Рефераты. Лизинговые отношения в РФ






контрактной цены. Это означает, что лизинговая компания при проектировании

лизинговой сделки потребует обеспечения на 90-95 процентов.

Таким образом, в схеме предоставления гарантий каждый участник принимает на

себя обоснованные риски в размере от 5 до 25 процентов и на этом

соответствующим образом зарабатывает.

Разработку схем предоставления гарантий; учитывающих все условия сделок по

международному лизингу с обоснованием интересов сторон, должна осуществлять

специализированная структура.

Как правило, предприятие-лизингополучатель не может заниматься организацией

всего процесса. Не будет проводить такую работу и западная лизинговая

компания, не зная достаточно хорошо экономических и правовых условий

взаимоотношений всех участников процесса на российском внутреннем рынке.

Несомненно, этим должны заниматься специализированные подразделения

российских лизинговых компаний либо специализированные консалтинговые

компании.

Значительный эффект дает объединение на акционерной основе интересов

различных хозяйствующих субъектов: небольшой группы (3-5) неконкурирующих

поставщиков оборудования (их интерес состоит в получении заказов и продаже

оборудования); потребителей этого оборудования (лизингополучателей);

российских и западных банков, страховщиков и лизинговых компаний.

В настоящее время подобные схемы частично реализуются на практике:

например, в лизинговом проекте Инкомбанка, Токобанка.

Можно достичь общего соотношения привлекаемых и собственных средств в

пропорции как минимум три к одному. Причем это очень незначительный

коэффициент. В проектах Международной финансовой корпорации эта пропорция

составляет двадцать к одному.

По-видимому, наиболее приемлемым стал бы вариант, при котором участниками с

российской стороны были бы структуры, входящие в крупные финансово-

промышленные группы. Как правило, там аккумулируется потенциал и

производителей, и банковского капитала, и страховщиков.

Гарантии государства.

Гарантии государства имеют определяющее значение. Однако рассчитывать на

значительное расширение практики предоставления гарантий со стороны

государства нельзя. Оно не может и не должно предоставлять гарантии по

большинству лизинговых проектов. В лучшем случае следует ожидать частичного

участия государства.

В июле 1995 года на конференции, проводившейся Московской лизинговой

компанией, говорилось о необходимости создания структуры, занимающейся не

вспомоществованием отдельных лизингодателей, а предоставляющей гарантии для

лизинговых операций.

Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 года "О первоочередных мерах

государственной поддержки малого предпринимательства в Российской

Федерации" частично дает такую возможность.

Статистика нарушения финансовых обязательств как по кредитным, так и по

лизинговым операциям внутри России или при международных сделках мало

известна.

У Московской лизинговой компании, созданной Правительством Москвы и

специализирующейся на лизинге для малого предпринимательства, за два года

работы потерь, связанных с возвратом лизинговых платежей

лизингополучателями, не было вообще и только в 5 процентах случаев

происходили задержки по оплате. Такие показатели свидетельствуют о высоком

уровне предварительной юридической проработки лизинговых проектов и умении

оперативно оказывать помощь лизингополучателям в ходе реализации проектов.

Крайне важно правильно и обоснованно сформулировать требования,

предъявляемые российскими и западными лизинговыми компаниями к гарантийному

обеспечению.

Основная гарантийная нагрузка ложится на банки, страховые компании,

лизингополучателей и лизингодателей, производителей оборудования.

Когда Инкомбанк проектировал создание лизинговой компании Инкомлизинг, при

формировании портфеля заказов он столкнулся с тем, что большинство видов

оборудования с точки зрения юридических и технологических требований,

предъявляемых западными лизинговыми компаниями, не являются лизингуемыми. В

случае прекращения лизинговых платежей собственник оборудования не имеет

возможности его демонтировать и сдать в лизинг другому лизингополучателю.

Это обстоятельство - одна из основных причин того, что лизинговые компании

и банки, их кредитующие, очень редко рассматривают свою собственность -

объект лизинга как залоговое обеспечение лизинговой сделки.

На Международной конференции по развитию лизинга в России, состоявшейся по

решению Правительства РФ в мае 1996 года, президент Европейской ассоциации

лизинговых компаний Марк Байерт обратил внимание российских лизингодателей

на то, что на Западе наилучшее обеспечение - это право собственности.

