МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пермский государственный университет
Кафедра финансов, кредита
и биржевого дела
Лизинг: сущность, перспективы развития
Курсовая работа студентки
II курса дневного отделения
экономического факультета
специальности «ФК-2»
М. В. Килиной __________
Научный руководитель:
кандидат экономических наук
доцент М. Ю. Молчанова_________
Пермь 2002
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Сущность лизинга……………………………………………… ……………...5
1. История и причины развития лизинга……………………………………..5
2. Понятие и значение лизинга………………………………………………..8
3. Формы и виды лизинга…………………………………………………….11
4. Объекты и субъекты лизинга……………………………………………...14
5. Правовые нормы лизинговых отношений………………………………..17
2. Рынок лизинга в России……………………………………………………….23
1. Состояние и проблемы на современном этапе……………….……….….23
2. Меры государственной поддержки……………………………………….27
3. Перспективы развития……………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Глубокие преобразования, происходящие в мировой экономике, требования,
предъявляемые научно-техническим прогрессом к замене основных фондов, а
так же необходимость более эффективного использования финансовых ресурсов
потребовали новых методов обновления материально-технической базы. Одним
из таких нетрадиционных и достаточно эффективных в последние десятилетия
инвестиционных инструментов стал лизинг.
В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко
возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки аэроплана,
компьютера, реактора или спутника компания может взять его в лизинг. Авиа-
и железнодорожные компании берут в лизинг огромное количество
оборудования, многие компании и мотели берут в лизинг свое имущество, а
различные магазины - здания и склады. Даже предприятия коммунальных услуг
обратились к лизингу, т. к. для них все труднее становится брать деньги
в кредит.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового
рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка
оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего
оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность
запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем может
быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и
инвестиционных операций.
Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых
услуг в России весьма молод и не освоен. Во-вторых, лизинг, по мнению
автора, является весьма перспективным направлением для работы.
Долголетний опыт использования лизингового механизма в
предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать
вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в
России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами
и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма.
И, наконец, в-третьих, автор уверен, что с помощью лизинга реально могут
быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев
российской экономики.
Понимание термина "лизинг" предлагается в работах известных авторов.
Считается, что термин "лизинг" следует трактовать шире, чем понятия
"финансирование аренды", "кредит - аренда" или "операции по
финансированию аренды". Такой подход обусловлен точным переводом
английского слова leasе как аренда. Получается, что под термином "лизинг"
может пониматься не только финансовая аренда, но и другие арендные
отношения.
Использование лизинга предпочтительно по ряду причин. Он даёт
возможность использовать в производстве наиболее передовую технику, не
оплачивая её полной цены; повышать уровень квалификации работников,
работающих на этой технике. В условиях перехода к рыночной экономике в
нашей стране резко возрастает необходимость использования лизинга, об
этом свидетельствует интенсивное развитие арендных коллективов.
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление
его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а
также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом
проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в
нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других
странах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка
проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг,
позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося
рынка лизинговых услуг.
Для того чтобы изложение данной работы было наиболее связанным и
последовательным движение в ней осуществляется как бы от общего к
частному, что позволяет привести работу в систему, трансформируя данный
процесс на более простые. Работа состоит из двух основных разделов:
рассмотрение сущности лизинга, а также рынка лизинга в Российской
Федерации. Для лучшего восприятия каждая глава разбивается на отдельные
части, которые включают в себя такие вопросы как понятие и виды лизинга,
история его развития, правовые нормы, состояние лизинга в России на
современном этапе и перспективы его развития.
В ходе работы изучалась литература отечественных и зарубежных авторов,
статьи экономических журналов, а также законы и нормативные акты,
регламентирующие деятельность лизинга.
1. сущность лизинга
1.1.ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА
Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые
сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа
европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются
примерно 2000 годом до н. э. Однако древние документы не ограничивают
сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда
существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких
сведений об этом.
Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате
«Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном
около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был
известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько
положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э.
Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они
нашли своё отражение в институциях Юстиниана.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease –
брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с
операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г.
приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в
аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали
основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско
американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким
образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского.
В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг
через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising
GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе.
В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции
для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом
перевооружении производства.
В 80- е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники.
Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговых
обществ»; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции
путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними
рисков.
В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце
50 - начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного лизингового
бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, утрежденная в
1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось
неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и
налогового законодательства.
С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском
континенте.
В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг
сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа - Япония». В Западной
Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные
лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или
считаются их дочерними обществами.
Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от
финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего
комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название
комплексного лизинга.
По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России
лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и
лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими
внешнеторговыми организациями, прежде всего , как одна из форм
приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные
универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-
строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также
ремонтные мастерские, самолета, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8