Роль Гос. Регулирования в экономике. В инвестиционной политике и соц.
Экономическом развитии региона.
Во всех развитых странах мира государство играет важную роль в развитии
экономики. В руках правирельства сосредоточены различные рычаги управления
экономикой. Это и законодательная власть и фискальные способы управления и
таможенная политика. Но не менее важной стороной воздействия и развития
экономики является инвестиционная политика государства. От того на сколько
грамотно и правилино пользуется правительство набором всех инструментов,
зависит успешное развитие экономики.
Инвестиционную политику можно выделить в отдельно т.к. это очень
сложное направление работы. Инвестиции требую огромного количества средств,
не приносят быстрых резуьтатов. Но именно они являются основой экономики.
Все без исключения государства заинтересованы в привлечении средств в свою
экономику. Для этого создаются серьезные гос. Программы.
Инвесторы крайне чутко реагирую на экономическую сируацию в регионе и
не стремятся рисковать своим капиталом. Россия относится к странам
повышенного риска по многим причинам.
Далее мною рассматриваются шаги предпринимаемые правительством России
по созданию инвестиционной политики.
В августе 1995 года Правительство РФ после нескольких месяцев
интенсивных обсуждении и согласовании одобрило Комплексную программу
стимулирования отечественных и иностранных инвестиции в экономику России.
Своевременность принятия этого документа в обстановке системного
экономического кризиса оченидна. Непосредственная причина, по которой
Минэкономики РФ по поручению Правительства России подготовило очередную
такого рода программу,—одновременное общее падение инвестиций (за 1992—1994
гг. — на 60% при сокращении доли бюджетных инвестиции к началу 1995 г. до
30%) и столь же неуклонное снижение эффективности капитальных вложений.
Согласно оперативной информации Госкомстата РФ о социально-экономическом
положении страны в январе—июле 1995 г., капитальные вложения за счет всех
источников финансирования составили 95 трлн.py6., или 82%- к
соответствующему периоду 1994 г. В непроизводственную сферу бьпо направлено
45% этих средств, что подтверждает проявившуюся в последние годы тенденцию
уменьшения доли производственных инвестиций. Финансирование капитальных
вложений из бюджетов всех уровней колеблется в пределах 23%, усугубляя
критическое положение в инвестиционной сфере.
На встрече Президента РФ с представителями российских банков 31 августа
1995 г. прозвучал призыв к банкирам относительно предоставления
промышленности долгосрочных инвестиционных кредитов. При этом подобному
виду деятельности банков была обещана многообразная государственная
поддержка. Отмечалось, что Россия не может превратиться в страну,
развивающую лишь сырьевые отрасли, а значит, в нынешней ситуации острого
дефицита инвесторесурсов необходимо тесное взаимодействие государства и
банков для финансового обеспечения тех секторов экономики, которые
располагают высокими технологиями и имеют конкурентные преимущества на
мировых рынках.
Что же предлагает Комплексная программа для выхода страны из
инвестиционного кризиса?
Одна из главных изначально заложенных в ней концептуальных посылок —
единый в принципе режим деятельности для российских и иностранных
инвесторов. Россия, таким образом, последовала примеру многих стран,
заинтересованных в активности иностранных инвесторов, предоставив последним
условия, в целом одинаковые с инвесторами отечественными (это, впрочем, не
означает исключения возможности в тех или иных конкретных случаях
устанавливать несколько более жесткие нормативные параметры хозяйствования
либо, напротив, предоставлять определенные льготы иностранному капиталу,
работающему на незнакомом рынке в обстановке повышенного риска).
1. Главная цель Программы состоит в создании условий, обеспечивающих
увеличение потока отечественных и иностранных инвестиций в экономику и
повышение эффективности их использования. Ключевое из этих условий —
кардинальное улучшение в России инвестиционного климата, пока
остающегося неблагоприятным. За целевой норматив по привлечению
иностранных капиталовложений возможностей мировою рынка капиталов и
наличия острой конкуренции между странами (в том числе «ближнего
зарубежья») задача более чем сложная.
Контроль за реализацией Программы и функции координации соответствующих
шагов федеральных органов исполнительной власти возложены на главного
разработчика документа — Минэкономики РФ.