Некоторые российские лизинговые компании рассматривают до 16 видов

гарантийных обеспечений:

банковская гарантия (контргарантия) и/или векселя приемлемых банков;

векселя предприятия, авалированные надежными российскими банками;

векселя крупных бюджетных организаций и предприятий;

фонды в покрытие гарантий лизинговых платежей; поручительство солидных

компаний; залог ценных бумаг; залог ликвидного товара в обороте; залог

недвижимости;

гарантия обратного выкупа имущества поставщиком; подтвержденные в

уполномоченных банках форвардные контракты на поставку готовой продукции в

объемах не менее и по цене не более определенных на момент заключения

соответствующих договоров; РЕПО ликвидных акций;

экспортная выручка по контрактам с экспортерами в уполномоченном банке;

залог прочего имущества и активов; подтвержденные гарантии государственных

и муниципальных фондов с лимитами в уполномоченных банках;

стоимость оборудования, предоставляемого в лизинг (может рассматриваться

как частичное покрытие);

открытие целевых счетов в банке в покрытие гарантии лизинговых платежей

(эти счета разблокируются по мере погашения задолженности по лизинговому

договору или частично засчитываются в платеж).

Однако значительное количество из перечисленных гарантий не имеет ценности

для иностранных лизингодателей. Они не могут их реализовать, а потому

большинство из этих гарантий являются для них неликвидными.

Гарантии для иностранных лизингодателей

Вот гарантийные условия, предъявляемые, к примеру, германской лизинговой

компанией к российскому лизингополучателю:

1. Российское предприятие заключает нерасторжимые контракты по экспорту

произведенной продукции с западными покупателями на период, сопоставимый с

продолжительностью лизингового соглашения.

2. В случае, если эти контракты гарантируют лизингополучателю поступление

фиксированных объемов платежей, предпочтительно в DM, следует:

переуступить свои соответствующие платежные требования по этим контрактам

лизинговой компании;

позаботиться, чтобы покупатели продукции лизингополучателя перечисляли

средства на счет в западном банке, где минимальное предварительное

количество средств должно оставаться постоянно;

давать указания банку выплачивать лизинговые платежи лизинговой компании,

когда наступает срок; до начала действия лизингового соглашения перечислить

на счет в распоряжение лизинговой компании равную двум лизинговым платежам

сумму, которая будет служить обеспечением. Зачет этой суммы как лизингового

платежа может производиться одновременно с последними двумя выплатами по

лизинговому соглашению (при условии, что выплата предыдущих платежей

осуществлена надлежащим образом).

Страхование

Важным мероприятием является страхование. Мировой опыт хозяйственно-

правовых отношений свидетельствует, что при заключении лизинговых

соглашений лизингополучатель принимает на себя обязанность застраховать

транспортировку получаемого в лизинг оборудования, его монтаж и

пусконаладочные работы, имущественные риски.

Страхование риска лизингодателя на случай невозможности возврата своего

имущества и страхование риска дефолта лизингополучателя - эти требования

становятся обычной практикой при лизинговом финансировании в России.

Несколько российских страховых компаний предлагают страхование указанных

рисков, подкрепленное перестрахованием в различных евро пейских страховых

компаниях. Ведущие национальные и международные лизинговые компании,

работающие в России, полагают, что существуют вполне реальные решения

большинства проблем, с которыми они могут столкнуться. Во избежание явных

рисков эти компании соблюдают приоритет своих утвержденных критериев при

отборе предполагаемых сделок.

Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, установлена и

Оттавской конвенцией, регулирующей взаимоотношения партнеров по

международному финансовому лизингу.

Для отечественного страхового рынка эти виды страхования традиционны и

проблем, как правило, не возникает. Единственное, что может усложнить

решение вопросов, - значительная стоимость поставляемого полизингу

оборудования, когда может потребоваться механизм перестрахования. В таком

случае российская страховая компания принимает на себя, к примеру, 10-15

процентов общего объема страховой суммы, а оставшуюся большую часть

передает на условиях облигаторного или факультативного страхования более

крупному страховщику или формирует страховой пул из нескольких компаний.

Чаще всего к механизму перестрахования прибегают при поставках зарубежного

оборудования полизингу, когда его стоимость составляет многие миллионы

долларов и при этом имеется требование западного партнера на участие в

сделке солидной западной страховой компании. Наиболее развита схема

перестрахования между российскими и германскими страховщиками.

Опыт взаимодействия слизинговыми фирмами Франции, Италии, Австрии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.