Рефераты. Инвестиционный климат в России и пути его активизации






общих положений принят режим большего благоприятствования иностранным

инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в полном или

частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый период

эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва,

Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва,

Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных

(Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия).

Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный

климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов

от избыточного риска. В России до сих пор отсутствует своя система оценки

инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы

ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих

инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России.

Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными

экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации

и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В

связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте

экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного

климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это

обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций,

послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

7. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации

инвестиционного климата.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и

иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция,

несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной

инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих

проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый

приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется

разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и

объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России

и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью

(забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом

преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов

законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением

курса рубля и его неконвертируемостью и др.

Российское правительство в последние годы проявляло в отношении

зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная

политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям,

но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь

вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не

имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на

множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление,

что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.

Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это не более чем

"надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую

экономику.

Рассмотрев с различных сторон факторы, сдерживающие поток инвестиций

в нашей стране, мы можем предложить несколько решений этих наболевших

проблем.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в

российскую экономику является жизненно важным средством устранения

инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной

деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих

рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к

Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему

их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное

условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так

и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил,

сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли

понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.

В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой

режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях

составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе

законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет

усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о

концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет

также законодательное определение прав собственности на землю. Для

облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на

российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный

центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской

стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата

требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в

стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и

специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения

инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

- достижение национального согласия между различными властными структурами,

социальными группами, политическими партиями и прочими общественными

организациями;

- радикализация борьбы с преступностью;

- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за

исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и

стимулирования производства;

- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные

нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную

строительную продукцию;

- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным

инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью

компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с

другими направлениями их деятельности;

- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным

перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо

отметить:

- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и

конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и

страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и

коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров,

занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском

заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении

сделок "под ключ";

- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга

инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его

полной конвертируемости.

Будем надеяться что вышеперечисленные меры будут приняты

правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных и

иностранных инвестиций.

- Заключение -

Добившись цели, поставленной нами в работе, исследовав и оценив

текущее состояние инвестиционного климата в России в заключении скажем

немного и о том, зачем России необходим благоприятный инвестиционный

климат.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций

в российскую экономику преследует долго-временные стратегические цели

создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества,

характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого

лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное

функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию

рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-

технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение

России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала -

необходимое условие построения в стране современного гражданского

общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство

гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров,

которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают

государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и

национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода

из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада

производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь

в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных

инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована

в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении

потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в

развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала,

проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной

управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в

новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка

России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы,

достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической

беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная

задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных

стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение

общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в

отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с

иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские,

занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера

практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала,

но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств

предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное

налогообложение.

Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции ещё более важны,

чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения

правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в

получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики

нашей страны (по крайней мере можно на это надеяться), а также в

неразбазаривании природных богатств России.

Рассмотрев инвестиционную политику государства мы увидели, что

правительство (как обычно) всё пустило на самотёк, предоставив инициативу

регионам, которые сейчас налаживают непосредственные контакты с

представителями как западного, так и российского капитала. Примером этому

может служить мэр Москвы Ю.М. Лужков. Обладая огромной энергией, он, с

завидным упорством, привлекает финансовые активы для капитальных вложений в

предприятия Москвы, реконструкции древнейших памятников архитектуры. Что и

говорить - Москва сейчас выглядит как настоящая столица России, и чтобы

достичь этого Юрию Михайловичу потребовался не один год упорной работы, но

взглянув на наиболее привлекательные регионы для инвестиций (см. приложение

1) мы легко заметим, что и по количеству накопленных средств, и по

количеству средств привлечённых за первый квартал 1997 года Москва занимает

первое место.

В целом же мы уже можем говорить с некоторой долей уверенности о

положительных сдвигах в инвестиционном климате России, о котором говорят

некоторые приведённые ниже цифры. За год показатель рублёвых инвестиций

вырос в 8 раз и достиг к апрелю 1997 года отметки в 2 трлн. руб. в том

числе 1.2 трлн. прямых инвестиций, что говорит об активизации национальных

инвесторов, а также говорит о некотором доверии к правительству России в

целом, и к относительной устойчивости российской экономики. Акции

российских предприятий за последние полгода подорожали в среднем почти в

2.5 раза. Такой рост привлекает на фондовый рынок даже самых осторожных

инвесторов, имеющих стойкое предубеждение против бумаг предприятий. В

первом квартале 1997 года в экономику России было инвестировано 2.2 млрд.

