельности на РЦБ, дилерской

деятельности на РЦБ, а также деятельности по доверительному управлению

ценными бумагами (с соответствующей заменой лицензий профессионального

участника РЦБ) либо передать функции расчетного депозитария иным

депозитариям, не являющимся брокерами, дилерами или доверительными

управляющими на РЦБ, функции расчетного центра (относится к кредитным

организациям) – в расчетные небанковские кредитные организации, функции

клирингового центра – организациям, имеющим право осуществлять клиринговую

деятельность, но не являющимся брокерами, дилерами или доверительными

управляющими на РЦБ. Пункты 4 и 5 Положения содержат некоторые правила

относительно совершения профессиональными участниками РЦБ и кредитными

организациями отдельных операций с определенными ценными бумагами

(выпущенными зависимыми от них организациями).

Поскольку рассмотрение вопросов о совершении сделок и переходе прав

на ценные бумаги есть предмет изучения гражданского права, подробно эти

вопросы в рамках данного курса рассматриваться не будут.

ГЛАВА III

Валютный рынок, его основные субъекы и правовое регулирование

Существующая система нормативно-правовых актов представляет собой

юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное

функциональное значение. Во-первых, он выполняет статическую функцию,

закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему

присуща динамическая функция, то есть создание предпосылок для дальнейшего

развития и трансформации данного комплекса, его эволюционирования и

изменения. Следует подчеркнуть, что вне рамок существующей системы

нормативно-правовых актов невозможно говорить о механизме регулирования

валютных отношений в любом государстве. В научной литературе упомянутая

система получила название «валютное законодательство». Этот термин в

широком смысле охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные

акты нормативного характера (постановления правительства, указы президента,

инструкции Центрального банка РФ и т.д.)

Основным нормативным актом валютного законодательства является Закон

РФ от 9 сентября 1992 года «О валютном регулировании и валютном контроле.

Несмотря на всю значимость этого Закона для урегулирования валютных

отношений в России, нельзя не отметить тот факт, что практически он не

выступает как нормативный акт прямого действия. В пятнадцати статьях Закона

содержится 20 бланкетных норм, то есть норм, отсылающих к другим

нормативным актам, и на практике им почти невозможно руководствоваться.

Характерно, что 17 из 20 бланкетных норм заключены в 8 статьях раздела II.

Из этого следует вывод: валютное регулирование реально осуществляется не с

помощью прямых норм Закона, а путем принятия многочисленных актов другими

государственными органами, главным образом Центральным банком РФ. Вместе с

тем необходимо еще раз отметить те важные моменты, которые нашли отражение

в тексте Закона: введена новая статья «Защита валюты Российской Федерации»,

установившая, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ без

ограничений (ст. 2); подтверждено право собственности резидентов и

нерезидентов на валютные ценности в РФ и установлен принцип его

государственной защиты (ст.3); четко определены органы валютного контроля –

Центральный банк и Правительство РФ и введен новый институт «агентов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.