2. Общая характеристика мер по улучшению инвестиционного климата. Ряд
таких мер, касающихся отечественных и иностранных инвесторов, Правительство
РФ в 1994— 1995 гг. уже приняло (льготы по налогообложению прибыли для
коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от НДС и
от спецналога затратив импортируемое технологическое оборудование и
запасные части к нему, а также кредитов в иностранной валюте, полученных
налогоплательщиками от зарубежных банков и кредитных учреждений; отмена
ограничений на количество расчетных и бюджетных счетов предприятий,
учреждений и организаций в банках и иных кредитных институтах; и др.). Эту
работу в 1995—1997 гг. предстоит продолжить по комплексу взаимоувязанных
экономических, правовых, организационных и информационных направлении.
Среди них приоритетны следующие: обеспечение защищенности личности и
собственности инвесторов; совершенствование соответствующей правовой базы в
финансовом, валютном, налоговом, тарифном или нетарифном регулировании,
стабилизация соответствующих сфер законодательства; создание системы
гарантирования и страхования иностранных инвестиций, механизма залоговых
операций в связи с этими, а также с частными отечественными инвестициями;
•разграничение компетенции федеральных и региональных органов в решении
вопросов регулирования инвестиций, устранение дублирования со стороны
различных ведомств; и др.
Многие из перечисленных проблем находятся «на слуху несколько лет, не
получая разрешения на практике. Не случайно в качестве исходной в
официальном документе подобного уровня определена задача защиты личности и
собственности инвестора.
3. Развитие правовой базы инвестиционного процесса. В Программе особо
отмечен факт неоправданного затягивания разработки совершенной правовой
базы инвестирования. В этом смысле нам следовало бы брать пример с Китая,
где эффективная система правового регулирования иностранных инвестиции была
создана в весьма сжатые сроки. Разработка данной системы началась там и
1978 г. в качестве существенной составляющей реформы, а к началу 90-х годов
было принято уже свыше 200 законодательных актов в области
внешнеэкономической деятельности, на основе которых инвестиционный климат
в КНР ныне более чем на 75% cootветctbуеt мировым стандартам.
В начале июня 1995 года Правительство РФ внесло и Государственную Думу
проект Федерального закона «О внесении измененийний и дополнении в Закон РФ
«О иностранных инвестициях в РСФСР", а в августе проект Федерального закона
«О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными
инвесторами».
Государственной Думои, далее, принят и дважды (в июле 1995о года)
напряженно обсуждался в Совете Федерации проект Федерального закона «О
соглашениях о разделе продукции». Большинство участников обсуждения
признали необходимость выхода такого закона для активизации иностранных и
отечественных инвесторе в. Однако обнаруживались и серьезные разногласня
Пакет нормативных документов, регламентирующих инвестиционную
деятельность, в ближайшее время пополнится: Министерство экономики РФ
подготовило проекты как президентского указа «Об использовании амортизации
для инвестиционного обеспечения структурной перестройки экономики», так и
правительственных постановлений «О дополнительном стимулировании частных
инвестиции» и «О мерах по созданию системы страховой защиты имущественных
интересов инвесторов в РФ».
4. Региональная инвестиционная политика. В сегодняшних условиях она
должна нацеливаться на поддержку ведущих предприятий регионов, структурную
перестройку экономики последних и максимальное использование их природного,
кадрового и производственного потенциалов.
В ходе подготовки Программы Минэкономики РФ провело совещание с
субъектами Федерации и заинтересованными федеральными органами управления и
согласовало с ними план мероприятий по стимулированию притока в регионы
иностранного капитала. Органам исполнительной власти субъектов РФ
предложено разработать собственные программы привлечения российских и
иностранных инвестиций, скоординировать их с долгосрочными программами
развития соответствующих территорий. За счет внутренних возможностей
местным органам власти рекомендовано устанавливать льготный налоговый режим
для тех использующих иностранный капитал предприятий и проектов, которые
способствуют решению крупных внутрирегиональных проблем (одно из возможных
направлений льготирования — снижение уровня коммунальных и арендных
платежей ).
Оценивая региональное направление Программы, приходится констатировать,
что соответствующие положения, во-первых, носят чисто рекомеидательиыи
характер,
Главный акцент в условиях острого дефицита государственных средств и
традиционно низкой эффективности их использования делается на конкурсное
Страницы: 1, 2, 3, 4