долларов иностранного капитала, что в 2.5 раза больше, чем за аналогичный

период прошлого года. Это даёт надежду на то, что инвестиционный климат

России всё же делает какие-то движения вперёд, хотя и не очень уверенными

шагами. В целом общая ситуация в российском производстве может резко

измениться в ближайшие 5-10 лет в лучшую сторону, если существующие

тенденции капиталовложений будут сохраняться в будущем. В перспективе мы

уже можем надеяться на улучшение ситуации в российской экономике в целом по

России, ведь вместе с увеличением инвестиций в нашу экономику, увеличится

её стабильность, уменьшится риск долгосрочных кредитов, а значит будут

претворяться в жизнь многие проекты, рассчитанные на улучшение социальной

сферы (бюджет в данный момент не справляется даже с необходимым минимумом

программ), что в свою очередь уменьшит социальную напряжённость в стране.

Только так, последовательными и тщательно продуманными реформами, мы можем

добиться остановки спада производства и стабильного его роста. Радикальные

реформы показали себя далеко не с самой лучшей стороны, их

несостоятельность лишь разрушала российскую экономику и, как следствие,

ухудшало инвестиционный климат в стране, пугая потенциальных инвесторов

непредсказуемостью экономики России. Имея на данный момент тенденцию

улучшения инвестиционного климата в России будем надеяться, что какой-

нибудь неосторожный шаг со стороны правительства не повернёт нас назад.

Приложение 1

|Наиболее привлекательные регионы |

|Регион |Объем инвестиций, млн. дол. |

| |Первый квартал |Накопленные |

| |1997 г. | |

|Москва | 1936.7 |8371.3 |

|Санкт-Петербург | 35.5 | 824.8 |

|Тюменская обл. | 21.9 | 913.5 |

|Нижегородская обл. | 21.6 | 237.2 |

|Магаданская обл. | 17.6 | ... |

|Самарская обл. | 17.0 | ... |

|Приморский край | 10.9 | 239.1 |

|Московская обл. | 9.3 | 901.6 |

|Татарстан | 9.1 | 365.1 |

|Камчатская обл. | 7.6 | ... |

|Архангельская обл. | ... | 451.6 |

|Республика Коми | ... | 339.9 |

Приложение 2

|Наиболее привлекательные отрасли для инвесторов |

| |Объем инвестиций, |

| |млн. долларов |

|Отрасль |Первый |Накоп-л|

| |квартал 1997|енные |

| |г. | |

| | | |

|Финансы, кредит, страхование |1437.7 |4033.5 |

|Общая коммерческая деятельность по | 334.3 |2179.2 |

|обеспечению функционирования рынка | | |

|Пищевая промышленность | 131.9 |1854.6 |

|Топливная промышленность | 98.5 |1943 |

|Торговля и общественное питание | 58.7 | 855.6|

|Транспорт | 29.2 | 357.3|

|Цветная металлургия | 19.6 | ... |

|Материально-техническое снабжение и сбыт | 19.0 | ... |

|Деревообрабатывающая промышленность и | 16.5 | 735.9|

|целлюлозно-бумажная промышленность | | |

Библиографический список

1. “Большой экономический словарь”. М., “Правовая культура”, 1994 г.

2. П. Самуэльсон. “Экономика”, 1 т., М., 1992 г.

3. С. Фишер. “Экономика”, M., 1997 г.

4. С. Глазьев. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы

экономики”, №1,1997 г.

5. Е. Кондратенко. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М., Ж.

“Экономист”, №7, 1997 г.

6. А. Мартынов. “Активизация инвестиционной политики” М., Ж. “Экономист”,

№9, 1997 г.

7. А. Селезнёв. “Банковская система - ядро инфраструктуры финан-сового

рынка” М., Ж. “Экономист”, №7, 1997 г.

8. Я. Уринсон. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М.,

Ж. “Вопросы экономики”, №1, 1997 г.

9.Статистические данные взяты с сервера “ГОСКОМСТАТа”

России по адресу http://www.sci.aha.ru/win/stat

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.