Рефераты. Исторический опыт привлечения иностранного капитала






В частности соглашения изменили свою тематическую направленность. Были

подняты такие вопросы, как: взаимная защита и взаимное поощрение

капиталовложений, программы сотрудничества в области обучения кадров для

экономической деятельности, сотрудничество в области научно-технических

исследований, цифровых технологий и технологий вычислительной техники,

трудовых отношений, занятости и профсоюзной поддержке[9].

Определенное развитие со второй половины 70-х гг. получило

сотрудничество с французскими фирмами на компенсационной основе, то есть

привлечение их к поставкам в СССР оборудования, техники, документации и

лицензий для строительства промышленных предприятий на условиях

кредитования с последующим его погашением полностью или частично путем

реализации продукции этих предприятий. На подобной основе во Франции были

закуплены заводы по производству аммиака, пара- и ортоксилола, бензола,

стирола и полистирола, глинозема. Однако подобное сотрудничество

сталкивается с рядом серьезных проблем. В рамках двустороннего

экономического сотрудничества ведутся поиски решения данной проблемы.

В 1990 году начался процесс реформирования советско-французских

отношений в соответствии с изменившимися экономическими, политическими и

социальными условиями. Этот процесс носил во многом однобокий характер, но

все же, в какой- то мере соответствовал необходимому уровню.

Глава III. Иностранные инвестиции в российской экономике в 1987-1996 гг.

Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в

отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 году

были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании

совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами,

которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в

российскую экономику. Важнейшим законодательным актом, и по сей день

регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый

в 1991 году закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Главным результатом

принятия этого закона стало предоставление предприятиям с иностранными

инвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуются

на территории страны равными юридическими правами и несут равные

обязанности с чисто российскими предприятиями (за исключением деятельности

в некоторых стратегических отраслях экономики). Процесс массовой

приватизации в России в 1992-94 годах, стремительное развитие российского

рынка ценных бумаг и создание его нормативной базы впервые в отечественной

истории создали предпосылки для развития зарубежных портфельных инвестиций

в России. Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс в последнее

время, противоречивость, неполнота и нестабильность нормативно-правовой

базы остаются одними из важнейший препятствий на пути привлечения

иностранных инвестиций в Россию.

Статистика иностранных инвестиций в российскую экономику весьма

противоречива. Министерство экономики, Центральный Банк РФ, Госкомстат

России и зарубежные экономические институты, ведущие такую статистику, дают

существенно отличающиеся друг от друга данные. Однако, если пользоваться

данными Госкомстата, накопленный объем вложений иностранного капитала в

Россию к началу 1996 года составил около 12 млрд. долларов, из которых

около 10,7 млрд. долларов пришлось на прямые инвестиции и около 1,5 млрд. -

на портфельные. При этом динамика иностранных вложений по годам крайне

неравномерна - так, их средний ежегодный объем в 1992-94 годах составлял

около 1,0 млрд. долларов, за 1995 год - около 1,6 млрд. долларов, в 1996

году – примерно 2 млрд. долларов, в 1997 – 4,2 млрд. Следует отметить, что

указанный уровень иностранных вложений является (учитывая масштабы

российской экономики) крайне низким, особенно на фоне привлечения

зарубежных инвестиций другими странами мира[10].

На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику

бывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капитала

преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с

зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций (в

нынешней российской терминологии фактически - обществ с ограниченной

ответственностью или закрытых акционерных обществ). В дальнейшем, когда

недостатки “советской” формы СП - произвольная оценка вкладов сторон,

невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидность

вклада в уставный фонд - стали очевидными, преобладающей (в особенности для

крупных инвесторов) формой вложений в России стало приобретение крупных

пакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) или

создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования

остаются преобладающими и в настоящее время, хотя начала расти роль

вложений в различные финансовые и страховые предприятия (в 1997 году только

26% прямых иностранных инвестиций было направленно в промышленность, 9% в

деятельность по обеспечению функционирования рынка (аудит и реклама), а

целых 54% (или 2,1 млрд. долларов) – в финансово-кредитную сферу)[11].

До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на

основе концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко

применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных

вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование

государственных земель).

Не получили пока должного развития в России и свободные экономические

зоны (СЭЗ). В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны существуют

практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам

местных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот для

инвесторов и т.п., что в конечном счете сводит на нет усилия по привлечению

в СЭЗ иностранных вложений[12].

Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь

показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких

инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК

/включая нефтехимию/, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая

и целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с

малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля,

телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных

зданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги)[13].

Проникновение западных портфельных инвесторов на российский рынок

корпоративных ценных бумаг началось фактически лишь в ходе ваучерной

приватизации в 1992-93 гг. Приватизация впервые обеспечила рыночное

предложение акций российских промышленных предприятий для сторонних

инвесторов, привлекательность вложений в которые объяснялась следующими

факторами:

- ваучерная (и ранняя денежная) приватизация практически не

преследовала цели получения в государственный бюджет доходов от

приватизации - главной ее целью было формальное юридическое преобразование

государственных предприятий в акционерные общества и создание таким образом

предпосылок для возникновения в России рынка капиталов. Следствием такого

подхода явился достаточно произвольный порядок определения уставных

капиталов новых акционерных обществ и крайне низкая цена, по которой акции

были проданы государством (так, капитализация нефтедобывающего объединения

“Сургутнефтегаз” с объемом ежегодной добычи нефти свыше 33 млн. тонн по

цене чекового аукциона в 1994 году составила всего около 16 млн. долларов).

Поэтому одним из важнейших факторов, способствовавших приобретению акций

некоторых российских АО иностранными портфельными инвесторами, была

огромная недооцененность этих ценных бумаг по сравнению со сходными

компаниями в других странах (даже с учетом странового риска России);

- акции многих российских предприятий (в особенности - предприятий

экспортноориентированных отраслей) имели, с точки зрения портфельных

инвесторов, большой потенциал курсового роста в будущем. Несмотря на то,

что в настоящее время эти компании не могут позволить себе выплату

дивидендов своим акционерам, перспектива их развития позволяет

предположить, что в будущем эти АО могут стать устойчиво прибыльными, а

значит - выплачивать высокие дивиденды по своим акциям, следствием чего

явится их курсовой рост;

- высокая рисковость вложений в Россию, экономическая и политическая

нестабильность должны были неизбежно привести к высокой нестабильности

курсов российских акций и создать возможность получения высокой

спекулятивной прибыли от операций с ними.

Вместе с тем высокий общий уровень рисков и почти полное отсутствие

правового регулирования рынка ценных бумаг сдерживали ориентированных на

вложения в Россию инвесторов. Вследствие этого первыми иностранными

финансовыми институтами, которые стали вкладывать в 1993-94 гг. свои и

клиентские средства на российском рынке корпоративных ценных бумаг, явились

либо отделения крупных международных финансовых компаний, либо молодые

компании, созданные специалистами, хорошо знакомыми с российской

спецификой.

Специфика нарождающегося рынка ценных бумаг России способствовала

тому, что страна была отнесена инвесторами к так называемым “возникающим

рынкам” (emerging markets), традиционно отличающимся высокими рисками,

неразвитой инфраструктурой рынка капиталов, неустойчивостью курсов ценных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.